Сегодня тема расы является самой обсуждаемой темой (после темы половой принадлежности) нашей культуры. Ежедневно вокруг этого вопроса возникает риторический ураган в политике, искусстве, деловой сфере, прессе и особенно в социальных сетях. Для христиан естественно вести эти обсуждения исходя из собственного опыта, но так как мы верим, что Библия имеет право быть критерием оценки нашего личного опыта и каждой культуры, мы должны отталкиваться именно от Писания, как от высшего авторитета.


В самом начале важно отметить, что мы все читаем Писание через призму нашей собственной культуры, которая частично искажает реальную картину Его учения. Поэтому если мы выносим вопрос, что говорит Библия о расе, нам нужно подходить к этому со смирением и открытостью к исправлениям.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И РАСА

Сотворение Триединым Богом. Библия начинается с того, что Бог творит мир Своим созидательным Словом и Духом (Бытие 1:1-3) — Бог, Которого мы знаем как Триединого (Иоанна 1:1-3). Бог един и в то же самое время Он представлен тремя равноправными, вечными и отличающимися друг от друга Личностями. Бог не «скорее Один, чем Три» и не «скорее Три, чем Один». Он — совершенное единство в многообразии и многообразие в единстве (под словом «многообразие» подразумеваются три Лица Единого Бога, Которые отличны друг от друга — прим. пер.). Смысл этого ясен из Ефесянам 4:1-6. Павел призывает ефесян к единству, несмотря на различие их даров и призваний (стихи 7-13). Но единство, о котором говорит Павел, не является какой-то абстрактной идеей. Оно мотивировано образом единства-в-многообразии Троицы – «… один Дух… один Господь… один Бог и Отец всех…» (Ефесянам 4:4-6) [1]. Из-за того, что Бог един в множественности, христиане могут и должны знать о единстве через различные человеческие барьеры расы и культуры.

Раздробленность идет от грехопадения. Когда человечество начало отворачиваться от любви к Богу и служения Ему, незамедлительно последовало отчуждение людей друг от друга (Бытие 3:7-24), которое затем быстро привело к насилию (Бытие 4:8, 23-24). Несколько глав спустя мы видим, как отчуждение и враждебное разделение продолжают расти глобально. После потопа Бог снова призывает людей плодиться и заселять всю землю (как в Бытие 9:1), создавать и расширять сообщества.

Но люди решили остаться в одном месте и построить великую башню, достигающую небес, чтобы «сделать себе имя» (Бытие 11:4) с помощью технологий. Вавилонская башня задумывалась как памятник для возвеличивания общества, основанного на человеческой славе — в противоположность Божьей. Итог: Бог «смешал язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:7). Их единство разрушилось, и люди рассеялись по земле.

Божий суд, даже если он был внезапным и сверхъестественным, тем не менее отражает настоящие последствия греха для человеческого общества. Каждая культура, не основанная на Боге, сделает себе идола – как высшую ценность – из чего-то еще, и этот идол, несомненно, будет причиной разделения. Если моя высшая ценность – семья, тогда я буду ставить свою семью выше других. Если это моя работа, мой бизнес, моя расовая принадлежность или мои эгоистические интересы, я буду превозносить свою расу или самого себя над другими расами или людьми. Последствия греха состоят в том, что человечество становится поделенным на расовые и культурные обособленные ячейки (гетто), которые не могут понимать друг друга. Некоторые из таких ячеек (гетто) создаются более могущественными группами для менее могущественных. Но даже доминирующие и доминируемые расовые группы неизбежно делятся на более мелкие, потому что мы все находимся под влиянием греха, слепые и глухие ко всем представителям других сообществ.

Израиль и народы. Из Библии становится ясно, что все человечество произошло от одной пары людей, она учит тому, что существует только одна раса – человеческая раса. «От одной крови Он [Бог] произвел весь род человеческий» (Деяния 17:26) [2]. Хотя грех постоянно разделяет человечество на враждующие, не принимающие друг друга лагеря, эта враждебность не является волей Бога. Даже если в двенадцатой главе книги Бытие Бог решает явить спасение миру через одного человека – Авраама – и таким образом через одну семью (которая впоследствии становится целой нацией — Израилем) – Бог с самого начала объясняет, что Его цель – благословить все нации и семьи по всей земле (Бытие 12:2-3).
Даже когда Бог дает Израилю законы, которые отличают его от окружающих народов, Он делает это для привлечения этих народов к Себе (Второзаконие 4:5-7). Этот план неоднократно провозглашался пророками, предсказывавшими духовное равенство между Израилем, Ассирией и Египтом – заклятыми врагами. Поражает написанное Исаией, что однажды Господь Саваоф скажет: «благословен народ Мой Египтяне, и дело рук Моих Ассирияне, и наследие Моё Израиль» (Исаия 19:25).

НОВЫЙ ЗАВЕТ И РАСА

Иисус и народы. Однако даже в Израиле, насыщенном вестью о Божьей заботе о всех расах и нациях в равной степени, греховность человеческого сердца стремилась делать идолов из расы. Иисус пришел в мир, возвещая, что Он есть тот Отрок, о котором говорилось в Исаия 42, Который возвестит правосудие для всех народов (Матфея 12:18-21, цитируя Исаия 42:1-3). Когда Он сказал толпе в синагоге, что Его служение предназначается для всех рас, как, например, случалось, когда Илия и Елисей послужили вдове из Сарепты и Нееману сириянину, слушатели были так разъярены, что попытались сбросить Его со скалы (Луки 4:24-30). Тем не менее, Иисус остался верен Своей миссии. Он находит веру римского сотника большей, чем где-либо в Израиле (Матфея 8:5-13). Иисус посылает своих учеников благовествовать «всем народам» без исключения и лицеприятия (Матфея 28:18-20).

Пятидесятница и народы. Трагедии Вавилона предшествует «таблица народов» — список различных рас и национальностей в то время. Только в еще одном месте Библии указывается подобный «список» — в Деяниях Апостолов 2:5-12. Люди из многих местностей собрались в одном городе по случаю Пасхи – они говорили на разных языках – языках своих народов. Но когда Святой Дух сошел на учеников после воскресения Иисуса и апостолы начали проповедовать публично, Бог совершил чудо, которое намеренно дало эффект, обратный вавилонскому наказанию.

В Вавилоне люди одного и того же наречия не могли понять друг друга, потому что пытались достичь небес своими силами, чтобы «сделать себе имя». В день Пятидесятницы представители многих наречий могли понять Божью весть. Почему? Потому что во второй главе Деяний Бог «сошел» снова, но в этот раз с благословением, а не наказанием (Бытие 11:5-7). В Пятидесятницу Бог обратил проклятие Вавилона через дело Своего Сына.

Во Христе нет ни иудея, ни грека (Галатам 3:28). В Ефесянам 2:14-22 Павел объясняет, что крест убирает гордость и самовозвеличивание, которое ведет к расовой враждебности и человеческому разобщению. Сейчас церковь должна показать миру, как человеческая общность может быть восстановлена во Христе. Мы призваны быть «городом-представителем» Бога (Матфея 5:14-17) посреди каждого «города человека», показывая единство людей из разных культур, рас, социальных слоев – единство, которое может дать только Христос [3]. В конечном итоге проклятие полностью исчезнет. «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Софония 3:9).

Петр, Павел и ранняя церковь. Несмотря на чудо Пятидесятницы, книга Деяний показывает, как трудно было христианам воспринимать послание, которое пробивалось сквозь расу и расизм. Деяния 10-11 – классический пример. Бог хочет, чтобы Петр посетил римского сотника Корнилия. И перед этим послал Петру несколько сильных, очевидно, сверхъестественных знаков, чтобы подготовить его для визита к сотнику. Сначала Он посылает Петру видение большого полотна (т.е. скатерти), на котором лежат «нечистые» животные, считавшиеся таковыми законом Моисея. Голос Божий говорит ему, чтобы он не принимал что-либо созданное Им за нечистое. Это повторяется три раза. Но видение само по себе не очень помогло Петру: тот его сначала не понял (Деяния 10:17).

Затем Бог-Дух напрямую велел ему идти с людьми, которые с минуты на минуту должны были подойти к двери (стихи 19-20). Наконец он услышал от тех людей, что к языческому сотнику Корнилию явился ангел. Данная ситуация показывает, насколько сильными были расовые предрассудки и как широка была пропасть между евреями и язычниками.

“Нам трудно представить непроходимую пропасть, которая разделяла в те дни иудеев и язычников. Дело не в том, что сам Ветхий Завет положил этот раздел.… наоборот, … он подтверждал, что у Бога есть и для них [язычников] цель. Через избрание и благословление одной семьи Он хочет благословить все племена земные (Бытие 12:1-4)… Трагедия состоит в том, что Израиль извратил доктрину избранности в доктрину предпочтения, исполнился расовой гордыни, высокомерия и ненависти, стал презирать язычников, как «собак» и развил традиции и предания, которые окончательно отделили его от остального мира. Никогда ортодоксальный иудей не войдет в дом язычника… всякое близкое общение с язычниками находилось под запретом…” Джон Стотт, «Деяния святых Апостолов: Библия говорит сегодня» (John Stott, The Message of Acts: The Bible Speaks Today)

В итоге Петр отправляется к дому Корнилия и там признает: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:34-35). Это одна из самых главных мыслей книги Деяний, поскольку мы видим, как уверовавшие евреи под властью Евангелия принимают и впускают к себе первых самаритян, затем эфиопов (Деяния 8), а затем и римлян (Деяния 10), и греков (Деяния 11).

Откровение. В книге Откровение мы находим кульминацию Библии и человеческой истории. Как мы уже поняли, Новый Завет подчеркивает фундаментальное единство всей человеческой расы (Деяния 17:26) — и особенно внутри церкви, во Христе (Галатам 3:28). Но в заключительной книге мы видим удивительное многообразие людей. Новый Иерусалим будет насыщен, потому что «цари земные принесут в него славу и честь свою», и «и принесут в него славу и честь народов» (Откровение 21:24, 26). Мы видим, как каждая культура приносит «особые почести» — особые дары – Господу в поклонении.

В Откровении 7:9-10 говорится, что на новом небе и новой земле Божий народ будет «из всех племен, и колен, и народов, и языков». Наши тела не являются неважной, отхо̀дной тарой для наших душ. Они будут воскрешены, и большая часть нашей жизни до воскресения будет перенесена в новое творение. Воскресшее тело Иисуса было иным, но в то же время узнаваемым, и содержало раны от гвоздей с креста (Иоанна 20; Луки 24). Откровение 7:9-10 говорит, что наши воскресшие тела сохранят свои этнические признаки. Таким образом, окончательное искупление не стирает расовые и культурные различия. У разных культур есть своя особая красота и великолепие по аналогии с различными дарами тела Христова.

Всегда есть опасность сделать слишком большой упор на человеческую расу, мы можем начать настаивать на неважности расы, как учил старый либерализм, а именно – что мы должны быть исключительно «дальтониками». Но также возможно, особенно сегодня – во время новой политики прогрессивизма и самоидентификации, — что мы сделаем слишком большой акцент на непримиримом разобщении, чтобы ни одна раса не имела права «высказываться» об опыте другой расы. Такое мы уже наблюдаем в наше время.

ЕВАНГЕЛИЕ И РАСА

Учитывая, что Петру потребовалось три видения (Деяния 10-11) для понимания важности расового равенства в церкви, важно отметить вторую главу послания к Галатам, где мы видим, что он отказался есть с уверовавшими язычниками. Павел упрекает его, но основу его критики крайне важно изучить. Он повествует:

«Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Галатам 2:14-16

Основной аргумент Павла Петру следующий. А: «Бог имеет с тобой отношения не на основании твоей расы и культуры (стих 16). И хотя ты был добрым и набожным, твоя раса и обычаи не имеют с этим ничего общего – твои отношения с Богом основаны на благодати». Поэтому Б: «Тогда как ты можешь строить отношения с другими людьми на базе расы и культуры (стих 14)?» Давайте отметим две особенности из слов Павла.

Во-первых, анализ греха Павлом заслуживает внимания. Он не просто говорит, что расизм – это грех, хотя это и вправду нарушение заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (см. Луки 10:25-37). Скорее Павел раскрывает духовные корни расизма – отвержение Евангелия спасения и возвращение к оправданию моральными усилиями или происхождением. Христиане, впадающие в расизм, продолжают верить в оправдание по делам как минимум часть своей жизни. Их сердца противятся благодати и ищут путей самооправдания. Они стараются придумать способы чувствовать себя выше, авторитетней и лучше других… и используют расовые признаки для этого в том числе.

Во-вторых, блестящая трактовка греха. Он не просто говорит Петру: «Покайся в грехе расовой дискриминации, фанатик!», но он говорит: «Покайся, что забыл, как милостиво тебя принял Бог через бесценную смерть Христа». Павел не сосредоточил внимание только на внешнем проявлении греха, он также вычислил корень самодовольства, стоящий за этим. Такой подход гораздо более убедителен и эффективен, чем просто обвинение кого-то в расизме. Если вы пытаетесь побудить людей видеть их богатство во Христе, то вы указываете на их важность и ценность в своем обращении. Вы не ставите их на место, но наоборот поднимаете их, даже если критикуете. С другой стороны, если вы пытаетесь побудить людей, унижая и позоря их, они будут (оправданно) чувствовать самодовольство в вас – это только стимулирует и усилит их самодовольство, а не погасит его. Когда мы используем Божью благодать как мотиватор, мы можем критиковать резко и прямо, но слушатели, как правило, будут способны понять, что мы все равно за них.

Гордость Петра по поводу своей расы была основана также на страхе (стих 12 – «он опасался»). Когда наш грех зиждется на страхе, нам необходима любовь и поддержка, чтобы найти смелость поступать правильно несмотря на страх. Если бы Павел просто сказал: «Твой расизм – нарушение Божьих правил», — страх бы никуда не ушел. Но когда Павел сказал: «Твой расизм – пренебрежение благодати и милости Бога», — он также устранил страх Петра. Он воззвал: «Ты забыл Христову любовь к тебе, Петр».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей следующей статье я уделю больше внимания характеру греха расизма и тому, что об этом говорит Евангелие. На данный момент я могу закончить, сказав, что анализ Евангелия на тему корней расизма и избавления от него, к сожалению, отсутствует в большинстве обсуждений этой темы в наши дни. Сегодня есть довольно много оборонительных мнений, отрицающих масштабы проблемы и обвиняющих почти всех, кто решительно говорит о расизме в церкви, в чрезмерном «пробуждении», называют их марксистами или «борцами за социальную справедливость». С другой стороны, многие из высказывающихся по поводу расовой дискриминации совсем не берут пример с подхода Павла. Они прибегают к порицанию и часто проявляют самодовольство.

Некоторые скажут, что любая «тоновая стратегия» по сути является инструментом заглушения акций протеста, и на самом деле такое может быть. Но в Галатам 2 не говорится о тоне голоса. Слова Павла должны были быть сильными и громкими – совсем не «милыми». Но если мы не применяем «тоновую стратегию», мы должны использовать «стратегию сердца». Евангелие должно истощить в нас самодовольство, если мы хотим быть способными побуждать других оставить деструктивное самодовольство расизма, как на делах, так и в мыслях, как явное, так и скрытое. Иисус выгнал меновщиков из храма и называл фарисеев «окрашенными гробами» (Матфея 23:27), но в то же время Он был так нежен и мягок, что о Нем говорили: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы».

_______________

Переведено специально для semperreformanda.ru

Это первая статья из серии Тимоти Келлера:
– Библия и раса (Март 2020), оригинал статьи на сайте quarterly.gospelinlife.com 
– Грех расизма (Июнь 2020)
– Библия, справедливость и культура (Сентябрь 2020)

_______________

[1] Павел побуждает к единству через семь аккламаций — «одно тело и один дух… к одной надежде… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» Этот список сводится к трем элементам, потому что три из них – это три Лица Троицы, а остальные четыре – это то, как верующие связаны с Отцом, Сыном и Святым Духом. См. «Послание к Ефесянам», О’Брайен, П.Т., издательство Eerdmans, 1999, с.280 (P.T. O’Brien, The Letter to the Ephesians, Eerdmans, 1999, p.280).
[2] Я полностью осознаю, что современная наука не признает, что все люди могут быть генетически связаны с одной парой первых людей. Я не имею намерения здесь обсуждать вопрос «были ли буквально Адам и Ева». Я верю, что так и было, но для наших целей необходимо лишь увидеть, чему здесь учит Библия – что в самом начале была только одна раса – человеческая.
[3] «Расовые роли утратили смысл в Новом Завете, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Колосянам 3:11). Любая попытка составить иерархию человечества путем обращения к Бытие 9:25-27 является намерением заново построить то, что Бог разрушил» («Бытие: Введение и комментарии», Дерек Киднер, издательство IVP, 1967, с.103 — Derek Kidner, Genesis: A Commentary and Introduction, IVP, 1967, p.103).

Поделиться
Написал Тимоти Келлер
Пастор известной церкви "Искупитель" в Нью-Йорке. Популярный проповедник и спикер, а также автор многих книг.