КАК НЕ СТАТЬ «КОЗЛЕНКОМ»?

Тот, кто знаком с русским фольклором, наверное, еще с детства, знает сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке. «Не пей – козленочком станешь» – не раз и не два, предупреждала сестрица Иванушку. Но тот не послушал и в итоге, испил из лужи нечистой водицы. Результат всем известен.

К сожалению, многие христиане также не хотят прислушаться к Божьим предупреждениям. Сегодня в поисках Божьей воли верующие нередко обращаются к преданиям, в принятии решений апеллируют к своему жизненному и сверхъестественному опыту, или же, в попытке справиться с духовными проблемами, обращаются к психологии[1].

Так Коллинз утверждает: «Мы можем и должны черпать из других, небиблейских источников, если хотим полнее разобраться в человеческом существе и оказывать максимальное воздействие через душепопечительство»[2].

Доходит до того, что если сегодня пастор попытается оказать помощь человеку на основании Библии, то ему может грозить административная или даже уголовная ответственность. Почему? Да потому, что в понимании людей библейское консультирование не может дать человеку реальную помощь и приравнивается даже к безответственности и халатности.

Все это говорит о том, что дьяволу, похоже, удалось посеять в умах верующих людей сомнение в Божьем Слове, лишив их веры в Его достаточность. И кажется, что многим христианам приходится по вкусу яд из запрещенных источников, будь то мистицизм, опыт, предания или психология. Да вот только, что в беду попали, они либо не замечают, либо им на «копытцах» комфортней, чем на ногах…

Обличая Израиль, через пророка Иеремию, Бог обвинял его в свершении двух зол: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13). Таким образом, чтобы не попасть в беду и не навлечь на себя гнев Божий, человек в своей жизни должен принять два важных решения: (1) не делать/оставить водоемы разбитые и (2) целиком посвятить себя Богу и Его Слову.

Потому что только в Писании христианин может найти все, что ему необходимо для духовной жизни. Недаром еще в средние века главной движущей силой Реформации стал клич «Sola scriptura! – Только Писание! Одно лишь Писание!» Это заявление ярко говорит о том, что дитя Божье не нуждается ни в каких дополнениях к тому, что ему уже дано в Библии.

Цель данной работы показать, что в Писании Бог дал людям абсолютно все необходимое не только для спасения[3], но и для того, чтобы они могли иметь спасенную жизнь. Имея в своих руках Библию, христианин не нуждается в психиатрах, посредниках или ком-либо еще, так как Бог уже позаботился о нем, дав все необходимое для спасения и эффективного духовного роста.

I. ПИСАНИЕ И ВОСПОЛНЕНИЕ ДУХОВНЫХ НУЖД

Во-первых, в Библии есть необходимое для восполнения всех духовных нужд христианина. Апостол Петр пишет: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни…» (2 Пет. 1:3). Как дар от божественной силы Иисуса Христа в Писании человек должен увидеть и принять все необходимое для жизни. Речь идет о том, что было утрачено человеком с момента грехопадения – а утрачена им была жизнь. Жизнь является самой главной духовной нуждой человека (даже не столько потому, что он нуждается в избавлении от ада, сколько потому, что он бесконечно нуждается в Самом Боге и отношениях с Ним). То есть важно понимать, что практика христианской жизни начинается только тогда, когда человек получает от Бога спасение.

Однако, Писание – это средство, с помощью которого человек не только начинает христианскую жизнь, но и возрастает в ней. Петр добавляет: «…все потребное для жизни и благочестия…» Другими словами, истинный христианин имеет все духовные источники, чтобы совершенствоваться в благочестивой жизни. Он не имеет права обвинять Бога в том, что христианская жизнь слишком сложна или что Божьи заповеди невыполнимы. Вседостаточный Бог, отправляя человека по узкой и тернистой тропе христианской жизни, снарядил его всем необходимым.

Говоря о нуждах, с которыми сталкивается христианин в процессе освящения, хочется указать на три наиболее важные из них.

a) Нужда в верных ориентирах

В чем заключается Божья воля? Как правильно строить свою жизнь и какое решение принять? Христиане часто заняты поиском Божьей воли[4]. Но дело в том, что ее не нужно искать. Божья воля не прячется. Бог хочет, чтобы люди знали Его волю, и Он позаботился о том, чтобы ясно донести ее в Своем Слове: «…заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс. 18:9б). Слово «светла» лучше было бы перевести, как «ясна». Библия не завуалирована. Она достаточно ясна для того, чтобы просвещать все темные уголки человеческого разума и указывать верный курс жизни.

В Псалме 142:10 Давид молится такой молитвой: «Господи, научи меня исполнять волю Твою». Давид не просит, чтобы Бог научил его видеть Свою волю или о том, чтобы Он открыл ее каким-то особым образом. Он просит об исполнении. Из чего можно предположить, что дело вовсе не в информации, а в послушании. Давид уже знал Божью волю из Его Слова. Таким образом, истина о достаточности имеет огромное значение для христианской жизни. «Она дает нам возможность сосредоточить наш поиск на одной только Библии»[5].

Отвергая достаточность Писания, некоторые люди возражают тем, что Библия не отвечает на все вопросы человека. «Например, в каком городе мне жить? На ком жениться? Можно ли спать на деревьях и т.п.?» Подобные возражения не учитывают, что вера в абсолютную достаточность Писания, не означает, что человек должен искать в Библии ответы на все вопросы, какие только могут прийти ему в голову. Так как есть суверенная, сокрытая Божья воля, доступ к которой человеку закрыт: «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор. 29:29а). Но напротив, все, что необходимо знать человеку, открыто в Писании: «…а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29б).

И если даже Писание не говорит прямо о том, нужно ли хлопать на богослужении или регулировать деторождение, человек может знать общие принципы, которые Бог заложил в Своем Слове. В таких случаях нужно понимать, что Бог дал человеку свободу в принятии решений, но при этом ограниченную Его моральным законом[6].

b) Нужда в здоровом питании

Еще одна чрезвычайно насущная нужда – это поддержание духовного здоровья. Всякая мать знает, что для нормального развития ее ребенок, прежде всего, нуждается в здоровом питании. Для того, чтобы ребенок Божий мог возрастать в вере, не сообразовываться с этим миром, противостоять лжеучениям он должен регулярно питать свою душу истиной (1 Пет. 2:2). И только Писание способно восполнить эту нужду.

В 18 псалме с 8-10 стихи Давид делает удивительное по своей глубине и сжатости утверждение о достаточности Божьего Слова: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8). «Совершен» – это перевод обычного еврейского слова, которое означает «достаточный, полный»[7]. То есть Писания достаточно для того, чтобы питать и укреплять душу человека. Более того откровение Господа верно. Писание непогрешимо. Оно лишено ошибок и противоречий: Его суждения о Боге или о человеке всегда соответствуют сути – они истинны. Вот почему оно «умудряет простых». Слово «простых» происходит от выражения «открытая дверь». То есть Давид имеет в виду наивного простачка, который не знает когда ему нужно открывать двери своего ума, а когда закрывать (например, от ложного учения). Так вот, Библия берет сегодня таких легковерных простачков и умудряет их, делая духовно зрелыми.

Другими словами, только питаясь Словом Божьим, христианин может поддерживать в себе духовную жизнь (Мф. 4:4). Ведь Библия – это живая книга (Евр. 4:12а), в которой струится жизнь самого Бога. Таким образом, Писания абсолютно достаточно для того, чтобы давать жаждущей душе регулярное здоровое питание.

c) Нужда в богоугодном характере

Наконец, Писание достаточно для взращивания богоугодного характера. Говоря о цели Божьего избрания и призвания христианина, в послании к Римлянам, Павел указывает на то, что Богу угодно, чтобы Его дети были похожи на Его Сына, имели Его характер и моральное совершенство: «…Тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Рим. 8:29). Как этого достичь? Бог предусмотрел только одно средство для достижения богоугодного характера – «Все Писание…» Оно необходимо, «для наставления в праведности», чтобы был «совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Это не второстепенный вопрос. Если человек пережил на себе спасающее действие Божьей благодати, то он обязательно будет стремиться к богоугодной жизни. Моральное совершенство, ведущее к добродетельной жизни во славу Бога – это Божья заповедь (Мф. 5:48; Ик. 1:4). И для достижения этой цели христианин не нуждается ни в чем сверх того, что предписывает Писание. Совершенно ни в чем!

II. ПИСАНИЕ И РЕШЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМ

Во-вторых, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что в Писании есть необходимое для решения всех духовных проблем христианина. Живя во враждебной по отношению к себе среде – этом мире, христианин рано или поздно сталкивается с разными духовными проблемами. Вера в то, что Бог в Своем Слове дал все необходимые ресурсы для преодоления этих трудностей убережет от больших проблем, как отдельные души, так и церковь Христа в целом.

Опять же можно возразить: как Писание может быть достаточно, если оно не регламентирует все ситуации? В жизни людей имеют место тысячи проблем, о которых Библия не говорит ни слова!»

В своей книге «Современная психотерапия» Джонс и Бутман делают следующее утверждение:
«Обратите внимание, что Писание хотя и богодухновенно («выдохнуто Богом»), о нем не говорится, что это единственный и достаточный источник всех слов, необходимых когда-либо кому-либо для любых целей связанных с потребностями человека; но сказано, что оно «полезно». Другими словами, мы не ищем в Писании пояснений, как чинить водопровод; не должны искать и того, как отличить шизофрению от расстройства характера»[8].

Но, говорит ли слово «полезно» в 2 Тим. 3:16 о том, что Библия является не единственным источником для освящения верующего, а всего лишь полезным также как и другие? Совсем не обязательно. Если кто-то скажет: «Пресная вода полезна для утоления жажды», значит ли это, что человек может напиться морской, соленой водой? Нет. В одном из своих употреблений греческое слово «полезно» (гофелимос) означает «оказывать помощь». Говоря «полезно», Павел имеет в виду, что Писание оказывает богодухновенную помощь в совершенствовании Божьих детей. Во-вторых, В Писании дано все потребное для благочестия (2 Пет. 1:3), а не для ремонта водопровода или коробки передач. Писание имеет духовную направленность, а не материальную, а значит, притязает на то, чтобы быть достаточным источником именно для освящения верующего. «Библия – это полностью оснащенный медицинский кабинет Бога; там есть средства на случай любых духовных проблем, с которыми мы можем столкнуться»[9].

a) Проблема лукавого сердца

Наверное, не будет преувеличением сказать, что все духовные проблемы человека связаны в первую очередь с его сердцем: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

Если бы человек сам давал характеристику своему сердцу, то оказалось бы, что нет ничего прекрасней, чем сердце человека! Однако, это было бы неправда, потому что сердце человека – это самое лживое и лукавое из того, что существует на земле[10].

Проблема сердца, заключается в том, что оно лжет всякий раз, когда человек пытается определить его истинное духовное состояние. Только Божье Слово способно вскрыть сердце человека, показав, что наполняет его в действительности: «Ибо слово Божие живо и действенно… оно проникает до разделения души и духа… и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Слово «судит» – это перевод греческого слова «критикос», от которого произошло современное слово критик[11]. Слово Божье единственный абсолютно совершенный критик, который помогает человеку смотреть на себя глазами Бога.

Словно следопыт, Писание обязательно выведет на чистую воду все помыслы человека, вскроет его лукавство: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его…» (Евр. 4:13). Автор употребляет здесь очень яркое слово «тетрахелисменос». Это не обычное слово, которое употреблено в Новом завете всего один раз – в этом стихе. Обычно его использовали как термин спортивной борьбы для обозначения особого приема: схватить противника за горло так, чтобы он не мог пошевелиться[12]. Психотерапевта человек обманет, себя тоже, но, в конце концов, Бог может схватить его так, что он не сможет избежать встречи с Ним лицом к лицу. Поэтому, только тот христианин, который обращается к Писанию, может решить проблему своего лукавого сердца.

b) Проблема запинающего греха

Если проблема сердца атакует человека изнутри, то запинающий грех[13], как правило, лежит на поверхности его жизни. Многие христиане признают, что Библия помогает справится с отдельными грехами, но достаточно ли простого наставления из Библии для борьбы с глубоко укоренившимися проблемами? Возможно, некоторые люди нуждаются в объединенных усилиях какой-нибудь группы врачей?

Нет. В вопросах греха бессильны все человеческие методы, потому что грех сильнее человека. Только Божье Слово имеет власть над самыми закоренелыми грехами: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). В Писании есть все необходимые ресурсы для борьбы с грехом, потому что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Когда человек научается истине, она начинает обличать его грех и помогает в исправлении. Как бы низко не падал христианин, через Свое Слово Бог силен вновь поставить его на ноги и вновь утвердить в праведности.

c) Проблема эмоциональной стабильности

Также Писание не обходит стороной эмоциональные проблемы человека. Еще в семнадцатом веке Роберт Бертон заметил «Если и есть на земле ад, то его можно найти в меланхоличном сердце»[14]. Среда обитания, в которой протекает жизнь верующего, не отличается особой дружелюбностью. С момента грехопадения по сути каждый день является злым (Еф. 6:13). Каждый день христиане соприкасаются с какой-то формой зла: обидами, горечью, раздражением, злоречием и т.д. Смерть и болезни нередкий спутник наших душ. В такой обстановке наиболее уязвимой является эмоциональная сфера жизни христианина. Упадок, уныние, депрессия – способно ли Писание решить и эти духовные проблемы?

Конечно! Более чем способно! Писание не только повелевает всегда радоваться (Фил. 4:4), но и дает эту радость (причем даром) – «Повеления Господа праведны, веселят сердце» (Пс. 18:9). Тогда, когда христианин со всей внимательностью и послушанием относится к праведным повелениям Господа, он обязательно испытает совершенную радость (Ис. 58:14; 1 Ин 1:4). Более того, Писание достаточно для того, чтобы научить человека радости даже, когда он проходит самые различные искушения (Иак. 1:2). Оно дает надежду (1 Кор. 10:13; Флп. 4:13).

ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Итак, пришло время дать ответ на вопрос, озвученный в начале. А именно – дабы не угодить в беду, христианин должен утолять свою духовную жажду только в правильном месте. И это место – Божье Слово, которое содержит в себе все, что необходимо знать Божьему народу, как для спасения, так и для духовного роста.

Писание «подобно молоту, разбивающему скалу (Иер. 23:29), зеркалу, отражающему истинное состояние (Иак. 1:23-25), семени, дающему жизнь (Лк. 8:11; 1 Пет. 1:23), дождю и снегу, питающим семя (Ис. 55:10-11). Оно – пища: молоко для младенцев (1 Кор. 3:1-2; Евр. 5:12-13), твердая пища (1 Кор. 3:2; Евр. 5:12-14) и мед (Пс. 18:11). Слово Божье – золото и серебро (Пс. 118:72), светильник (Пс. 118:105; Пр. 6:23; 2 Пет. 1:19), меч, который судит о помышлениях сердечных (Евр. 4:12), огонь, побуждающий верующего говорить (Иер. 20:9)»[15]. Другими словами, Писание абсолютно достаточно для свершения великих дел в жизни человека.

Сегодня каждый христианин имеет доступ к сокровищнице дарованного свыше духовного богатства. Он снабжен всем необходимым. Ничто – ни великие тайны, ни экстатические переживания, ни сокрытая духовная премудрость не может вознести христиан к более высокому уровню духовной жизни. Бог уже поставил жирную точку в вопросе духовных поисков и духовных нужд верующих на все времена. Вседостаточное Божье Слово – это то, что должно стать во главу угла жизни каждого спасенного чада Божия.

 

_____________________________

Источник mbcerkov.ru

_____________________________

[1] На самом деле это не новая проблема. Еще на самой заре христианства в первых четырех веках, христиане сталкивались с атаками на доктрину достаточности Писания. Например, существовало учение, которое известно как гностицизм…
[2] Коллинз, Психология и богословие: перспективы интеграции. Цит. по Конспект по Библейскому душепопечению // Служение душепопечения церкви «Грэйс Коммьнити / Пер. с англ. Хантсвилл, не опубликованный материал. С. 21.
[3] То, что Библия достаточна для спасения, сегодня редко вызывает дискуссию среди христиан, но в вопросе освящения достаточность не редко отвергается. Поэтому, в данном исследовании автор ограничится только рассмотрением вопроса о достаточности Библии в духовной жизни христианина.
[4] К сожалению, в таких поисках верующие часто впадают в мистицизм. В церковных кругах есть даже такое выражение: если ты хочешь знать волю Божью, то (по примеру Гедеона) иди «расстели шерсть на гумне». Люди попадают в большие неприятности из-за этого заблуждения.
[5] Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2004. С. 130.
[6] См. Быт. 2:19-20; 1 Кор. 7:36-38, 39.
[7] Джон Мак-Артур. Наша достаточность во Христе / Пер. с англ. Б. м.: СЕО, 2005. С. 77.
[8] Джонс и Бутман, Современная психотерапия. Цит. по Конспект по Библейскому душепопечению. С. 22 (не опубликованный материал).
[9] Уэйн Мак. Там же. С. 21.
[10] Так говорит Библия – единственная книга на земле, говорящая, что дела у человека так плохи. Ни одна другая религиозная книга не опускает человека «ниже плинтуса» так, как это делает Библия. Это лишний раз доказывает, что Автор Библии – Бог, потому что человек никогда не написал бы такое о себе. Сердце обманывает самого человека (Ик. 1:26) и других людей (Деян. 5:4). Сердце исполнено зла и безумия (Еккл. 9:3). Оно испорчено и безнадежно больно.
[11] Джон Мак-Артур, Наша достаточность во Христе. С. 97.
[12] Уильям Баркли. Толкование Послания к евреям / Пер. с англ. Scottdale, PA: Herald Press, 1980.
[13] Говоря «запинающий», автор понимает, что любой грех запинает духовный рост христианина, но в данном случае, имеются в виду грехи, которые уже вошли в привычку, то есть зависимости.
[14] Эдвард Уэлч. Депрессия: Неотступная тьма. Свет стезе моей / Пер. с англ. Одесса: Тюльпан, ЕРПЦО, 2009. С. 18.
[15] Бернард Рамм. Цит. по Миллард Эрисксон. Христианское богословие / Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: Библия для всех, 2002. С. 857.

Поделиться
Написал Александр Борисов
Пастор в Майкопской Библейской Церкви “Возрождение”. Вместе с женой Светланой воспитывает троих детей.