Согласно Библии, грех – это все, что не соответствует Божьей воле и славе, что нарушает Его закон и Его образ (1 Иоанна 3:4, Римлянам 3:23). Есть как минимум четыре причины, по которым расизм – это попирание Божьей славы и, следственно, грех. Это и есть грех.

1. Из-за образа Бога. Грешить означает нарушать – в мыслях, словах или делах – святую истину, что все люди имеют одинаковое достоинство и ценность, как личности, созданные по образу Бога (Бытие 1:26-28). Один из способов, как истина может попираться, описан в Иакова 3:9: даже если проклинать человека – относиться к нему без уважения – это будет нарушать образ Бога. Когда Иисус говорит: «Не убивай», — Он объясняет, что, если вы относитесь к кому-то с презрением, называя его «рака» (т.е. «глупец»), вы нарушаете принцип заповеди и рискуете попасть в «геенну огненную» (Матфея 5:22). Для современного человека это может показаться чрезмерным, но за шестой заповедью стоит доктрина об образе Бога, изложенная в Иакова 3. Относиться к любому классу или группе людей неодинаково, как к существам, менее достойным уважения, любви и защиты – грех.

Неравное отношение к людям на основе расы – только одна из версий этого греха, хотя он особенно распространенный, тяжелый и пагубный. Предполагать, что собственная раса или национальность по своей природе превосходит другую и относиться к представителям других рас и национальностей с а) несправедливостью или неравным правосудием и б) пренебрежением (возможное значение слова «рака» — «ты никто») или с в) выраженным презрением – грех, за который люди «подлежат геенне огненной».

Божий закон основан на Его характере. Господь буквально «не смотрит на лица» (Второзаконие 10:17). Контекст этого утверждения – обсуждение расы и классовых предрассудков. «… Господь… не смотрит на лица и не берёт даров, Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду» (Второзаконие 10:17-18). В Деяния 10:34 Петр познает, что Бог имеет отношения с людьми не на основе национальной или этнической принадлежности. Быть лицеприятным, пристрастным – грех, потому что это противится Божьему образу и славе.

2. Из-за заповеди «люби ближнего». Иисус подытожил все Божьи законы в две «наибольше заповеди» (Матфея 22:36-40). Вторая из них – это любить наших ближних, как самого себя. Когда Иисуса попросили определить любовь к ближнему, он описал одного человека, который несмотря на большой риск и жертвы восполнил физические и материальные нужды человека из другой расы и религии – не той, которой сам принадлежал (Луки 10:25-37). «Иди, и ты поступай так же», — говорит Иисус нам, подразумевая, что мы должны относиться к людям из других рас, национальностей, социальных слоев с той же степенью заботы, уважения и любови, которые мы даем себе или членам нашего собственного общества.

Размышляя над этой второй наибольшей заповедью, Жан Кальвин замечает, как она совпадает с учением об образе Бога. Кальвин слышал, как люди говорили, что иностранец не заслуживает никакой помощи от них, и что многие из них [иностранцев] имели аморальные взгляды, так почему же они должны были стараться удовлетворять их потребности? В выдающемся отрывке Кальвин отвечает, что мы должны относиться ко всем так, как если бы они были Самим Господом, потому что они все созданы по Его образу и подобию:

«Если перед нами предстанет кто-нибудь нуждающийся в нашей помощи, у нас не будет причин не потрудиться ради него. Если мы скажем, что он нам чужой, то ведь Господь отметил его печатью, которая роднит его с нами. По этой причине Господь призывает нас не презирать свою плоть. Если мы сошлёмся на то, что этот человек презренен и ничего не стоит, то Господь возразит, что Он почтил его сиянием в нём своего образа. Если мы скажем, что ничем не обязаны этому человеку, то Господь ответит, что Он послал его вместо Себя, чтобы мы благотворили ему, как Господь благотворит нам. А если мы скажем, что он недостоин, чтобы мы ради него хотя бы пошевелили пальцем, то образ Божий, который мы созерцаем в этом человеке, вполне достоин того, чтобы мы отдали ему всё что у нас есть… Повторяю, мы придём к этому, если будем помнить, что не должны обращать внимания на злобу людей, но должны созерцать в них образ Божий. Своим великолепием и достоинством он может и должен подвигнуть нас любить их, он изглаживает все их пороки, которые могут отвратить нас от любви». Наставление в христианской вере, III.7.6

Это вызывает расизм или предрассудки любого рода, и он продолжает: «…пусть каждый [христианин] полагает, что всё, чем он владеет и на что способен, составляет его долг перед ближними, и что он может ограничивать свою обязанность благотворить только тогда, когда у него не хватает возможностей для этого» (Наставление в христианской вере, III.7.7).

3. Из-за «нового творения». В конце послания к Галатам Павел говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Галатам 6:15). «Обрезание и необрезание» — это метафора к расовым и этническим различиям, и когда Павел говорит, что такие различия ничего не значат, он не выражается абсолютно. В других местах он указывает на свою любовь к своему еврейскому наследию и относительную гордость за него (см. Римлянам 9:1-5). Он имеет в виду, что такие расовые и культурные различия – ничто по сравнению с новым творением. Но что это значит?

Новое творение – это обновленный материальный мир, очищенный от всякой смерти, страданий и слез, войны и несправедливости, греха и позора (Исаия 25:7-8, 65:17-25). Он будет создан в конце времен, но отрадно то, что частично этот процесс перенесен в настоящее. Герман Риддербос (Herman Ridderbos) пишет, что новое творение в Галатам 6:15 – это «… новая реальность Божьего Царства. Через Христа это новое творение не просто представляется будущно-эсхатологическим (Откровение 21:1-5, 3:12 и Марка 14:25), но уже присутствует в человеке в настоящем». Это новое творение – прежде всего подарок, но он также выполняет свою определенную задачу.

Многие христиане думают, что Иисус спас нас только через крест, где Он заплатил за наши грехи, и Его воскресение было просто великим чудом, через которое Бог доказал, что Иисус – Сын Божий. Так было, но за этим стоит гораздо большее (Римлянам 4:25). Такой довольно узкий взгляд позволяет постичь дар спасения в исключительно индивидуалистическом плане – как новые личные отношения с Богом и ничего больше. Но Иисус воскрес, как «первенец» (1 Коринфянам 15:20-23) из будущего воскресения мертвых, и как таковой Он посылает нам Святого Духа в качестве «аванса» или «первого взноса» от будущего обновленного мира и вселенной (1 Коринфянам 1:22, 5:5; Ефесянам 1:14-16).

Через воскресение Христа мы объединены духовно и сущностно не только с Ним и другими верующими, но и с тем будущим миром, очищенным от всех страданий, слез, несправедливости, зла и греха. Та сила, которая очистит вселенную в конце времен, является той же силой, что возрождает и входит в нашу жизнь теперь через новое рождение (см. слово «palengensia» — и в Матфея 19:28, и в Титу 3:5). Новое небо и новая земля будут не только вмещать спасенных людей, там будет новое человечество без насилия и конфликтов, войн и несправедливости. Сила этого нового творения хоть и частично, но все же прибывает с нами сейчас. Вот почему Риддербос может сказать, что «она также выполняет свою определенную задачу». Мы должны вести себя не в соответствии с веком греха и тьмы, но жить согласно грядущему миру Света (Римлянам 13:11-14).

Одним из признаков этого нового мира будет конец всей расовой, этнической и национальной вражде, разобщению и насилию. Бог скажет: «благословен народ Мой Египтяне, и дело рук Моих Ассирияне, и наследие Моё Израиль» (Исаия 19:25) – ясное выражение расового равенства перед Господом на новом небе и новой земле. Описывая это новое творение (Исаия 62:25), Исаия говорит об объединении наций и правителей земли перед Богом (Исаия 60:1-7). Откровение перекликается с этим текстом, описывая правителей всех наций, приносящих свою славу в Город Бога (Откровение 21:24), и Божьих людей «из всех племен, и колен, и народов, и языков» (Откровение 7:9).

Такие удивительные видения нового творения указывают нам на то, что наши разные «народности» и национальности определенно что-то значат. Они настолько важны, что их особенности перенесутся (а не сотрутся) в новое творение. Они будут очищены от всех греховных искажений, прямо как наши тела будут перенесены и очищены от слабости и гниения. Именно это будущее – это новое творение – христиане должны проповедовать и стараться ему соответствовать сейчас в максимально возможной степени. Библия показывает нам, что одна из важных особенностей этого нового творения состоит в воплощении равенства рас и возрождении их взаимоотношений, потому что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника» (Галатам 3:26-28).

4. Из-за Евангелия оправдания по благодати только через веру. Чтобы осознать, что расизм – грех, и чтобы добиваться успеха в борьбе против него, мы также должны понимать расизм как нарушение принципа спасения по благодати, который является сердцем Евангелия. Ричард Лавлейс (Richard Lovelace) в книге «Динамика духовной жизни» (Dynamics of Spiritual Life) объясняет, что подавляющее большинство христиан имеют лишь теоретическое представление о своем спасении по благодати, а не по собственной праведности. Однако с практической точки зрения, большинство христиан «не присваивают себе оправдывающую работу Христа в своих жизнях».

Вместо этого:
«В своей повседневной жизни они полагаются на свое освящение для своего оправдания… черпая свою уверенность в принятии их Богом в своей искренности, своего прошлого опыта изменения жизни, своего недавнего религиозного поведения или относительной нерегулярности своего сознательного, преднамеренного непослушания».
«Динамика духовной жизни», Ричард Лавлейс (Richard Lovelace – Dynamics of Spiritual Life).

Когда в плане чувства значимости и уверенности вы полагаетесь на свои достижения, или родословную, или на свое поведение больше, чем на оправдывающую работу Христа — отмечает Лавлейс — это делает вас «радикально неуверенными». Нам нужно поддерживать ощущение, что мы хорошие, достойные люди, которых можно любить, потому что в глубине души мы знаем, что таковыми не являемся. Такая неуверенность выражается в разных формах: в высокомерии и гордости, или в ненависти к себе и чувстве стыда, или в критике других. Один из горьких и частых плодов этой неспособности понять спасение по благодати и сделать его центральным в сердце – это расизм. Лавлейс пишет:

«Они закономерно начинают ненавидеть другие культуры и расы, чтобы поддерживать свое чувство уверенности и разряжать подавляемый гнев… они зацикливаются на своей расе, политических убеждениях… и своей культуре, как на способе повышения самооценки. Они надевают культурные особенности, как бронежилет для защиты от неуверенности в себе, но этот бронежилет оказывается ментальной смирительной рубашкой, впившейся глубоко в плоть, которую невозможно снять ничем, кроме всеохватывающей веры в спасительную работу Христа».
«Динамика духовной жизни», Ричард Лавлейс (Richard Lovelace – Dynamics of Spiritual Life).

Таким образом, для большинства людей раса и принадлежность к какой-либо культуре являются своего рода самодовольством. Мы думаем о себе, что мы «хорошие», а «не такие, как они там». То есть мы стремимся сделать наши культурные предпочтения – которые являются не более чем именно предпочтениями – нравственными абсолютами и знаками почета. Например, много того, что мы делаем в церкви – как мы выражаем эмоции, как поем, как долго длится служение, в каком формате общаемся друг с другом — просто культурные предпочтения, а не предписания Библии. И все же без глубокого понимания благодати мы становимся приверженцами своих культурных особенностей и поведенческих шаблонов, принимая их за «верный путь» христианина, и начинаем презирать другие культурные шаблоны. Мы тайно (или явно) презираем людей из других рас, культур (и даже с другими политическими взглядами!) и тем самым пытаемся заделать дыру в собственной праведности.

Павел много говорит об этом в Галатам 2, как мы уже видели в нашей предыдущей статье. Павел замечает, что Петр отказывается сидеть за столом вместе с братьями по вере из язычников. Павел не указывает ему на нарушение заповеди любви к ближнему или образа Бога (хотя мог). Вместо этого он говорит, что позиция расового или культурного превосходства не соответствует Евангелию. Она противоречит Евангелию, которое уравнивает нас всех, как грешников и получателей благодати (Галатам 2:14-16).

Один из недостатков все же хороших и полезных христианских книг о расизме, вышедших за последние пару лет – раскрывая, почему расизм – это нарушение воли Бога, они теологически не объясняют, почему люди расисты. Они сконцентрированы только на проявлениях расизма, но дальше этого не идут. Складывается впечатление, что расисты (или те, кто безразличен к социальным структурам, поддерживающим расовое неравенство) – это просто морально неполноценные люди по сравнению с остальными. И это опасно. Те из нас, кто осуждает расизм, могут начать чувствовать превосходство и терять ощущение общего упадка человечества. Из истории с холокостом мы знаем: когда одна группа людей начинает смотреть на другую как на морально низшую, по сравнению с остальными, это становится оправданием для отвержения и презрения.

Однако если мы поймем, что расизм – только один из способов (хоть и ужасный) установить свою справедливость и свою идентичность без Божьего спасения, тогда мы сможем сохранить необходимое ощущение того, что мы являемся частью всего падшего человечества. Мы можем это сделать, только если посмотрим на расизм как на жестокое, разрушительное проявление того, что каждый человек делает в своем сердце. Если мы про это забудем, то единственный путь обращения к людям, замешанным в расизме – это осудить их, что часто малоэффективно, да еще и обостряет наши разногласия. Когда Павел упрекнул Петра, что тот не последовал Евангелию, он не стыдил его и не принуждал подчиниться. Он напоминал ему, что расизм – это неспособность понять благую весть Божьего спасения. Это путь смирения и надежды, который может менять людей.

Расизм – грех только современности?

Многие современные мыслители считают, что Библия на самом деле не касается темы расизма, потому что понятия «расы» и «белокожести» созданы в наши дни. Утверждается, что до 1400-х разные европейские нации видели себя не частями одной расы, а разными этническими и национальными группами. Англичане ссылались на германскую или французскую «расу», а не на свою. Но когда началась африканская работорговля, идея существования «белой» расы, по сравнению с другими небелыми расами – была способом оправдать рабство и наделить его тем, чего никогда не существовало в древности – строгой расовой основой.

Эта идея «белокожести» была нова́. Сначала абстрактная, не основанная на месте жительства и культуре, как на этнической принадлежности. Вы больше не были в первую очередь ирландцами, или немцами, или шведами – прежде всего вы были «белыми». Когда ирландцы и итальянцы в 1800-х начали массово въезжать в США, их не принимали за «белых» или за часть доминирующей расовой группы США. Но в конечном итоге их приняли. Теперь, когда стало четыре или пять рас, было проще определить «высшие» и «низшие» расы. Это был способ очень быстро распределить все человечество по строгой иерархии.

Такое нововведение действительно породило разрушительный вид расизма. Но справедливо ли говорить, что если современная идея расы была создана белыми людьми для оправдания колониализма и рабства, то Библия, когда касается племенных и этнических предрассудков, не говорит о расизме? Я так не думаю.

Как мы уже увидели, глубокая человеческая потребность подкреплять и оправдывать самих себя порождает некую форму «отчуждения других», выбирая группу людей как объект презрения и тем самым идентифицируя себя более высшим существом по сравнению с ними. Вопроса «отчуждения других» Библия касается постоянно. Вспомните фарисея, смотревшего свысока на других в Луки 18, который говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (стих 11). Буквально это и есть акт «отчуждения других». Он классифицирует целые группы людей, устанавливает иерархию, а затем строит себя через свое презрение.

Однако это не совсем расовое «отчуждение других». Но есть ли оно в Библии? Уверен, что да.

Когда Петр отказывается есть вместе с язычниками, это проявилось так, как и современный расизм. Он «расизировал» их в отдельную категорию – независимо от их этнического или национального происхождения – и, кроме того, установил для себя иерархию высших и низших рас, а затем и «отчуждал» себя от них.
Учитывание факта создания «белокожести» в современности полезно. Однако одна из опасностей сказать, что Библия не касается расизма, состоит в том, что подразумевается, что только белые люди могут совершать гнетущий акт «отчуждения». Но люди из разных частей мира знают, что в каждой части света есть своя версия расизма и «иерархизации» людей.

Расизм – и коллективный, и личный грех?

Одна из самых больших дискуссий в наше время о расизме связана с вопросом «общесистемного» или «структурного» расизма. Заявляется, что существует умышленный индивидуальный расизм, но также есть социальные структуры, поддерживаемые доминантной расовой группой, которые угнетают расовые меньшинства, даже если отдельные люди, поддерживающие эти системы, сами могут не придерживаться расистских взглядов и поведения. С этой точки зрения, если отдельные люди не являются расистами лично, они несут коллективную вину и ответственность за то, что не пытаются расформировать угнетающие структуры.

Верно ли такое мнение? В той формулировке, что я привел, думаю, да: есть и коллективный, и личный расизм.

Первая причина в том, что Библия говорит и о личных, и о коллективных грехе, вине и ответственности. Западные люди, особенно белые американцы, не чувствуют ответственности за проступки, если не делают их индивидуально. Но Библия открывает более реалистичный вид. Даниил каялся в грехах своих предков (Даниил 9). Семья Ахана была казнена за личный грех Ахана за взятие заклятой добычи в Иисус Навин 7. Вопреки нашему западному индивидуалистическому взгляду, Библия признает, что наш характер и поступки – результат не только нашего личного выбора. Характер человека в значительной степени формируется семьей и обществом. Семья Ахана была глубоко причастна в том, каким человеком он стал, и поэтому была замешана в его поступках. Таким же образом Даниил признал, что был результатом влияния общества, согрешившего против Бога, а также признал и свое участие в формировании общины. Тексты, например, Второзаконие 23:3-8 и 2 Царств 21:1 показывают, что Бог по-прежнему признает ответственность наций и народов за грехи после смерти отдельных преступников.

Вторая причина в том, что Библия поддерживает идею о несправедливости некоторых социальных структур. В Притчи 10-12 мы видим ряд утверждений, показывающих, что недостаток личной ответственности может привести кого-то к бедности (Причти 10:4, 12:27). Но затем в Притчи 13:23 говорится: «Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного». Вкратце, Библия не сводит бедность и несправедливость только к последствиям индивидуального выбора или только общественного влияния. Библия также осуждает судебные системы, склоняющиеся в пользу богатых и отвергающих бедных, методы бизнеса, манипулирующие рынком и ценами, несправедливые условия труда.

На данном этапе мы должны упомянуть кое-что, что мы рассмотрим в нашей следующей и заключительной статье, посвященной данной теме. В нашей культуре существуют конкурирующие взгляды о справедливости. Кто-то видит справедливость полностью в том, чтобы просто отдавать людям должное. Другой, как правило, видит практически всю бедность и преступность, как результат общественной несправедливости, а не индивидуальной. Так, например, одна точка зрения показывает отсутствие понимания, каким образом социальная несправедливость заставляет людей стремиться к вандализму во время акций протеста. Другая точка зрения считает, что совершающие акты вандализма не несут моральной ответственности – их вырастило общество. Эта вторая точка зрения не будет относить какие-то неравные последствия к индивидуальному поведению – это всегда, от начала до конца, результат действия социальных сил.

Опасность состоит в том, что христиане, правомерно отвергающие первый (консервативный) взгляд как суб-библейский, просто выберут второй (прогрессивный) безо всякой критики и будут использовать его терминологию. Но оба взгляда являются мирскими, урезанными и упрощенными. Библейская оценка справедливости включает и индивидуальную, и общественную составляющую – и даже больше. Мы не просто индивидуальны и социальны, мы еще и душа и тело. Действительно, термин «мир» (др.-греч. kosmos) в Новом Завете имеет не только материальную компоненту (как в Иоанна 3:16 – Бог возлюбил мир людей), но также духовную реальность, неизбежную тенденцию создавать ложных богов из доброго творения (1 Иоанна 2:15-16). «Совершение правосудия» на основе библейского взгляда будет включать усердную молитву и евангелизацию наряду со всем остальным. Библейский взгляд на справедливость в полной мере учитывает и личную ответственность, и социальные структуры и в то же время основывается на глубоком понимании человеческой жизни, которое выходит далеко за рамки ограниченных альтернативных точек зрения.

Как на самом деле работает коллективный расизм? Он происходит благодаря установлению норм, выгодных белым людям, в ущерб небелым. Когда люди хотят установить какие-либо нормы в обществе, они создают структуры, поддерживающие эти нормы еще долго после ухода их основателей. Вот несколько примеров.

Государственная система образования в этой стране (США – прим. пер.) основана на местных налогах на имущество. Более бедные слои населения, следовательно, имеют намного меньше ресурсов и менее качественное образование в своих школах, что ведет к еще большему уменьшению ресурсов. Поскольку уровень бедности среди афроамериканцев в два раза выше, чем среди населения страны в целом, система школьного финансирования непропорционально охватывает общины цветного населения.

Вот менее формальный, но не менее проблемный пример. Когда у вас свой бизнес, то вполне естественно нанимать работников среди людей, которых вы знаете лично, или среди общих знакомых. Но поскольку у большинства из нас сеть знакомых находится внутри определенной расовой или социальной группы, это означает, что люди, находящиеся у власти, нанимают других в пределах своей расы и социальной группы, в то время как квалифицированные люди из других рас и групп не имеют точки входа.

Еще менее формальной, но широко распространенной формой общесистемной несправедливости является то, как культурные процессы в США формируют недоверие белых людей к другим расам. В недавней статье из New York Times указывалось, что, хотя Франция справилась с пандемией коронавируса намного лучше, чем окружающие страны, французские граждане гораздо более негативны по отношению к своим лидерам, чем в других странах. По словам одного профессора, причина в следующем: «Недоверие [особенно к лидерству] – это структурный (образующий) элемент во французском обществе». Он развивался веками и лежит глубоко во французской культуре, передающейся через миллионы путей неформальных личных взаимодействий из поколения в поколение. В США недоверие к небелым людям, особенно к афроамериканцам, так же структурно и глубоко. Это проявляется бесчисленными способами – например, в том, как учителя, врачи, банкиры, владельцы бизнеса относятся к небелым людям. Суммарный эффект всех этих фигур, имеющих влияние и власть по отношению к конкретным группам людей, служит сдерживающим фактором для небелых людей в образовательном, психологическом, экономическом и физическом плане.

Наконец, хорошо известно, что чернокожих людей в системе уголовного правосудия гораздо чаще задерживают, арестовывают и приговаривают к более суровым наказаниям, чем белых за такое же поведение и совершение таких же преступлений. Сверху предпринимаются многочисленные попытки реформировать полицию путем создания полиэтнических полицейских департаментов. Повторения таких же случаев жестокости показывает, насколько распространены и укоренены структурные аспекты неравного обращения с небелыми людьми в системе правосудия.

Покаяние в расизме

Что значит покаяться в расизме? В каком-то смысле ответ прост. Покаяние должно идти в первую очередь, и сначала перед Богом. Все грехи в конечном итоге совершаются против Него, Его воли и против Его доброго творения. Покайтесь за самые умышленные способы, которыми вы могли осквернить образ Бога, любовь к ближнему, новое творение и Евангелие благодати. Помните, что вы призваны каяться не только за «умышленные», преднамеренные грехи (Псалом 18:14). Псалмопевец спрашивает: «Кто усмотрит погрешности свои?», — поэтому «от тайных моих очисти меня» (Псалом 18:13). Следовательно, мы должны желать покаяться за то, как мы можем заниматься «расовым отчуждением», которое мы едва осознаем.

Есть ли у людей в США какая-либо возможность совершить коллективное покаяние, которое мы видим в девятой главе книги Даниила и в других местах? Есть много предположений, но я упомяну только одно. К.С. Льюис (C.S. Lewis) в своей книге «Четыре любви» (Four Loves) говорит, что любовь к своей стране начинает портиться, когда мы закрашиваем наше прошлое. Как мы говорили выше, некоторые социальные теории вообще ничего хорошего не скажут об американской истории, но коллективное покаяние требует от нас осознания того, как наше общество относилось к разным группам людей. Мирослав Вольф (Miroslav Volf) в книге «Презрение и принятие» (Exclusion and Embrace) отмечает, что есть как минимум четыре способа исключения группы людей из общества. Первый – «истребление» — заключается в убийстве или полном вытеснении (вспомните Холокост). Второй – «господство» — отделение и терроризирование людей с целью держать их в определенных рамках. Третий – «ассимиляция» — отказ принимать любых людей, которые не отказываются от своих отличительных черт и культуры и которые не принимают нормы доминирующей культуры. Четвертый – «оставление» — отказ заботиться о потребностях группы людей или отказ защищать их права. Исторически в США применялись как минимум три последних в отношении афроамериканцев и, возможно, все еще применяются. Отследить и признать эту часть истории – часть коллективного покаяния.

Но Библия всегда говорит, что мы не покаялись, если мы не изменимся и не «сотворим достойный плод покаяния» (Матфея 3:8). Однако плоды покаяния за грех расизма могут принимать множество форм и, безусловно, зависят от того, кто кается. Разве у молодого китайского иммигранта во втором поколении такая же коллективная ответственность за расизм, как у белого англо-саксонского человека? Некоторые утверждают, что азиаты причисляются к «белым», как часть последователей укрепления расовых иерархий.

Есть два основных места, где христиане могут принести плод покаяния за расизм – внутри церкви и за ее пределами.

Не каждое сообщество в США полиэтническое, следовательно, и не каждая церковь. Но один из способов принести плоды покаяния – чтобы члены как можно большего количества церквей жертвовали силы для формирования церквей, которые показывают, как во Христе расовые и культурные барьеры, разделяющие мир вне церкви, не разделяют их внутри из-за силы Евангелия. Для многих ушей, особенно для молодых христиан, это звучит замечательно, но практический путь созидания живой, многорасовой и полиэтнической церкви наполнен трудностями. Недавно вышла превосходная книга об этом – «Прекрасное сообщество: единство, разнообразие и церковь в своих лучших проявлениях» Ирвина Инса младешго (Irwyn Ince, Jr., The Beautiful Community: Unity, Diversity, and the Church at its Best (IVP, 2020). Гораздо более старая, но все же полезная книга – «Одно тело, один дух: принципы успешных многорасовых церквей» Джорджа А. Янси (George A. Yancey, One Body One Spirit: Principles of Successful Multiracial Churches (IVP, 2003).

Вне церкви христиане должны бороться против расовой несправедливости и неравенства, и здесь слишком много возможностей для перечисления. Мне кажется, труд во благо равенства в сфере образования и реформирования судебной системы — один из самых передовых фронтов. Когда дело доходит до последнего, могу назвать две превосходные книги (хоть и написанные для научной аудитории): «Крах американской уголовной судебной системы» Вильяма Дж. Стантца (William J. Stuntz, The Collapse of the American Criminal Justice System. Harvard, 2011) и «Прекращение чрезмерной криминализации и массового лишения свободы: надежда для гражданского общества» Энтони Б. Брэдли (Anthony B. Bradley, Ending Overcriminalization and Mass Incarceration: Hope for Civil Society. Cambridge, 2018). Для верующих, желающих понять и сделать что-то с системой правосудия, эти книги, написанные христианскими учеными, — отличный старт.

___________________

Переведено специально для semperreformanda.ru

Это вторая статья из серии Тимоти Келлера:
– Библия и раса (Март 2020)
– Грех расизма (Июнь 2020), оригинал статьи на сайте quarterly.gospelinlife.com
– Библия, справедливость и культура (Сентябрь 2020)

 

 

Поделиться
Написал Тимоти Келлер
Пастор известной церкви "Искупитель" в Нью-Йорке. Популярный проповедник и спикер, а также автор многих книг.