«Для меня радостно осознавать абсолютную суверенность Господа. Божья суверенность всегда представлялась мне важной составляющей Его славы. Огромное удовольствие доставляет мне приходить к суверенному Богу и поклоняться Ему»
Джонатан Эдвардс
Великий 92 псалом вместе с псалмами 94—99 составляет сборник «псалмов, исполняющихся при возведении на престол». Каждый по-своему подчёркивает тот факт, что Бог властвует как Царь земли. Суверенный Бог изображён в этой песне как Царь, облачённый в величественные одежды и восседающий на Своём троне во всём Своём могуществе. Тема песни заявлена в первых ее словах: «Господь царствует!».
Мир, хоть и нестабильный во многих отношениях, находится под Его властью и правлением. Престол Его утвержден испокон веков. Неистовство бушующего моря, самой устрашающей силы, известной людям на Ближнем Востоке в дни псалмопевца, покорно Ему. Его могущество особенно видно в Его доме и в Его откровениях.
Псалом воспевает Бога Суверенного Царя. Упор делается на характере Его правления. Гимн дает ответ на вопрос, каким Царем является Бог.
Во-первых, Он Царь вечный. Мы поклоняемся нашему Царю потому, что Он правит землей от века.
«Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты – от века» (ст. 1, 2).
Бог изображается великим и верным Владыкой. Господь царствует, одетый в величие. Он препоясал Себя могуществом. Образно говоря, Он нарядился в дела Свои во благо Своего народа. В то время как люди и народы считали Его дело слабеющим в поражении, Господь утверждал Свою власть и приносил победу Своему народу. Таким образом, Он облачался в величие.
Когда казалось, что мир приходил в упадок, Бог восстанавливал его. Псалмопевец преклоняется в благоговении и восхищении, потому что, как он сказал, “престол Твой утвержден искони; Ты – от века”. Престол Божий был и всегда будет. Благодаря тому что Он Царь, во вселенной присутствует вполне различимый нравственный порядок. Бог побеспокоится, чтобы Его духовное правление осталось в силе на протяжении всей жизни земли.
Комментируя данные стихи Чарльз Сперджен пишет:
«Каким бы яростным ни был натиск врагов, престол Его утвержден навеки. Господь всегда был и всегда будет Царем вселенной. Что бы ни происходило на грешной и мятежной земле, вечный Царь восседает на Своем престоле в абсолютной безмятежности. Сколько бы ни буйствовали враги, Господь — истинный Владыка мира. Все совершается согласно Его извечному замыслу, и воля Его исполняется везде и всегда. Как явствует из текста, народу Божьему стало казаться, что Господь на время покинул Свой престол, но вдруг Он снова взошел на место вселенского Судьи, облаченный в царственное одеяние, и восторженный народ воскликнул: «Господь «царствует!» Что может быть радостней для верноподданного, чем лицезреть Царя, облаченного славой и величием? Слова «Господь царствует» следует шептать на ухо всем отчаявшимся и кричать в лицо врагу»
Во-вторых, Бог представлен Царем всемогущим. Шум текущих вод не может сравниться с силою всевышнего Господа.
«Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» (ст. 3, 4).
Громыхающие воды рек, возможно, являются образом любой силы или нации, противостоящей Богу. Образ воды используется в Псалтири для обозначения страданий, накрывающих человека с головой во время болезни (37:5), горя, причиненного врагами (65:12), и бед вообще (45:4). Скорее всего, так евреи выражали свои самые большие страхи. В данном случае выражается конкретная истина, состоящая в том, что Богу по силам и не такие задачи, как избавление нас от любой беды, будь то само свирепствующее море или катастрофические затруднения, представленные в образе моря.
Он Бог сравнивается с морем, которое израильтяне рассматривали как страшную силу. Поскольку в Палестине нет природных гаваней, мореплаватели среди еврейского народа были скорее исключением, чем правилом. Таинственное могущество и необузданная сила свирепствующего океана казались в этой связи еще более страшными. Хоть волны морские вздымаются и бьют о берег с великой силой, разрушая побережье и все, что на нем находится, Господь могущественней моря. Он утвердил Свое царствование и над морем. Единственная надежда Божьего народа состояла в том, что Бог сильнее моря, выше волн и бессмертнее приливов.
В-третьих, Бог — Царь праведный.
«Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (ст. 5).
Сославшись на Божью славу, величие, вечность и силу над могучей стихией — морем, псалмопевец завершает свой гимн утверждением Божьей святости и истинности Его слова.
Святость принадлежит Божьему дому. Его откровения надежны, они выстоят испытание временем и вечностью. Господь царствует над Своим народом. Завет Его крепок, как и Его присутствие, навеки.
Заключение также является кульминационным моментом песни. Если Бог сильнее всего, что Он сотворил, разве Он не останется верным? Он величественней моря, разве Он не останется святым? Последняя строка представляет собой веский утвердительный ответ на эти подразумевающиеся вопросы. Да, Господь является таковым и будет таким всегда.
Бог — Царь над всей землей, и каждое человеческое существо должно поклоняться Ему. Он вечный, всемогущий и праведный. Откровения его надежны, и дом Его свят. Каждый гимн о Боге-Царе по-своему возвещает разные аспекты Его царствования. Псалом 92 возвеличивает Его суверенное владычество над человеком и землей.
Каждому человеку необходимо сделать выбор, кому он будет поклоняться. А он обязательно будет поклоняться кому-то или чему-то. Надо быть безумцем, чтобы не осознать, кто есть Бог и не воздать Ему поклонением, которого Он заслуживает.
«Перед нами поистине впечатляющее сочинение, цель которого — утешить скорбящих, утвердить боязливых и помочь набожным. Царствуй над нами, о великий и милостивый Владыка! Мы не сомневаемся в Твоей власти и не ограничиваем ее, ибо Ты всесилен и абсолютен. Напротив, мы радуемся о Тебе, когда Ты восседаешь на Своем небесном престоле, и знаем, что вся власть принадлежит Тебе. Осанна! Осанна!» (Чарльз Сперджен)