В первом постинге я представил семь утверждений «Я есмь», используемые в четвертом Евангелии. Эти семь утверждений включают в себя: «Я есмь Хлеб Жизни» (6:35), которое указывает на то, что в Иисусе мы имеем вечную достаточность и отсутствие какого-либо недостатка. Второе утверждение, «Я есмь Свет миру» (8:12), указывает на то, что Христос не просто направляет к жизни, но Он является светом, производящим жизнь. Следующее утверждение, «Я есть Дверь» (10:7, 9), подчеркивает безопасность и достаток для тех, кто верит в Него. Утверждение, «Я есмь Пастырь Добрый» (10:11, 14), сосредотачивает наше внимание на Его великой любви, заботе и даже желании положить Свою жизнь за нас (Ин. 10:17, 18). Пятое утверждение, «Я есмь Воскресение и Жизнь» (11:25), одно из самых ясных и недвусмысленных. В нём Иисус заявляет о том, что Он не только воскрешает мертвых, но Сам является воскресением и жизнью. В следующем утверждении, «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (14:6), Иисус использует три связанных между собой термина, чтобы сказать, что Он является «истиной» и «жизнью», и единственным «путём» к Богу. Последнее утверждение, «Я есмь истинная Виноградная Лоза» (15:1, 5), указывает на взаимное обитание, принесение плода, источник жизни, жизнь с избытком, и действенную жизнь.
В прошлый раз мы говорили о первом утверждении, «Я есмь Хлеб Жизни». Мы отметили, что Сам Иисус является пищей, средством к существованию для духовной жизни. В этом утверждении Иисус обещает, что только в Нём человек может найти удовлетворение глубочайших стремлений и нужд человеческого сердца. Только в Иисусе, «Хлебе жизни», мы можем получить жизнь.
В этой заметке мы поговорим о втором утверждении «Я есмь Свет миру». Как и хлеб, свет является ещё одним жизненно важным элементом жизни. Жизнь невозможна без света так как он несет в себе необходимую ей энергию. В этом утверждении, Иисус говорит о том, что Он – Свет, указывающий на истинный жизненный путь – из тьмы и греха. Иисус – свет, показывающий нам как мы можем иметь восстановленные отношения с Отцом. Этими словами Иисус заявляет о том, что Он – Свет производящий жизнь, в которой мы так отчаянно нуждаемся.
Как обычно, чтобы понять отрывок мы должны рассмотреть его контекст. В оригинале Иоанна 8:12-14 следует сразу же за 7:52. Отрывок 7:53–8:11, содержащий историю о женщине, взятой в прелюбодеянии, прерывает последовательность мысли и отсутствует в самых ранних манускриптах.[1]
Контекст 7 и 8 гл. четвертого Евангелия содержит разговор Иисуса с вождями израильского народа в Иерусалиме во время праздника кущей. Одной из церемоний этого праздника было излитие воды на камень, в память о чуде появления воды из камня (Чис. 20:8-11). Ещё одним обрядом было зажжение больших факелов. Каждый вечер во время праздника священники зажигали три больших светильника у женского двора (или сокровищницы) в Храме. Это служило напоминанием об огненном столбе, который сопровождал Израиль во время странствований по пустыне (Чис. 9:15-23). Считается, что этот свет освещал не только сам Храм, но и весь Иерусалим. Это был один из самых радостных праздников в еврейском календаре и люди нередко приносили с собой небольшие факелы в Храм, пели и плясали, иногда целую ночь.
Метафора света ассоциировалась в ВЗ с присутствием Бога. Бог создал свет в первый день, а светила в четвертый (Быт. 1:3; 14-19) и явил Себя Моисею в огне (Исх. 3). Как отмечалось ранее, Бог вел Израиль по пустыне при помощи огненного столба и явился им у горы Синай в языках пламени (Исх. 13:21-22; 14:19-25; Чис. 9:15-23). Также образы света нередко ассоциируются с Богом в Псалмах и Притчах (Пс. 26:1; 35:10; 118:105; Пр. 6:23). В ВЗ свет указывает на разные качества Бога: откровение, святость, спасение (Иез. 1:4, 13, 26-28; Аввак. 3:3-4). Исайя писал, «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Иисус, говоря о Себе, как о свете миру использует фразеологию из Исайи, указывая, что Он есть Тот истинный свет, о котором говорили пророки.
Иисус учил людей следовать за Ним, то есть уверовать в Него как в Спасителя и Господа. Когда мы следуем за Ним, мы ходим во свете, а не во мраке смерти. Мы больше не обитаем в греховной тьме, но Его свет указывает нам на грех и прощение. Следуя за Христом, мы следуем за светом, ведущим нас к вечной жизни.
______________________
[1] Самые ранние манускрипты Ев. от Иоанна не содержат этой истории. Первые манускрипты, содержащие эту историю, датируются 5 веком. Ни один восточный Отец церкви не упоминает этой истории до 12 века, когда мы находим замечание о том, что «точные манускрипты не содержат этой истории». В других манускриптах она обозначена примечаниями, указывающими на её сомнительный характер. История обычно считается устным преданием Западной церкви, сохранившейся в латинских рукописях и Вульгате. Причины, по которым не стоит считать эту историю оригинальной: 1) ученые указывают на то, что лексика этого отрывка не соответствует стилю Иоанна; 2) добавление этой истории (после 7:52 и до 8:12) прерывает развитие мысли; 3) история содержится в поздних и менее достоверных рукописях.