1. Папа Римский начал Реформацию.

Четырнадцатый век был тяжелым временем для папства и руководства Римской-католической церкви. В течение некоторого времени существовало напряженное соперничество в верхушке Римской церкви, и папы находились под давлением французской монархии. Это было не лучшее время для Рима, так как семь римских пап подряд покинули Рим, оставив Рим в пользу Авиньона, на какое-то время именно французский Авиньон стал местом пребывания пап. Рим оказался в стороне, и базилика Святого Петра пришла в упадок. Папы вернулись в Рим в 1377 году, а в 1417 году разобрались со своими разногласиями.

Спустя сто лет дела пошли вверх: в 1505 году папа Юлий II решил снести старый монастырь Святого Петра и начать все сначала. У него были большие планы по созданию собственного склепа, и он хотел, чтобы базилика совпала с ним. Пришло время снова сделать Рим великолепным. Но это было не дешево, поэтому церковь начала кампанию по сбору средств. Именно эта кампания привела Иоганна Тетцеля в Германию, чтобы продавать индульгенции, обещания избежать чистилища в обмен на наличные. И вот 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил гвоздь своего протеста против данной «продажи спасения» к двери церкви в Виттенберге.

2. Реформация коснулась и колбасок.

Во время Великого поста 1522 года группа студентов в Цюрихе устроила большую вечеринку на колбасную тему. Традиционно во время Великого поста ели только овощи и рыбу. Но они хотели перемен, и это означало, что время хот-догов настало. Городской совет Цюриха оштрафовал хозяина и зачинщика вечеринки, хотя и в символическом размере. Через несколько дней руководитель городской церкви Ульрих Цвингли выпустил брошюру в поддержку студентов. Он утверждал, что в Библии нечего сказать о колбасках и о том, можно ли есть их в Великий пост.

Совет города созвал дебаты, чтобы решить, соответствуют ли взгляды Цвингли учению, изложенному в Библии. Цвингли выиграл дебаты в тот день. Но на самом деле, он выиграл еще до того, как это началось, потому что условия обсуждения предполагали опираться на авторитет Писания. И мы же все понимаем, что совсем не колбаски, были основной проблемой на тот момент.

3. Брак Лютера был немного сомнительным.

Католицизм был нацелен на то, чтобы помочь стать человеку праведным перед Богом через таинства или монастырскую жизнь, но деятели реформации проповедовали, что праведность — это дар от Господа. Не нужно совершать дела, чтобы получить праведность от Господа. Все что нужно уже совершил Христос, и это должно быть принято человеком верой.

В 1523 году группа монахинь написали Лютеру. Жизнь в монастыре не имела смысла, поэтому монахини хотели, чтобы Лютер помог им выбраться из монастыря. Лютер привлек купца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь. И 5 апреля монахини сбежали, спрятавшись среди пустых бочек с рыбой. Их семьи отказались принять их обратно, возможно, потому, что то, что произошло, на тот момент являлось преступлением по церковному праву. Так что Лютер решил выдать их замуж. Наверное, это было непростой задачей, после их поездки с рыбой :))

Постепенно он нашел для всех них мужей, кроме одной. Не удалось найти мужа для зачинщицы побега, Катарины фон Бора. И история говорит нам, что сам Лютер женился на ней вопреки своему желанию оставаться холостым. Ему было сорок один, а ей двадцать шесть. Этот брак оказался хорошим решением Лютера.

4. Было 97 тезисов до 95 тезисов.

Знаменитые 95 тезисов Лютера были не первой попыткой инициировать полемику. За несколько недель до этого он опубликовал 97 тезисов. Они включали в себя критический взгляд на греческого философа Аристотеля, который вернулся в средневековый период. Так получилось, что никто не обратил особого внимания на 97 тезисов Лютера. Но эти 97 тезисов занимали важное место в мысли Лютера и в идеях Реформации.

Итак, когда Лютера вызвали отчитаться за свои действия перед августинским орденом, он вернулся к темам девяносто семи тезисов. Говоря упрощённо, Аристотель утверждал, что мы становимся праведными, совершая правильные поступки — ваша личность является результатом ваших действий. Это то, чего человек достигает своими силами и делами. Лютер категорически не был согласен с этим. В Евангелии мы видим, что наша идентичность является даром от Бога. Это то, что человек получает. И тогда наши праведные дела вытекают из нашей новой идентичности, которой нас наделил Господь. Неверующие могут быть ограничены и контролируемы законами государства или обществом, но жить настоящей праведной жизнью возможно только тогда, когда Бог возрождает человека Своей благодатью.

5. Реформация включала в себя повторное осмысление работы Духа.

В 1524 году Эразм Роттердамский опубликовал критическую работу на взгляды Лютера. Эразм был ведущим и известным европейским ученым. Эразм утверждал, что у человека есть внутренние способности и силы, чтобы совершать добро. Свободный выбор он определил как «силу человеческой воли, с помощью которой человек может совершать благие дела, ведущие к вечному спасению». Лютер ответил: «Ты не понимаешь, как сильно ты приписываешь человеку внутреннюю способность и силу, ибо это означает, что ты полностью исключаешь Святого Духа со всей Его силой, как лишнего и ненужного»

Эразм считал, что человеку просто нужно больше стараться и все. Но Лютер понимал, что проблема человека гораздо более фундаментальна. Проблема человека не в том, что он ленив или невежествен, а в том, что он грешник по своей сущности и природе от рождения. Так что, если человек желает угодить Богу, то ему нужно радикальное внутреннее преобразование, и это то, что совершает Святой Дух.

6. Реформация не была о спасении делами, по крайней мере, не совсем.

Существует версия о том, что Реформация, это о том, что католики верили в спасение делами, а реформаторы верили в спасение верой, но ситуация гораздо сложнее, чем кажется со стороны. На самом деле, католики много говорили о вере и благодати. Они с радостью скажут, что мы спасены благодатью. Они с радостью скажут, что праведность приходит по вере.

Но благодать для католической церкви — это как укол адреналина, который стимулирует вашу духовную производительность. А праведность — это дарованная Богом способность жить праведной жизнью, если ты сам параллельно трудишься достигая праведности. Крещение, участие в богослужении дает толчок на этом пути к праведности. Получается, чтобы заслужить одобрение и расположение Бога человеку нужно приложить немало усилий. Таким образом, конечный результат — вера плюс дела; благодать плюс дела!

Например, Тридентский Собор постановил: «Если кто-либо говорит, что нечестивый оправдывается только верой, в том смысле, что ничего другого соработничество для получения благодати оправдания не требует и что никоим образом не является необходимым приготовить и расположить себя движением собственной воли, – да будет анафема»

Тридентский Собор был ответом католической церкви на Реформацию. Причина, по которой эта тонкость имеет значение, заключается в том, что она актуальна и для современного времени. Большинство евангельских верующих знают, что христианскую жизнь мы начинаем с веры. Но мы очень быстро и легко можем сползти к мыслям о том, что нам нужно получить одобрение Бога через наши дела. Иногда мы становимся более католиками, чем мы думаем.

7. Реформация не была связана с авторитетом Писания — по крайней мере, не совсем.

В своей критике на Лютера Эразм начинает с того, что говорит о Писании. «Я признаю, что это правильно, — говорит он, — что авторитет Священного Писания должен перевесить все голоса всех смертных людей» — пока все в порядке. Но он продолжает: «Власть Священного Писания здесь не оспаривается. . . Наша битва за значение Писания». Далее он говорит, что нам нужен авторитет Церкви, чтобы определить истинное значение и толкование Писания.

Другими словами, все согласились с авторитетом Писания. Но католическая церковь поместила церковную традицию на один уровень с Писанием и потребовала исключительного права на толкование Библии. Реформаторы, однако, отвергли представление о том, что церковь устанавливает подлинность Евангелия. Все наоборот: Евангелие определяет подлинность церкви. Реформаторы были рады учиться у церковной традиции и истории, но когда пришло время определить место Писания, они ясно в один голос провозгласили, что только оно является нашем высшем авторитетом.

Опять же, это также и актуально для современных верующих. Сегодня ни один евангельский верующий не отвергает авторитет Писания. Но слишком часто мы ставим свой опыт в один ряд с Писанием или используем его для толкования Писания, но должно быть скорее наоборот.

8. Реформация еще не окончена.

В начале этого года я стоял на площади Мартин Лютера в Риме. Да, они назвали площадь в честь Лютера, с благословения Папы Римского. И это доказательство того, что реформация окончена? Да! Правда вот в чем, рост секуляризма означает, что протестанты и католики часто оказываются вместе в вопросах морали и свободы вероисповедания. Также, что многие католики и протестанты все больше и больше придерживаются схожих теологических взглядов.

Как видится, одной из причины этого, что многие католики больше не следуют официальному католическому учению, и многие протестанты потеряли связь со своими реформаторскими корнями. Но линия разлома, разделяющие Рим и Реформацию не исчезли. «Папа – католик» — это остается и по сей день так. В 1985 году, Папа Франциск в своей лекции сказал, что реформация лежит в основе всех проблем западной цивилизации, от секуляризма до тоталитаризма. Он назвал Лютера и Кальвина еретиками. А Лютеранство — это «хорошая идея, ставшая глупостью», в то время как «раскол», который «устроил» Кальвин расколол «человечество, общество и церковь».

9. Реформация все еще имеет значение, и не только тогда, когда мы говорим с католиками.

Реформация всегда задумывалась как непрерывный процесс. Одним из его лозунгов реформации стал – «Semper Reformanda». Данную фразу можно перевести как «всегда реформируйся». Церковь всегда реформируется и корректируется Словом Божьим. Это не призыв к движению просто вперед к какому-то неизведанному горизонту, а непрерывное движение назад к Слову Божьему и постоянная коррекция этим Словом. Евангельские верующие должны извлекать важные и полезные уроки из Реформации.

10. Реформация делает нас маленькими, а Христа — большим.

Почему Реформация наделал много шума в шестнадцатом веке? Почему уроки Реформации остаются полезными и сегодня? Ответ, я верю, заключается в том, что Реформация (или, точнее, библейское Евангелие, которое она вновь раскрыла) делает нас маленькими, а Христа большим. В основе Реформации лежало осмысление этого, что:

  1. Мы более немощны, чем мы думаем.
  2. Христос более достаточен, чем мы думаем.
  3. Бог более милосерден, чем мы думаем.

Именно это и было выражено в еще одном слогане Реформации «Soli Deo Gloria» — «Только Богу слава». В богословии Реформации нет места человеческой хвастовству. Никто не может требовать спасение и прощение грехов от Бога или заработать спасение своими делами. Это все в Божьих руках с самого начала и до конца. И в этом есть наша большая надежда и уверенность, что все это находится в руках великого и суверенного Бога. Наше спасение основано на определенных Божьих обетованиях и законченном деле Христа. И если все, от начала до конца, в руках Бога, то и слава достается только Ему одному.

Переведено специально для сайта Semper Reformanda.

Оригинал статьи — crossway.org

Поделиться
Написал Тим Честер
Доктор философии, трудится преподавателем в университете и пастором в церкви «Благодать», Бороубридж, Северный Йоркшир. Он является автором и соавтором более сорока книг.