Евангелие от Иоанна по-особому отличается от синоптических Евангелий. Примечательно, что в нем не содержатся повествовательные притчи, описание преображения, не представлено установление Вечери Господней, нет описаний того, как Иисус изгоняет бесов и нет упоминания искушения Христа. Но, Иоанн включает материал, отсутствующий в синоптических Евангелиях. Например, чудодейственное превращение Иисусом воды в вино (Иоанна 2:1-12), Его беседа с Никодимом о необходимости «рождения свыше» (Иоанна 3:1-21) и воскресение Лазаря (Иоанна 11:1-46). Более того, в нем присутствует запись многих бесед Иисуса в храме и во многих синагогах, а Его приватное наставление своим ученикам находится только в четвертом Евангелии.
Только в Евангелии от Иоанна Иисус явно отождествляется с Богом (1:1, 18; 20:28). Именно в этом Евангелии Иисус произносит семь формальных утверждений «Я есмь». Эти утверждения привлекают наш взор к фону Ветхого Завета, когда Моисей спрашивал у Бога о том, что ему следует отвечать, на вопрос о Его имени. Бог открыл Себя как «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Именно в таком ключе откровения, исходящего от самого Бога, Иисус использует эти утверждения желая, чтобы и они также рассматривались в качестве откровения.
Эти семь «Я есмь» (Ἐγώ εἰμι) утверждений являются частью предикативной конструкции, т.е., фразы, которая утверждает или заявляет что-то о Христе. Вот эти семь утверждений: «Я есмь хлеб жизни» (Иоанна 6:35), это подчеркивает то, что Иисус вечно самодостаточен и он не терпит какой-либо нужды. Второе утверждение «Я — свет миру» (8:12) говорит о том, что Иисус не просто ведет к свету, но Он сам является светом, дающим жизнь. Следующее утверждение «Я есмь дверь» (10:9) обращает наше внимание на великую любовь и заботу Христа, готового отдать свою жизнь ради нас (10:17, 18). Пятое утверждение «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25) одно из наиболее ясных утверждений Христа о том, что Он не только воскрешает мертвых, но Сам является воскресением и жизнью. В следующем утверждении «Я есмь путь и истина и жизнь» (11:25) Иисус связывает эти три термина говоря нам, что Он есть «истина» и «жизнь» и, следовательно, Он является единственным «путем» к Богу. Последнее утверждение «Я есмь истинная виноградная лоза» (15:1) говорит о совместном пребывании и плодоносности, указывая на источник жизни, изобильную и полезную жизнь.
В течение следующих недель эти семь утверждений Христа будут рассмотрены более глубоко и детально, чтобы увидеть живые и яркие описания Иисуса Христа.
Источник: https://pastor.org.ua/sem-utverzhdenij-ya-esm-vvedenie/
2 комментария