Темная ночь души. Этот феномен характеризует недуг, которым время от времени страдали величайшие христиане. Именно этот недуг заставил Давида омочить слезами свою подушку. Именно этот недуг снискал Иеремии прозвище «Плачущий пророк». Именно этот недуг так сильно поразил Мартина Лютера, что его уныние грозило лишить его жизненной силы. Это — не обыкновенный приступ депрессии, а это — депрессия, имеющая отношение к кризису веры, кризису, наступающему тогда, когда человек чувствует отсутствие Бога, или кризису, ведущему к ощущению покинутости Им.
Духовная депрессия действительно существует и может протекать в острой форме. Мы задаемся вопросом о том, как верующий человек может испытывать такую подавленность, однако то, что приводит к ней, ничуть не умаляет реальности ее существования. Наша вера не постоянна. Она изменяется. Она колеблется. Мы проходим путь от веры к вере, и в промежутках у нас могут наступать периоды сомнений, когда мы восклицаем: «Верую, Господи! помоги моему неверию».
Возможно, мы также думаем, что темная ночь души — это нечто, совершенно несовместимое с плодом Святого Духа, не только с плодом веры, но и с плодом радости. Если Святой Дух наполнил наши сердца невыразимой радостью, то как в них может найтись место для такой тьмы? Для нас важно провести различие между духовным плодом радости и культурным понятием счастья. В сердце христианина может быть радость, в то время как сознание его в плену у духовной депрессии. В эти темные ночи наша радость поддерживает нас, духовная депрессия не в силах ее заглушить. Радость христианина — это радость, выдерживающая любые жизненные испытания.
В своем втором послании к Коринфянам Павел обращает внимание своих читателей на то, как важно проповедовать и излагать Евангелие людям. Но в ряду с этим он напоминает церкви о том, что сокровище, полученное нами от Бога, — это сокровище, заключенное не в сосуды из золота и серебра, а в то, что зовется апостолами «глиняными сосудами». По этой причине он говорит: «чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам». Сразу же после этого напоминания апостол добавляет: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2-е Коринфянам 4:7-10).
Этот отрывок определяет границы испытываемой нами депрессии. Депрессия может быть глубокой, но она не постоянна и не смертельна. Заметьте, что апостол Павел характеризует наше состояние несколькими разными способами. Он говорит, что мы «притесняемы, в отчаянных обстоятельствах, гонимы и низлагаемы». Это — яркие образы, характеризующие выносимый христианами конфликт, однако на каждом месте, где он описывает эти явления, он в то же время определяет их границы. Притесняемы, но не стеснены. В отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Гонимы, но не оставлены. Низлагаемы, но не погибаем.
Таким образом, мы несем на себе это иго, однако оно, хотя и является сильным, не ломает нас. Возможно, мы озадачены и находимся в отчаянных обстоятельствах, однако тот низкий порог, к которому нас подводят трудности, не ведет к полному и совершенному отчаянию. Даже в гонении, каким бы серьезным оно не было, мы все же не оставлены, и мы можем быть подавлены и низложены, как об этом говорил Иеремия, тем не менее, мы находим место для радости. Мы вспоминаем пророка Аввакума, который даже в своем горе оставался убежденным в том, что, несмотря на перенесенные им неудачи, Господь даст ему ноги как у оленя, ноги, возведущие его на высоты.
В другом месте апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам дает им настоятельный совет не «заботиться ни о чем», говоря им о том, что лекарство от тревоги можно найти, стоя на коленях, и о том, что именно мир Божий успокаивает наш дух и рассеивает тревогу. Опять же, мы можем тревожиться, нервничать и переживать, не поддаваясь окончательной депрессии.
В других библейских описаниях об эмоциональных состояниях проводится параллель между одновременным сосуществованием веры и духовной депрессии. Нам говорят, что испытывать печаль совершенно допустимо для верующих. Сам Господь Бог был мужем скорбей, изведавший печаль. Хотя скорбь может проникать в самую глубину наших душ, она не должна вести к горечи. Скорбь — это обоснованная эмоция, иногда даже и добродетельная, но в душе не должно быть места для горечи. Подобным образом мы понимаем, что ходить в дом плача об умершем ― хорошо, но даже в трауре это недалекое чувство не должно уступать место ненависти. Присутствие веры не гарантирует отсутствие духовной депрессии, однако, темная ночь души всегда сменяется присутствием Божьим, подобно тому, как ночь сменяется яркостью полуденного света.
_____________________
Оригинал статьи на ligonier.org