Статистика разрушения семейной жизни в Великобритании и Америке поражает. В Америке 31% детей имеют родителей, которые никогда не были женаты. 51% пар живут вместе до брака. 60% браков разрушаются, около половины заканчиваются разводом, 10% — раздельным проживанием. У имеющих добрачные связи уровень разводов на 60% больше, чем у тех, кто этого не делает (1).

Пуританским служителям первых трех поколений прочно усваивается создание на английском языке учения о христианском браке, доме и семье. Библия была средством, с помощью которого эта цель была достигнута. На основе Священного Писания пуритане учили, что христиане должны быть лучшими мужьями, лучшими женами, лучшими детьми, лучшими хозяевами и слугами, лучшими судьями и магистратами, лучшими людьми в обществе, чтобы истина Божия украшалась ими, а не хулилась. Это действительно чудесное свидетельство силы Писания — то, что христианский брак может быть создан быстро и прочно. Как правило, соответствующими фрагментами Священного Писания, используемыми пуританами, были Быт.2 и Еф.5.

Фон: средневековые злоупотребления

Доминирующим отношением католической церкви в средние века было то, что сексуальность и плотская любовь есть зло и не перестает быть таковым даже в браке. Тертуллиан и Амвросий предпочитали исчезновение человеческой расы ее распространению через грех, то есть сексуальность. Амвросий предположил, что «женатые люди должны краснеть от состояния, в котором они живут», и Златоуст говорит, что Адам и Ева не могли иметь сексуальных отношений до грехопадения. Ориген воспринял Мтф.19:12 столь буквально, что перед рукоположением подверг себя кастрации. Для Августина половая жизнь в браке не была грехом, но страсть, сопровождающую ее, он считал беззаконием, и выше всего ценил пары, которые воздерживались от секса. Эразм в своем трактате о браке считал идеалом состояние, в котором муж и жена научились жить без половых сношений. Церковь умножала постные дни, и для женатых пар до полугода и более секс был под запретом. Когда мы думаем об этих небиблейских взглядах, нам трудно не съязвить с вопросом: почему эти церковные лидеры не осудили Самого Бога за создание половой жизни?

Это искаженное отношение к жизни привело к католическому прославлению девственности и безбрачия. С V века многим служителям было запрещено вступать в брак. Практически все отцы Церкви рассматривали девство как состояние высшее, чем брак. Иовиниан был отлучен от церкви за смелое допущение, что брак не хуже в глазах Бога, чем девство. В проповеди в Криплгейте(2) Томас Винсент (1634-1679) учил на 1 Тим. 4:1-3: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, запрещающих вступать в брак». Проповедь Винсента носила название: «Папская доктрина, запрещающая брак — дьявольская и злая». Этот тезис Винсент доказывает во всеобъемлющем толковании. Сначала он документирует папское учение, запрещающее духовенству жениться. Затем он указывает на то, что ветхозаветные пророки и священники состояли в браке, как и апостолы Христа. Он напоминает нам, что Павел в своих пастырских посланиях считает само собой разумеющимся, что старейшины и диаконы должны вступать в брак, и что в семейной жизни они должны служить примером для того, чтобы претендовать на должность (1 Тим.3:1-12). Винсент показывает, что дьявольская доктрина привела к дьявольскому поведению. Он указывает на нечестивые практики, о которых кардинал Кампегио заявил, что «для нынешних священников жениться преступление, хотя они держат по своим домам шлюх». С некоторыми так и было: Винсент не приводит пример кардинала Вулси, который держал наложницу, но он описывает такие известные случаи, как папа Сергий III, сделавший своей любовницей Марозию, родившую будущего Иоанна XI, по протекции матери получившего папскую тиару. Последовавший за ним Иоанн XII был откровенным распутником и прелюбодеем, который, будучи пойман в постели с чужой женой, был избит и через неделю умер.

Пытаться искусственно остановить стремления природы не легче, чем заставить воду течь в гору, и потому не удивительно читать жалобы на ужасающую сексуальную распущенность монастырей. Приводя указы короля Генриха VIII о роспуске обителей, Винсент цитирует Спида, который в своей «Истории Британии» описывает множество преступлений. Так, в аббатстве Баттл было обнаружено 15 содомитов, в Кентербери — 8 гомосексуалистов, не считая монаха, содержавшего трех проституток, в Виндзорском замке — 25 блудниц. В Бермондском аббатстве печально прославился некий Бык Бермондси, содержавший 20 блудниц и приживший двух детей с родной сестрой. Винсент также цитирует «Историю Церкви Англии» Фуллера, где описан случай, как группа монахов попала в большую сеть для охоты на оленя, когда они шли развлекаться в женский монастырь и, испугавшись какого-то шума, в темноте лесной дороги ввалились в капкан. На следующее утро сэр Генри Кольт, друг короля Генриха, привез их в сети ко двору, заявив, что «в жизни не встречал более жирной дичи»! После нескольких страниц описаний всего этого Винсент заявляет: «Я не могу больше рыться в этой навозной куче». Он приходит к выводу, что Писание дает все основания увещевать к благочестивой жизни, пользующейся даром брака.

Пуритане, брак и секс

Опираясь на Писание, пуритане ясно подтверждали Божий дар секса в браке и отказывались от добрачных связей как греха перед Богом. Лиланд Райкен дает поразительное резюме их достижений: «Это пуританское учение было водоразделом в истории культуры Запада. Пуритане отвергли безбрачие, прославили супружескую верность, утвердили достоинство близости и чистый идеал романтической любви в супружестве, возвысили роль замужней женщины» (3). Томас Гатейкер превозносил брак таким образом: «Нет сообщества более близкого и необходимого, более доброго и восхитительного, утешительного и постоянного, чем сообщество мужа и жены — главный корень и исток всех других сообществ» (4). Уильям Гоудж писал, что супружеская близость должна быть добровольной и радостной для обоих. Пуританская этика брака предполагала не просто страстную любовь на данный момент, а устойчивые отношения с человеком, который является лучшим другом на всю жизнь, и отношения с которым с Божьей помощью не прервутся до конца.

Книга Общих молитв Церкви Англии гласит, что брак был установлен, во-первых, для рождения детей, во-вторых, как средство против греха и для избежания блуда, и, в-третьих, для взаимной помощи и утешения супругов друг в друге. Пуритане изменили этот порядок. Глава о браке в Баптистском исповедании 1689 года гласит: «Брак был учрежден для взаимной помощи мужа и жены, для пополнения человечества законнорожденными детьми и для предотвращения аморальности». Брачные обеты налагают торжественные обязательства на каждого партнера. Так, невеста повторяет за служителем: «Я беру тебя в мужья, чтобы жить с этого дня вместе, в богатстве и бедности, в болезни и в здравии, любить, лелеять и подчиняться в соответствии со святым Божиим установлением, пока смерть не разлучит нас». Сегодня с ростом феминизма некоторые опускают здесь слово «подчиняться».

Томас Мантон заявил, что браки заключаются на небесах, прежде чем они совершаются на земле (6). Дэниел Роджерс, сын Джона Роджерса из Дедхема, объяснял свое отношение к влюбленным так: «Брачная любовь часто бывает тайным делом Бога, Который привлекает одно сердце к другому по известным только Ему причинам, и как мы не видим притяжение магнита, но видим его результаты, так судьбы мужчины и женщины определяются на небесах прежде, чем Бог сводит их вместе«. Важное значение для пуритан имело, однако, требование вступать в брак только в Господе, которое Исповедание 1689 года расценивает как «обязанность христиан» (25.3).

Пуритане подчеркивали, что брак по существу есть партнерстство. Сэмюэл Сьюолл в своем дневнике описывает, как он передал семейные финансы жене по той причине, что «она лучше меня способна управлять делами» (7). Прекрасный Божий замысел о браке отражается во многих пуританских высказываниях. Джон Додд известен такими емкими заявлениями: «Жена предназначена для человека, как город-убежище, в который он бежит от своих бед и проблем». Джон Коттон писал: «Без женщины в жизни мужчины не было бы никакого утешения». Томас Адамс подтверждает: «Нет такого источника утешения на земле, как брак». Ричард Бакстер, чья жена Маргарет полностью соответствовала ее описанию, заявил: «Это милость — иметь верного друга, который полностью любит вас, кому вы открываете свой ум и сообщаете все свои дела, и также помощника вашей души, способного расшевелить в вас благодать Божию» (8).

Пуритане и роль мужей и жен

Уильям Гоудж проповедовал о браке и семье и написал трактат на эту тему более 600 страниц (9). Томас Мантон прочел на Еф.5.1-27 серию из 32 проповедей (10). Ричард Бакстер прославился своей монументальной работой под названием «Христианское руководство» (11), включающее в себя подробное описание отношений между мужьями и женами, детьми и слугами. Что касается первого, Джон Даунейм утверждал: «Бог есть Автор брака, Который дал жену мужу, чтобы быть не его служанкой, но его помощником, советником и утешителем». Известное высказывание Мэтью Генри выражает это отношение красивее: «Женщина была сделана из ребра Адама; не из головы, чтобы не господствовала над ним, и не из ноги, чтобы быть попираемой им, но из его бока, чтобы быть равной с ним, под его рукой, чтобы быть защищенной, и рядом с его сердцем, чтобы быть любимой».

Обязанности мужей и жен

Мужья и жены должны утешаться любовью и сообществом друг друга. Это их великий долг — жить в тишине и мире и избегать любых поводов для гнева и раздора. В особенности мужья и жены должны быть помощниками друг другу в деле спасения, побуждая друг друга к вере, любви, послушанию и добрым делам, предостерегая друг друга от греха и искушений, соединяясь в поклонении Богу в семье, подготавливая друг друга к приходу кончины и вместе утешаясь в надежде вечной жизни. Мужья и жены должны также избегать всех случаев ссор и не передавать свое дурное настроение друг другу, взаимно признавать ошибки, просить друг у друга прощения и объединяться в совместной молитве к Богу о прощении своих грехов. Они должны быть полностью честны друг к другу и никогда не скрывать друг перед другом свои недостатки. Им не следует допускать, чтобы их нежные чувства или взаимное уважение уменьшались во время болезни, но должны сделать все возможное, чтобы обеспечить поддержку, утешение и ободрение.

Пуритане выдвинули на первый план библейское учение о главенстве мужа и отца. Муж как глава семьи отвечает за все, что происходит в ней; он также защитник своей жены и детей. Это главенство — не привилегия, но источник ответственности. Это не тирания, но лидерство, основанное на любви. Бенджамин Уодсворт писал, что «хороший муж сделает свое правление столь легким и нежным, сколь это возможно, и будет стремиться, чтобы его любили больше, нежели опасались» (12). Ответственность мужа состоит также в духовном лидерстве и заботе о духовном благе жены и детей. Его обязанность — гарантировать, чтобы они посещали церковь в День Господень, проводили его в радости и наслаждении от поклонения и общения и извлекали пользу из научения и проповеди. Пуритане часто обсуждали содержание проповедей за обеденным столом. Муж брал на себя инициативу духовного наставления и воспитания детей и работал в этом направлении вместе с женой. Он должен был подавать пример того, что значит любить Бога и прислушиваться к Его законам. Его дети должны видеть в нем образец для подражания, как и то, что значит быть христианином, особенно на День Господень, который для большинства был единственным свободным от мирских дел днем недели. Муж должен защищать свою семью от вторжений злобы и вреда, а также от влияний, которые являются вредными для душ или семейного благополучия. Крайне важно также, чтобы он выделял время для того, чтобы постигать веру и расти в познании Бога и Его благодати, так чтобы он мог выполнять свою роль руководителя и лидера дома. Мэтью Генри вдумчиво комментирует 1 Пет.3:7: «Относитесь к своим женам с уважением, как к более слабому партнеру и при этом сонаследнику благодатного дара жизни вместе с вами, чтобы ничего не мешало вашим молитвам». Он указывает на опасность не молиться вообще со своей женой или находиться из-за конфликтов с ней в расстройстве и смятении духа. Целый мир практических истин можно найти в том принципе, что муж должен любить свою жену, как Христос любит Свою Церковь — то есть постоянно во всех ее слабостях, грехах и недостатках. Его любовь является горячей, мудрой, мягкой и терпеливой.

«Христианское руководство» Ричарда Бакстера характеризуется не только подробными инструкциями, но также состоит из ответов на сложные вопросы. Он озабочен, как Петр в 1 Пет.3:1-7, теми, у кого супруг или супруга неверующие. Например, как следует реагировать жене, если она обнаруживает, что ее муж нечестен в делах? Как ей слушать проповеди, если муж запрещает это делать? Бакстер имеет дело с различными случаями, когда не исключены раздельное проживание или развод. Могут ли служители оставить своих жен дома, чтобы уехать за границу проповедовать Евангелие? Он тверд в своем ответе, который он дает с указанием причин: да, при необходимости могут.

Бакстер обеспечивает подробную консультацию жен, особенно, как поддерживать радость в трудные времена и сохранять здравое рассуждение, избегать ссор и хранить чистую совесть. Он призывает женщин, мужья которых впали в опасные ошибки и заблуждения, мудро и терпеливо исправлять их самим или с помощью других.

Пуритане и семья

Во времена пуритан семья была расширенной и включала не только родителей и детей, но и слуг и иногда постояльцев. Почти все дома имели по крайней мере одного слугу. Кроме того, мы должны помнить, что не было никаких домов по уходу за пожилыми или страдающими психическими расстройствами, как сегодня. Семейное поклонение рассматривалось как дело всей жизни, и на него собирались утром и вечером. Много ли семей в наше время собирают на общий стол за завтрак и ужин, с молитвой и чтением Библии по пятнадцать и больше душ? По мере роста нашей семьи мы должны проявлять все больше здравомыслия. Ричард Сесил говорит: «Пусть семейное поклонение будет простым, нежным и небесным» (13).

Пуритане считали семью основной единицей общества, и считали, что каждая церковная община основана на семье пастора, которому жена является помощницей. Например, Уильям Гоудж подтвердил, что семья есть «школа, где даются первые принципы и основания власти и подчинения», и сказал: «С обществом, где правильно управляются семьи, все будет в порядке». Пуританская этика означала также воспитание детей таким образом, чтобы они могли сами позаботиться о своем теле и душе, для трезвой, богоугодной и общественно полезной взрослой жизни.

Пуританский способ домашней жизни был основан на поддержании порядка, вежливости и семейного поклонения. Доброта, терпение, последовательность и поощрительное отношение были признаны необходимыми семейными добродетелями. Комментарий Мэтью Генри на Притчи 31:10-31 показывает, что все домашние обязанности угодны Богу. Благодать пронизывает всю жизнь и вдохновляет всех живых. Духовность не противоречит природе, не стоит над ней или даже рядом с ней, а пронизывает ее.

Пуритане учили, что каждое физическое и духовное состояние должно было быть использовано в том числедля того, чтобы наставить детей «в честном законном призвании, труде и занятиях, полезных для себя и для общества» (14). В этой связи Ричард Гринхэм говорил о дисциплине, что она должна осуществляться «мягкими средствами и с наименьшей необходимой строгостью» (15). Подчеркивалось также, что следует уделять тщательное внимание различию темпераментов и склонностей детей.

Выводы

Главный урок и вдохновение, которые мы черпаем у пуритан, состоит в том, что битва за брак, основанный на библейском учении, может быть выиграна. Библейское понимание сексуальности и оснований вступления в брак были спасены после столетий дьявольской лжи и злоупотреблений, укреплены в Церкви и внедрены в масштабе целых народов. Однако начиная примерно с 1960-х гг. идет возрастающая духовная атака на христианский взгляд на брак и семью. Поток постоянной антихристианской пропаганды исходит от СМИ, которые контролируются либеральным истеблишментом. Ему необходимо противопоставить библейское учение с большим акцентом на практическое применение. Пасторы должны систематически читать проповеди о браке и семье. Как евангельские проповедники мы должны заботиться о том, чтобы провозглашать Евангелие неделю за неделей в свежем помазании. В то же время мы должны разъяснять характер института брака и семьи в разных перспективах. Мы должны следовать примеру пуритан и стремиться восстановить честь брака после ущерба, нанесенного этому институту либералами. Мы должны также молиться за водительство для современной Реформации и за работу восстановления библейских убеждений о браке. У нас уже есть пример возражений Альберта Моллера против садомизации Америки (16).

С 1970-х гг. идет мегасдвиг в философии, после которого в ней властвует постмодернизм. Иезекииль видел четырех святых зверей и вращающиеся колеса, которые символизируют суверенный контроль Святого Духа над всем творением. В постмодернистской философии есть четыре дьявольских духа, работающих вместе над погибелью — деконструктивизм, нравственный релятивизм, плюрализм и экзистенциализм. Моральный релятивизм является особенно разрушительным, подрывая верность в браке и разрушая семьи. Трагическим результатом являются дети, которые деморализованы и часто попадают в наркокультуру.

К этому добавим нападки на христианскую доктрину со стороны феминистского движения — этого бича нашего поколения. В ответ на это мы были благословлены созданием в Британии и США Совета по библейской мужественности и женственности (17) во главе с реформатскими богословами Джоном Пайпером и Уэйном Грудемом, который обеспечивает всеобъемлющую программу подготовки, утверждающую брак, отцовство и материнство, помогающую одиноким, выступающую против уравниловки в пользу библейской взаимодополнительности, утверждающую мужское лидерство и служения для женщин, выступающую против мужского произвола и опровергающую феминизм.

Здесь уместно сказать также, что в эпоху больших расширенных семей одинокие люди в большинстве случаев находили себе место в семьях. Многодетная семья — это сообщество, резко отличающееся от одинокой жизни. Некоторые пуританские служители, например Ричард Сиббс, приняли решение остаться одинокими. Мы должны поощрять благочестие одиноких людей, чтобы Церковь была для них расширенной семьей, где они всегда найдут общение и понимание.

Кроме того, мы должны бороться с вредным и опасным предубеждением к браку. В Британии мы платим высокую цену за пренебрежение христианским браком и семьей. Количество подростковых беременностей у нас выше, чем в любой другой европейской стране. Уровень преступности ужасает, тюрьмы переполнены больше чем когда-либо. Все это можно отнести к распаду семьи. Пример английских пуритан является вдохновением, которое указывает нам, чего на самом деле можно добиться путем реформ. Давайте молиться и поддерживать тех, кто, очевидно, призван восстановить библейскую истину в обществе.

________________________________

1 Thomas K. Johnson, Responding to the Sexual Revolution, Outlook Magazine, March 1998, USA.
2 The Morning Exercises, in six volumes republished by Richard Owen Roberts, Wheaton, Illinois, 1981, vol. 6, p. 337ff.
3 Leland Ryken, Worldly Saints, the Puritans as they Really Were, Zondervan, p. 53.
4 Thomas Gataker, A Wife Indeed, Schnuker, pp. 139-140.
5 J I Packer, Among God’s Giants, p. 348.
6 Thomas Manton in a wedding sermon on Genesis 2:22 , Works, vol. 2, p. 162ff.
7 Leland Ryken, p. 78.
8 Richard Baxter, Practical Works (in four volumes), vol.1 The Christian Directory, Sola Deo Gloria, 1990.
9 William Gouge, Domestical Duties, 600 pages, 1634.
10 Thomas Manton, Works, vol. 19.
11 Richard Baxter, ibid, vol. 1, pp. 394-476.
12 The Well Ordered Family cited in Ryken p. 76.
13 Jerry Marcellino, Rediscovering the Lost Treasure of Family Worship, booklet published by Audubon Press, e-mail buybooks@audubonpress.com
14 Leland Ryken, p. 80.
15 ibid, p. 81.
16 Barry Hankins, Uneasy in Babylon, Southern Baptist Conservatives and American Culture, The University of Alabama Press, 2002, p. 52.
17 For details see www.cbmw.org

________________________________

Перевод сделан Inquisitor Eisenhorn

Поделиться
Написал Эрол Халз
Пастор с тридцатилетним стажем. В настоящее время он активно занимается миссионерским служением в южноафриканских странах. Автор книг и статей.