«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию».
(2 Коринфянам 4:8-15)
Павел приводит четыре яркие метафоры, что немощь не ослабила его, а скорее укрепила.
«Сейчас апостол объясняет, что поскольку сокровище было вверено глиняным сосудам (см. 7ст.), то, с одной стороны, есть кажущееся поражение, а с другой стороны – постоянная победа». (Уильям МакДональд)
В первой части каждой фразы он говорит о своей слабости. Он «притесняем», «в отчаянных обстоятельствах», «гоним» и «низлагаем». Эти слова говорят о беззащитности того, кто не может противостоять сокрушающим его силам.
Он осознает, что сам он бессилен. Он известен своими слабостями, а не своей замечательной силой.
Павел не ставит перед собой цель подчеркнуть свои многочисленные страдания, так как каждый раз вслед за упоминанием испытаний, сопровождавших его служение, идут слова «но не». Иначе говоря, он беспомощен, но не разбит.
Несмотря на свою слабость, он ни разу не был побежден. Апостол вспоминает случаи, когда Бог спасал его в самых тяжелых обстоятельствах (см. 1:8-11).
В другом переводе этот стих звучит так: «Нас притесняют, но мы не повержены». Знаком христианина является не отсутствие страданий, а тот факт, что он не бывает сокрушен ими.
Уильям МакДональд комментируя эти стихи, пишет:
«Когда он говорит: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены», – он имеет в виду, что на него постоянно давят враги и трудности, но они не могут полностью воспрепятствовать свободному изложению Благой Вести.
Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. С человеческой точки зрения Павел часто не знал, что его проблемы вообще можно как-то решить, и все же Господь никогда не позволял ему впадать в отчаяние. Он никогда не попадал в такое узкое место, из которого нет выхода.
Мы гонимы, но не оставлены. Иногда он ощущал присутствие врага так близко, что его горячее дыхание обжигало шею, но Господь никогда не покидал его, не отдавал врагам. Низлагаемы, но не погибаем означает, что Павел очень часто бывал серьезно «ранен в боях», однако Господь поднимал его вновь, чтобы он шел дальше, неся славную весть Евангелия.
Мы можем не понимать, почему Господь позволил Своему служителю пройти через такие испытания. Нам кажется, он мог бы успешнее послужить Господу, если бы Тот позволил ему идти по пути, свободному от бед. Но это место в Писании учит противоположному. Бог в Своей поразительной мудрости считает необходимым, чтобы рабы Его испытывали болезни, скорби, беды, преследования, трудности и нужду. Все это нужно для того, чтобы сломить глиняные сосуды и свет Евангелия воссиял ярче и яснее.»
Павел уверенно пишет «не отчаивается», «не оставлен» и «не погибает».
Павел знает, что нас, как «глиняные сосуды», можно «кинуть». Мы становимся жертвами многочисленных нападок на нашу работу. Но разбить, уничтожить нельзя. Поэтому истинное христианство характеризуется духом уверенности, что его не сокрушить, не лишить надежды, не оставить и не уничтожить. Эта уверенность вырастает из нашего убеждения, что Божья сила действует в Его глиняных сосудах.
Одной из самых примечательных особенностей 2 Коринфянам является частое напоминание Павлом о том, что его страдания «являют» его как истинного Христова служителя (6:4; 11:23-29; 12:8-11). Павел говорит, что его немощь свидетельствует о том, что он «всегда носил в теле мертвость Господа Иисуса» (4:10), ибо Иисус Сам был беззащитным человеком, гонимым и обижаемым. Для врагов Иисус был слабым и смешным. Он был, как говорит Павел, «распят в немощи» (13:4). Иисус, как и Его служители, был хрупким сосудом, который страдал и умер. Испытывая боль и слабость, истинный христианин участвует в судьбе Иисуса. Павел часто говорит о своем участии в страданиях Иисуса (Фил. 3:10; Гал. 2:20; 6:17).
Павел хочет сказать, что нет ничего постыдного в слабости и хрупкости Божьего служителя.
Павел со всеми его многочисленными недостатками мог бы развить в себе комплекс неполноценности. Некоторые в сравнении с ним были просто «звездами». Но Павел напоминает о том, что Сам Иисус был немощным. Многие в Иерусалиме считали Иисуса самым обычным человеком. Солдаты, насмехавшиеся над Ним, не видели в Нем особой силы и славы.
Нам нужно признать, что Иисус «уничижил Себя Самого» (Фил. 2:7), лишив величия и став в определенном смысле обыкновенным. Тогда мы будем готовы к тому, чтобы принять славу воскресения, когда Божья сила была явлена в немощи. Павел знает, что Божья воскрешающая сила, Его «жизнь» (4:11) может проявиться в его плоти лишь тогда, когда он немощен. Настойчивое «но не» Павла — это уверенные слова человека, который знает, что те, кто разделяет слабость Христа, также разделяют и Его силу.
Как дальше говорит Павел: «Ибо, когда я немощен, тогда силен» (12:10).
Комментатор Библии Уильям МакДональд дополняет:
«Обладая непоколебимой надеждой на воскресение, апостол был готов подвергнуться ужасным лишениям и испытаниям. Он знал, что все эти страдания дают двойной результат.
Они изобилуют благословениями для коринфян и этим производят благодарность во славу Божью. Вот этими двумя мотивами Павел и руководствовался во всем, что говорил и делал. Он делал это во славу Божью и для блага своих ближних.
Павел понимал, что чем больше он страдает, тем больше изливается благодать Божья на других. Чем больше людей спасется, тем большей будет благодарность Богу, тем больше Бог прославляется».