Дитрих Бонхёффер: Драгоценная благодать и концентрационный лагерь

Создается впечатление, что все вокруг только и говорят о Дитрихе Бонхеффере. Пасторы ссылаются на него с кафедр. Прихожане размышляют над его пониманием церковной общины при изучении Библии. Ученые спорят (да, до сих пор!) об острых углах его богословия. Не много христианских мыслителей могли бы похвастаться такой внезапной и всеохватывающей популярностью – и как знаменитости, и как интеллектуала в равной степени. Сегодня для нас Дитрих Бонхеффер – звезда, никак иначе.

Такая слава большей частью объясняется успехом недавних биографических работ американских ученых и писателей о немецком богослове 20 века. Во-первых, речь идет о книге Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик», которая обрела рекордную известность среди евангельских христиан; тираж книги составил 800 000, переведена на 17 языков.

Во-вторых, это работа Чарльза Марша, профессора религиоведения Университета Вирджиния и признанного бонхоффероведа, «Дивная Благодать: Жизнь Дитриха Бонхеффера» (Издательство Альфреда Нопфа, 2014 год), получившая хвалебные критические отзывы. Также несколько лет назад для особо искушенных читателей вышло исследовательское издание работ Бонхеффера на английском языке – «Работы Дитриха Бонхеффера» (состоит из 16 томов).

Перечисленные труды поспособствовали тому, что сегодня Бонхеффер находится в центре нашего дискурса о современном христианстве.

Но почему нам следует прочитать именно его знаменитую книгу «Цена ученичества»?

Кем был Дитрих Бонхёффер?

Где-то под наслоениями толков, слухов и биографических работ находится реальный человек, который сумел прожить жизнь подвижника веры в переломный момент истории. Во всех смыслах Бонхеффер, как и многие из нас, состоял из противоречий – преисполнен пасторcкой заботы, и, в то же время, замкнут; спокоен и сдержан, но известен тем, кто его знал поближе, «взрывным темпераментом»; излучающий заразительную любовь к жизни, и, в то же время, претерпевающий от (как он это называл) ацидии (известным языком – депрессия); аристократ до мозга костей с самым утонченным вкусом, при этом работающий и достигающий отверженных и отбросов общества. Тем не менее, то, что нас впечатляет в нем прежде всего, особенно, читая его письма, так это непомерная храбрость и надежда, которые он проявлял в самые, по мнению многих, темные времена.

Жизнь Бонхеффера пришлась на две мировые войны – он родился незадолго до начала Первой мировой войны и умер прямо перед окончанием Второй мировой. Когда он пришел в этот мир, Германская Империя выглядела неуязвимой; когда же он его оставил, Германия была близка к разрушению. За свои короткие 39 лет Бонхеффер успел прожить полную жизнь. Он путешествовал по миру, жил в Барселоне, Нью-Йорке и Лондоне, побывал в Северной Африке и Центральной Америке. Он стал интеллектуальным авторитетом, защитив диссертацию в 21 год (да, вот таким наглецом был Бонхеффер!), и подарил миру фундаментальные богословские труды, такие как «Цена Ученичества», «Жить Вместе», а также «Этика» и «Письма и заметки из камеры» посмертно.

Больше всего Бонхеффер известен и чтим за храбрость, проявленную в эру нацистов. Будучи молодым преподавателем в начале 1930-х, в качестве материала для изучения он выбирает книгу Бытие – опасное и подрывное утверждение Ветхого Завета, как для того времени. В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, Бонхеффер был одним из первых, кто публично признал церковь ответственной за защиту евреев в своем эссе «Церковь и Еврейский вопрос».

После 1933 года Немецкая Протестантская Церковь ввязалась в «Церковную борьбу» — решающее противостояние за ее богословскую душу между теми, кто примкнул к Гитлеру, согласился с антисемитизмом и крестил нацистскую Германию (т.н. «немецкие христиане»), и теми, кто считал, что это мерзость в отношении Евангелия. Бонхеффер был одним из лидеров в «Исповедующей Церкви». Его биограф Фердинад Шлингензипен (Ferdinand Schlingensiepen) говорит об этом не в самых радужных тонах: «Большинство редко соглашалось с его мнением».

Справедливо полагать, что самые блестящие моменты в жизни Бонхеффера пришлись на период между Финкенвальде и Флессенбургом. Во время преподавания в подпольной семинарии в Финкенвальде, Померания (современная Польша), все пасторские и наставнические таланты Бонхеффера достигли пика. Его эксперимент совместной жизни вдохнул новый смысл в дисциплины молитвы и размышлений. Несмотря на сомнения поначалу, впоследствии, после возвращения в мир его ученики крепко будут помнить преподанную науку.

Далее Гестапо закрывает семинарию, тень войны подползает ближе, и Бонхеффер принимает решение остаться в Германии, что бы ни произошло. В своем дневнике цитируя Исаия 28:16 «верующий не побежит» (досл.), Бонхеффер оставляет уютную работу теолога в Нью-Йорке и в 1939, перед самым началом войны, садится на борт одного из последних кораблей в Германию.

Это судьбоносное решение приведет Бонхеффера в гущу немецкого сопротивления, затем в тюрьму Тегель и, наконец, на гильотину. Велось множество дискуссий о том, оправдывал ли он тираноубийство, был ли пацифистом или исповедовал пацифизм особой формы, позволяющий последнее, и так далее; но точно известно одно – Бонхеффер был противником абстрагирования от конкретной реальности. Иными словами, он был увлечен тем, как Бог в конкретной исторической действительности призывает нас погрузиться в драму этого мира – а не убежать от нее. В одном из первых писем своему другу он пишет: «Мое призвание определяет мое будущее – что же Бог из этого сотворит, я не знаю». Последними его словами перед повешением 9 апреля 1945 года были: «Это конец, для меня же – начало жизни».

5 причин, почему нужно прочитать «Цену ученичества»

Это современная классика. Со времени ее издания книга мгновенно стала классикой в кругах христиан всех традиций. Она стала самой фундаментальной и самой влиятельной книгой при жизни Бонхеффера, и продолжает оставаться чрезвычайно популярной во всем мире после его смерти. Именно необычный и яркий способ возврата к основам христианской веры наделяют эту книгу статусом классики. Кто такой Иисус Христос? Что значит быть христианином? Как нужно читать Библию? Что такое церковь? Бонхеффер отвечает на эти вопросы простым языком, сумев при этом передать свою мудрость и глубину духа.

Чтобы поучаствовать в дискуссии. Когда читаешь эту книгу, создается впечатление, что тебя приглашают в дискуссию с самыми яркими умами богословия. Мартин Лютер является основным авторитетом Бонхеффера, и он, можно сказать, ведет эту беседу. Сам текст представляет собой активную борьбу за возрождение лютеровского здорового понимания оправдания и освящения, задыхающегося в тисках «псевдолютеран» – скрытая ссылка на нацистских приспешников. Также значительное место в дискуссии занимает датский философ Серен Кьеркегор, а именно его мысли о вере и критические взгляды на христианство ХІХ века. Последний участник беседы – Карл Барт, которым Бонхеффер зачитывался в ранние этапы своей деятельности и с которым продолжал общаться всю оставшуюся жизнь. Подходя к завершению своей «Цены Ученичества», Бонхеффер писал Барту: «Все это время я, по сути, не переставал вести с Вами непрерывную, тихую беседу…». Позже, когда Барт затронет тему ученичества в своем magnum opus «Церковная Догматика», он напишет: «На самом деле, лучшее, что было написано по этой теме, можно найти в «Цене Ученичества» Дитриха Бонхеффера».

Чтобы следовать за живым Христом. В немецком оригинале название книги звучит просто «Ученичество», дословно – «следование за» (Nachfolge). Вся суть этой книги в поисках и следовании за «нашей единственной целью», Иисусом Христом, человеком, который жил среди учеников. Бонхеффер был глубоко убежден, что Иисус призывает нас следовать за Ним в мятежных и непростых реалиях нашей повседневной жизни. Это далеко не комфортно, предсказуемо или безопасно. Христос предстает в полной силе своих конкретных заповедей и ведет нас неизведанными путями. Бонхеффер заходит достаточно далеко, чтобы утверждать: «Когда Христос призывает человека, он призывает его умереть» (из знаменитого перевода Р.Х. Фуллера на английский). Однако, он также пишет: «Ученичество – это радость». Парадокс и загадка следования за Христом в том, что бремя Его легко и иго Его благо (Мф 11:30). Перед нами, как и перед Бонхеффером, встает вопрос – чего Иисус желает от нас сегодня?

Чтобы познать благодать и научиться повиновению. Иногда Бонхеффера достаточно трудно понять. Если судить по нескольким коротким, уму непостижимым выражениям, христианская вера может показаться невозможной. «Повинуются лишь те, кто верят, и верят лишь те, кто повинуется»; «вера может быть истинной лишь в делах, совершенных в повиновении»; «не нужно вопрошать, нужно действовать»; «дешевая благодать это… отвержение воплощения Слова Бога».

Очень легко запутаться в известном бонхефферовском противопоставлении «дешевой благодати» и «драгоценной благодати». То есть, получается, что благодать нужно заслужить? Если мы так считаем, то мы абсолютно не понимаем Бонхеффера (да и христианскую позицию в этом вопросе)! Как говорит об этом Джонатан Сорум: «Дешевая благодать – это не благодать», а драгоценная благодать – это «просто благодать».

Христос дарует благодать тем, кто кается и верует в Него. Однако, понятие драгоценной благодати используется, чтобы показать, что «то, что драгоценно для Бога, для нас никак не может быть дешевым». Смерть Христа на кресте показывает, насколько драгоценной для Бога является благодать. Таким образом, нас призывают к постоянному покаянию у подножия креста. Если мы относимся к Божьей благодати как к обыденной вещи, если мы больше не отвергаем грех, если мы считаем, что прощение не является частью повиновения, значит, мы стали жертвами дешевой благодати. Благодарность Богу за то, что Иисус дает нам все необходимое для следования за Ним силой Святого Духа. Лишь по Божьей благодати, мы можем говорить «заповеди Его не тяжки» (1 Ин 5:3).

Чтобы погрузиться в Слово Бога. Бонхеффер задумывал этот труд как расширенный «экспозиционный комментарий к Нагорной Проповеди и учению Павла об оправдании и освящении». Читатель сможет глубже постичь ключевые моменты Нового Завета, которые обогатят их понимание Христа, креста и что значить жить жизнью веры, будучи частью церкви. Как нам следует понимать Заповеди Блаженства? Что уникального в христианстве? Как церковь может быть явной и невидимой в одно и то же время?

Бонхеффер говорил о моменте, когда «что-то произошло, что-то, что изменило и преобразовало мою жизнь до теперешнего момента. Я впервые открыл для себя Библию». Нагорная Проповедь для него являлась началом и концом этого преобразующего открытия.

Конечно, есть еще множество причин, чтобы прочесть эту книгу. Но, полагаю, что найти их придется уже вам самим.

Приятного чтения!

____________________________

Оригинал статьи на thegospelcoalition.org

Перевод статьи на ieshua.org

Райан Ривз
Профессор исторического богословия в Богословской семинарии Гордон-Конуэлл и декан кампуса в Джексонвилле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *