Можно подойти к вопросу об уверенности с точки зрения либо проблемы, которую он ставит, либо доктринальных противоречий, что пробуждались им в прошлом. Когда в душах людей пробудилось подлинное стремление к чувственной религии, были приняты оба этих подхода. Но нам необходимо напомнить, что Священные Писания не рассматривают уверенность с этих точек зрения.

Для Нового Завета нет ничего более очевидного, чем то, что уверенность — это прежде всего привилегия и благословение; действительно, это вершина благословений, которые верующий может познать в этой жизни. Только по этой причине большая часть того, что следует далее, опирается на великую вершину истины, которую Павел достигает в Рим.8. Он не говорит всего, что можно сказать в этих стихах; но аспекты опыта, которых он касается, являются фундаментальными измерениями христианской жизни.

1. Возможность уверенности

Апостол указывает на значение своей уверенности, когда утверждает, что он убежден или уверен в том, что ничто не может отделить его от Божьей любви к нему во Христе (ст. 38-39). Это, собственно говоря, и есть несомненность спасения. В исторической теологии не всегда в достаточной степени осознавалось, что выражение «уверенность» является неточным термином. Большая путаница возникла из-за того, что объект гарантии не был обозначен. Является ли это уверенностью во Христе? Или уверенностью в вере? Или некоей гарантией избрания? Часто в этом отношении между Кальвином и пуританами вбивался клин, как будто они учили диаметрально противоположным вещам. Поэтому очень поразительно видеть, как Джон Оуэн определяет оправдание веры почти в тех же терминах, что и Кальвин, — в признании того, что сама вера зависит от определенного рода уверенности, а именно от благодати и благосклонности Бога к людям (Works 1.486). Но это не та уверенность, о которой говорит здесь Павел. Он говорит о чем — то более личном, и это настоящее и будущее спасение его самого и таких, как он, кто уповает на Господа Иисуса. Уверенность в этом смысле — это переживание того, что сердце расширяется чувством величия и силы спасительной благодати Божьей, и, как мы увидим, разум расширяется до богатств Его спасения.

Конечно, очевидно, что Павел достиг вершины эмоционального подъема, когда говорит о своей уверенности. Но то, что он говорит в этой поэтической кульминации, не уникально. Ранее в Послании он говорил о любви Божьей, изливаемой Духом в сердце; позже в своей жизни он должен был говорить о своей уверенности в спасении и уверенности в венце жизни. Точно так же Петр радуется радостью неизреченной и полной славы (Рим 5:5; 2 Тим 4:8; ср. 1 Пет.1:8) Более того, Павел при этом не закрывает глаза на суровые реалии жизни. Напротив, он находится в зубах скорби, бедствия, гонений, голода, наготы, опасности и меча; против него настоящее и будущее, силы, ангелы и княжества! И он говорил по собственному опыту! (2 Кор 11:21). Немногие из слуг Господа испытали препятствия, которые этот мир ставит на пути полной уверенности, больше, чем Павел, и сомнительно, чтобы какой-либо грешник знал их более близко и постоянно. И именно перед лицом такого противодействия Павел подтверждает возможность уверенности.
В Новом Завете эта великая возможность предстает перед нами на фоне темного покрывала.

(1) Существует возможность ложной уверенности. Одна из задач Нового Завета состоит в том, чтобы различать истинную и ложную уверенность. Ранее в Рим. 8:9 Павел предупреждал, что, какие бы претензии ни предъявлял человек, если у него не было Духа, он не принадлежал Христу. Это янтарный свет в духовном опыте. Опять же, в учении Иисуса с самого начала его служения мы находим предостережения против возможности явиться в последний день с уверенностью, которая будет сметена. «Я никогда не знал тебя», — скажет Он, несмотря на заявления людей, что они служили ему (Мтф.7:21-23). И в этом-то вся загвоздка. Уверенность, как и спасение, является двусторонней. Дело не только в том, чтобы люди «знали Христа», но и в том, чтобы Христос «знал» людей в этом особом и интимном смысле. Трагически возможно иметь такую веру и уверенность, которые никогда не открывали сердце для сладостных влияний Его благодати, что позволяют нам отказаться от уверенности в себе. Не так часто, как следовало бы, признается, что именно среди евангелистов, а не либералов, и доктринальных, а не недоктринальных христиан, эта опасность является наиболее тонкой. До тех пор, пока есть хоть какая-то надежда на нашу праведность, наше служение, наше послушание, наше знание, наше понимание учения, не может быть подлинной уверенности.

(2) Существует вероятность отсутствия уверенности. Бог не дал нам снова духа рабства, чтобы бояться, но нередко можно встретить верующих с рабским духом, и великая отличительная черта этого отражена в словах притчи нашего Господа: «Я знал, что ты был жестоким человеком» (Мтф.25:24). Во многих церквях это является единственным величайшим препятствием на пути к обретению полной уверенности. Это также, кстати, указывает на то, что для многих христиан уверенность придет не путем изучения этого как учения или самоанализа. Это произойдет через «исправление в праведности» в уме и эмоциях; путем перевоспитания моделей мышления и чувств, которые в прошлом были извращены грехом и влиянием сатаны.

Это делается не для того, чтобы отрицать наличие степеней уверенности, а скорее для того, чтобы подтвердить их. Один человек может сказать: «Я знаю, что мой Искупитель жив», в то время как другой едва ли сможет подняться выше «Я верю, помоги моему неверию». Вестминстерское Исповедание справедливо говорит нам, что «Истинно верующий может долго ждать и столкнуться со многими трудностями, прежде чем удостовериться» (ВИВ 18.3). Но эти слова были написаны для душ, которые нуждались в ободрении. Они не предназначены для того, чтобы представлять норму христианского опыта! В некоторых частях реформатского мира необычное было искажено до такой степени, что стало нормальным. В таком случае необходимо подчеркнуть иное, и, несомненно, Павел предоставляет всем верующим возможность убедиться в своем могучем утверждении, что «те, кто действительно верит в Господа Иисуса … могут в этой жизни быть уверены, что они находятся в состоянии благодати и могут радоваться в надежде на славу Божью» (ВИВ 18.18). Вот где всегда должен быть наш акцент!

2. Основа уверенности

На чем основана уверенность апостола? Рим. 8:31-37 появляется в форме спора или дебатов, которые приводят его к кульминации его утверждения уверенности. Следует, однако, отметить, что этот аргумент не является основой уверенности. Но предпосылки, от которых зависит аргументация, обеспечивают элементы фундамента.

Давайте посмотрим на это в обратном порядке. Есть четыре вопроса, каждый из которых начинается со слова » Кто?». Они представляют собой четыре большие угрозы для уверенности, и можно привести доводы в пользу того, что Павел отвечает на каждый вопрос другим своим собственным вопросом, как родитель мог бы наставлять ребенка, отвечая на его вопрос другим, который осветил бы ответ.

В ст. 35 есть угроза окончательного разделения. Но верующий-это победитель тех вещей, которые угрожают разрушить его общение со Христом. В ст. 34 содержится угроза осуждения. И есть Тот, Кто может осуждать людей — ибо Отец отдал весь суд в руки Своего Сына. Но этот Судья людей умер за верующего, воскрес для его оправдания, царствует по правую руку от Бога, пока его враги не станут подножием Его ног, и там ходатайствует за Церковь. Ничто не могло быть дальше от области возможного, чем то, что Он должен осудить! В ст. 33 присутствует страх обвинения, страх быть поставленным под сомнение. Каждый человек, познавший убежденность в грехе, испытал немного того, что значит быть поставленным Богом под сомнение; иметь основы уверенности в себе, поколебленные и разрушенные знанием Его справедливости и святости. Это может быть мучительным и горьким открытием — видеть, что вся твоя жизнь ничего не значит. Но когда верующий приходит на ту арену, где его жизнь может быть поставлена под сомнение, он обнаруживает, что Бог — его Оправдатель! Что же тогда с оппозицией, упомянутой в ст. 32? Это возможно, говорит Павел, но незначительно, когда мы знаем, что Бог за нас. Кто же тогда в конечном счете может быть против нас, когда Он все соединяет вместе для нашего блага в соответствии со Своей целью?

Это приводит к главному вопросу. Откуда мы знаем, что Бог за нас, что Он будет нашим Оправдателем, что Христос на нашей стороне, что мы больше, чем победители? Окончательное основание нашей уверенности, выраженное в одном из самых трогательных утверждений во всем Новом Завете, заключается в следующем: Тот, кто не пощадил собственного Сына, но предал Его за всех нас, как же Он с Ним также даром не даст нам все? (8:32).

Как же это дает уверенность? Это делает ее объективной, потому что дает ответы на мои самые глубокие сомнения и страхи. Это показывает мне доказательство Божьей благодати в том, что, подобно Аврааму, он не пощадил Своего собственного Сына. Это указывает на несомненность помилованной вины. Христос был «предан’ не только руками Иуды, или первосвященников и правителей, или Понтия Пилата, все из которых, как нам говорят, «предали Его» (Мтф.26:15; 27:2; 27:26). Он был предан более глубоко и таинственно рукой своего собственного Отца и в соответствии с Его решительным советом и предвидением. Господу было угодно изранить Его. Он довел Его до горя! (Деян. 2:23; Ис 53:10).

Из такой посылки возможен только один вывод. Это заключение уверенности. Если это правда, то как же Бог не может также свободно дать мне все остальное, в чем я нуждаюсь во Христе, для вечного спасения? Уверенная вера покоится на Христе, облеченном в факты Евангелия, и апостольском истолковании этих фактов, которое делает их Евангелием.
Но искупление также является основой субъективного опыта уверенности. Прийти ко Христу и продолжать приходить к Нему означает отказаться от уверенности в себе. Это всегда путь к большему переживанию благодати, и это единственный путь. Основы спасения так заложены в Божественном домостроительстве, что они затрагивают как разум, так и душу. Точнее, на них влияет Сам Иисус. Это также имеет большее значение, чем, возможно, позволяют нам оценить системы доктрин, поскольку уверенность — это психологический феномен. Это то, что во многом связано с нашим восприятием реальности. Одному человеку может показаться, что у него есть все основания быть полностью уверенным; у другого гораздо менее очевидная причина, и все же последний может обладать уверенностью, которой первый никогда не обладает. Примечательно, что Тот Христос, о Котором говорит Павел, является Тем, «кто возлюбил нас» (8:37). Этот простой вопрос имеет решающее значение. Это не доктрина, которая убеждает, хотя и поощряет. Это любовь. Спасают не утверждения об искуплении, а смерть Человека Христа Иисуса. И для многих душ только осознание того, что Он не сломает сломанную тростинку и не погасит тускло горящий фитиль (Ис.42:3), начинает убеждать их в том, что во Христе им нечего бояться. Поэтому неудивительно, что именно в Послании к Евреям, в котором так подробно излагается общая связь нашего Господа Иисуса с нами в наших страданиях и испытаниях, нас побуждают приблизиться к полной уверенности в вере » (10:22). Нам нужна любовь такого «ощущаемого Христа», если мы хотим наслаждаться субъективной уверенностью.

3. Препятствия для уверенности

«Истинные верующие могут иметь уверенность в своем спасении, но она может быть поколеблена, уменьшена и прервана» (ВИВ 18.4).

В Рим. 8 Павел ссылается по крайней мере на три из этих «разных путей».

1) Непоследовательная христианская жизнь. В начале главы он устанавливает противоположность между естественным человеком и духовным человеком. Естественный человек живет по плоти (ст. 4), сосредоточивает свое внимание на плотских вещах (ст. 5), является должником плоти (ст. 12) и не подчиняется закону Божьему (ст. 7). С другой стороны, духовный человек живет в соответствии с Духом (ст. 4), сосредоточивает свое внимание на вещах Духа (ст. 5), является должником Духа (ст. 12) и считает, что требования закона выполняются в его жизни (ст. 4). Но возможность, которая касается Павла, заключается в том, что духовный человек может принять принципы жизни плотского человека! Его истинная личность может быть скрыта непоследовательностью его хождения. В другом месте он призывает тех же христиан не заботиться о том, чтобы плоть удовлетворяла свои похоти (Рим.13.14), и понятно, что его увещевания — не пустая риторика. Поэтому мы можем считать аксиомой, что высокой степенью истинной уверенности не могут обладать те, кто остается на низком уровне послушания. Есть только один ответ, когда такая непоследовательность набирает силу. Нам нужно, чтобы Дух снова вел нас, чтобы показать, что мы сыны Божьи, умерщвляя дела плоти (ст. 13-14). Уверенность в этом отношении всегда сопутствует целеустремленности. Только двоемыслящий человек нестабилен (не уверен) во всех своих поступках [Иак. 1:8].

(2) Неспособность оценить обитание Духа. Мы уже отмечали, что дух рабства является огромным препятствием для уверенности. И наоборот, сосредоточение на присутствии Духа усыновления является большим подспорьем для этого, и неспособность сделать это влечет за собой снижение чувства благодати, которое свободно принадлежит нам во Христе.
Но как помогает Дух усыновления? Он делает это, свидетельствуя нашим духам, что мы-дети Божьи. Но что это значит? Джон Оуэн очень тонко иллюстрирует это (Works 2.241-242). Вот человек предстает перед судом, стремясь установить свои права в каком-то вопросе. Он приводит свои доказательства и отстаивает свою правоту. Но затем приходит оппозиция; аргументы против него, сомнения и обвинения в том, чтобы лишить его обладания его привилегиями. Человек начинает отчаиваться — но затем в суд приходит кто-то бесспорно честный, и свидетельствует на его стороне, соглашается с его заявлением и подтверждает его, и позиция подзащитного одновременно подтверждается! Так и с верующим. Он выдвигает причины, по которым он верит, что обладает Христом как своим Спасителем. Но затем в зале суда раздаются голоса Закона, Совести, сатаны и других обвинителей. Затем приходит Дух усыновления! Дело против верующего прекращается, когда он приходит в своей Божественной целостности и приносит свое совместное свидетельство!
Эта картина подтверждается самим языком, которым пользуется Павел. О свидетельстве Духа часто думают как о спокойном переживании. Это здесь не отрицается, но, конечно, не утверждается. Глагол, который использует Павел, — krazein, и он означает громкий, часто глубоко эмоциональный вопль. Это крик ребенка о помощи. Но это больше, чем крик » О Боже!» Это крик «Авва! Отец!» Это высшая отличительная черта детей Божьих.

3) Глубина наших страданий. Для нас естественно задаваться вопросом, в разгар страданий, заботится ли о нас Бог. Псалмы особенно полны таких воплей, и не забудется, как легко эта мысль пришла ученикам во время бури в Галилее. Мы «внутренне стонем», — говорит Павел (ст. 23). И мы неизбежно рассматриваем страдания как потенциально разрушительные для нашей уверенности в спасении, поскольку они так явно противоречат Божьей спасительной цели. Но это не библейская перспектива. Павел скорее предполагает, что они являются частью Его целей! И если это так, они будут строить, а не разрушать уверенность. Мы улавливаем смысл этого, когда замечаем, что «стон», о котором говорит Павел, является общим для творения, Духа и верующего (ст. 22, 26, 23). Но Дух стонет, требуя ответа на молитву; и творение стонет от страстного желания разделить свободу и славу детей Божьих. Верующий стонет, ожидая своего окончательного искупления! Если мы правильно понимаем их, стоны наших сердец не являются депрессивными, а перспективными, не стонами сомнения, а уверенностью по той простой причине, что страдания, которые, как теперь знает верующий, являются частью его пути к вечной радости. Нынешнее легкое страдание производит чрезмерный вес славы. Нынешние страдания приводят к полной радости!

Очень поучительно отметить, насколько хорошо Симон Петр усвоил этот урок. Испуганный в лодке во время шторма в Галилее, не уверенный в том, что его Учителю не все равно, он присоединился к тем, кто кричал: «Неужели Тебе все равно, что мы погибаем?» Но позже, наделенный Духом усыновления, когда был схвачен и заключен в тюрьму, когда Бог послал Своего ангела, чтобы спасти его из лап Ирода, который намеревался вывести его из тюрьмы и предположительно казнить, как слуга Господень нашел его? В разгар страданий он наслаждался уверенностью в спасении. Он усваивал урок, который преподал ему Учитель. Он спал!» (Мк.4:38, Деян.12:6)

Мы уверены, что мы истинные дети, когда наш Отец использует в нашей жизни тот же образец, который он использовал в жизни Своего Сына, который ради радости, которая была ему дана, перенес крест, презрев позор, и теперь восседает одесную своей славы.

4. Опыт уверенности

Когда мы наслаждаемся уверенностью в спасении, что привлекает наше внимание?

Это уверенность в том, что Бог действует для нашего нынешнего блага [Рим 8:28]; что у Него есть постоянная цель на всю нашу жизнь (ст. 29); что Он полностью обеспечил наше окончательное спасение (ст. 30). Тех, кого Он предопределил, Он призывает, оправдывает и прославляет. И уверенность, которую заключают в себе эти факты, безошибочна. Это может происходить по-разному: когда мы изучаем Слово Божье в частном порядке; когда мы сидим в служении Слова; когда мы молимся и поклоняемся. Она может прийти, когда мы ожидаем Господа; она может прийти без какого-либо видимого ожидания. Это может произойти благодаря очевидному использованию средств благодати, когда мы, так сказать, находимся на ее пути; или это может произойти, когда мы этого не ожидаем. Некоторые обретают уверенность после долгих сражений, другие никогда не знают, что значит быть без нее; для одних она приходит через печали, для других — через радости. Это так же индивидуально, как и суверенно, и обязательно так, потому что это заставляет нас говорить: «Сын Божий возлюбил меня и отдал Себя за меня» (Гал 2:20).

Но, несмотря на то, что это переживается индивидуально, уверенность в спасении всегда подтверждается четырьмя признаками ее присутствия:

1) Это сопровождается удовлетворенностью Божьим путем спасения. Смирение наших грешных сердец перед Распятым Спасителем становится самым сладким и драгоценным в нашем опыте, тогда как раньше оно просто раскрывало корень горечи и антагонизма против мудрости и благодати Божьей.
2) Это приносит новое чувство безопасности, которое, в свою очередь, подстегивает нас к выполнению наших обязанностей. Павел трудился больше всех — но это был не он. Это была благодать Божья, данная ему.
3) Это наполняет наши сердца Христом. Он не только источник уверенности, но и Сам является потоком, из которого мы ежедневно пьем. Он Тот, Кто утоляет нашу жажду. Уверенность в спасении — это уверенность в Иисусе.
4) Это производит в нашей жизни святое дерзновение, апостольскую парресию, которая является печатью тех, кто царствует в жизни Христом Иисусом, и мы начинаем ценить то, что значит быть больше, чем победителем греха, сатаны и всех сил ада.

Несомненно, это одна из наших самых больших потребностей! Давайте искать это, молиться об этом, проповедовать это как великую возможность и наслаждаться этим сами. Или лучше, давайте обратимся к Нему, помолимся, чтобы узнать о Нем больше, проповедовать Его и еще глубже ощутить, что Его знамя над нами — любовь.

______________________

Перевод сделан —  Inquisitor Eisenhorn

Поделиться
Написал Синклер Фергюсон
Несет служение старшего пресвитера в Первой пресвитерианской церкви города Колумбия, штат Южная Каролина, а также является профессором систематического богословия в семинарии «Искупитель» (Redeemer) города Даллас, штат Техас.