Благ Господь

В Плач. 3:1-18 Иеремия все время повторяет слова, полные безысходности; горе его так велико, что не поддается описанию. В этих стихах Бог – скорее далекое воспоминание, чем существующая реальность. В том, как выражены страдания пророка, слышится вопрос: “Где же во всем этом Бог?”

На протяжении первых 17 стихов он ни разу не упоминает имя Господа, но далее, только в этой главе Иеремия использует Имя Божье 17 раза. Результатом его размышлений о Божьем имени стало его твердое упование, твердая надежда на Господа в спасении Израиля. В стихах, которые мы с вами сегодня рассмотрим, Иеремия размышляет о божественных качествах Яхве, и это поднимает его душу после падения и придает силы для дальнейшего служения.

И середина третьей главы – ее вершина. Выбираясь из долины мучений, поднимаясь над низиной боли, Иеремия возводит глаза к небу и начинает видеть Господне присутствие. Бог никуда не девался. Все это время Он был в самой гуще этих горьких событий. Ничто не ускользало от Божьего внимания. Если Иеремии казалось, что Он далеко, то не потому, что Бог ни за чем не следил, а потому, что Иеремия не осознавал Его присутствия. Осознав же Божье присутствие, Иеремия и весь народ Иудеи обрели надежду.

Как и во всех библейских историях и событиях, плач Иеремии повествует нам больше о природе Бога, чем о страданиях Иудеи. Страдания Иудеи — это только обстоятельства, на фоне которых раскрывается истинная сущность Бога. Чем пристальнее мы рассматриваем волнующие Иеремию события, тем лучше мы видим Бога. Отрывок 3:22-39 говорит нам о том, кто есть Бог. Главная мысль нашего отрывка заключается в следующем: Для того чтобы иметь надежду на Божью помощь, мы должны размышлять о качествах Бога.

Мы посмотрим на четыре качества Бога:

Свою надежду Иеремия связывает с четырьмя прекрасными и утешительными сторонами Божьей природы, перечисленными в 3:22-25:

«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него».

Первое свойство —  М И Л О С Т Ь. “По милости Господа мы не исчезли» (ст. 22). Употребленное здесь многозначное еврейское слово трудно перевести одним словом. Оно, в общем, передает тот же смысл, что и новозаветное слово. “благодать”, и чаще всего переводится как “милость”.

Милость Божья останавливает заслуженную кару. Его милость ограничивает наказание и, в конце концов, говорит: “Довольно!” Правосудие следит за тем, чтобы люди получали то, что заслуживают. Милость держит правосудие в определенных рамках, смягчая его и облегчая наказание. Посреди болезненного, заслуженного правосудия появляется Божья милость, открывающая человеку не только Его праведность, когда Он наказывает, но и любовь. Милость открывает, что даже в правосудии Бог ищет для нас высшего блага. Ну, разве не благ Господь?

Второе свойство –  М И Л О С Е Р Д И Е . “Ибо милосердие Его не истощилось” (ст. 22). Это слово в оригинале также не поддается четкому определению. Оно расширяет и дополняет значение слова “милость”. Милосердие – это сострадание, глубокое сопереживание и сочувствующая любовь к тому, кто отчаялся и страдает. Милосердие означает то, то у Бога есть чувства и Он проявляет их в сострадании к Своему народу, особенно когда он грешит. Иногда слова “милость” и “милосердие” переводятся одинаково и могут употребляться взаимозаменяемо. Милость предполагает действие, а милосердие больше относится к области чувств. Милосердие является причиной милости. Оба слова выражают нескончаемость и постоянство Божьей любви.

И заметьте что милосердие Божье в отличие от человеческого никогда «не истощается» и «обновляется каждое утро». У Бога нет предела, нет меры для Своей милосердной любви к Своему народу. Даже тогда, когда Его народ упорно не покоряется Ему и не желает смириться перед Ним, Господь продолжает день за днем, утро за утром проявлять Свою милосердную благость.

Как восход солнца неизменно возвещает о приходе нового дня, так и Божья милость приветствует Его народ и утешает его. Божья милость никогда не истощается; она каждый день начинается заново.

Следом идет  В Е Р Н О С Т Ь : “Велика верность Твоя!” (ст. 23). «Верность» – это надёжность; непоколебимость, стойкость; честность, правдивость, истинность.

Очень простое определение верности дает Уейн Грюдем: «Верность Бога означает, что Бог всегда делает то, что сказал, и верен тому, что обещал».

Верность ставит Божье величие еще на одну ступень выше. На Него можно положиться. Можно полностью довериться Ему, ибо Он не подведет. Что еще может быть утешительнее, чем знание того, что Бог абсолютно верен в проявлении милости и милосердия? Он сдержит Свои обещания; Он не меняется; Он всегда будет таким, какой Он уже есть, потому что Он совершенен.

И последняя грань — это  Б Л А Г О С Т Ь : “Благ Господь” (ст. 25). О Его благости свидетельствуют первые три свойства. Благость — это подытоживающая черта, итог всего того, что Бог чувствует и что делает по отношению к Своему творению. Апостол Павел говорил, что благость Божья вдохновляет человека к покаянию, и предупреждал, что мы не должны пренебрегать Его благостью, кротостью и долготерпением (Рим. 2:4). Он также сопоставлял Божью благость и строгость, показывая римским христианам необходимость постоянного пребывания в благости Божьей (Рим. 11:22).

Итак, пророк Иеремия преподал нам сегодня практический урок из своей жизни. Сегодня мы должны были научиться, что человек Божий теряет уверенность и надежду на успех в служении, впадает в разочарование и беспокойство, начинает жалеть себя именно тогда, когда он забывает Каков Бог.

Вот эти замечательные свойства Бога и дали Иеремии надежду, которая позволила ему сказать: “Господь — часть моя” (ст. 24). Обычно слово “часть” употреблялось тогда, когда речь шла о наследстве. В Чис. 18:20 Бог объясняет Аарону, левиту и священнику, что он и все левиты, в отличие от других колен Израилевых, не получат во владение надела, или части земли. Бог сказал ему: “Я — часть твоя и удел твой».

В то время, когда практически отсутствовало самое необходимое для жизни, Иеремия довольствуется тем, что Господь — его часть. Бог был его наследством — его хлебом, одеждой, кровом и всем остальным.

Наверняка многие из вас слышали о таком служителе как Чарльз Симеон. Он уверовал в возрасте 19 лет в 1779 году. Через 3 года он стал совершать пасторское служение в англиканской церкви «Святая Троица», где прослужил до дня своей смерти в 1836 года, т.е. на протяжении 54 лет. Сама цифра длительности служения в одной церкви уже впечатляет – 54 года, но это еще не самое удивительное из его служения.

– В первые 12 лет его пасторского служения большая часть его поместной церкви активно противилась ему.
– Они разрешили ему проповедовать только по утрам в воскресенье. Для проведения вторых воскресных собраний церковь приглашала других учителей. Когда Симеон решил провести вечернее собрание в воскресенье, на которое пришли многие горожане, церковный староста просто запер двери церкви и люди остались ждать снаружи.
– Далее его паства заперла воскресным утром двери к скамьям, на которых должны были сидеть слушатели. Чтобы людям не стоять в проходах Симеон на свои деньги поставил сиденья в проходах и углах, но старосты вытащили их и выбросили на церковный двор.
– Когда Чарльз Симеон попытался посетить дома своих прихожан – его НИКТО не впускал.
– Всем приходящим на воскресное служение прихожане его церкви говорили о Симеоне как о плохом человеке, который только прикидывается добрым.
– В его окна бросали камни, а однажды даже хотели побить после богослужения.
– Даже тех, кто уверовал через его проповеди, высмеивали и всячески унижали.
– У него не было ни жены, ни детей, ни друзей. Даже среди своих университетских коллег. Симеон в полной мере испытал, что такое человеческое одиночество.
– В 1807 году после 25 лет служения здоровье Симеона резко ухудшилось. Он говорил что после проповеди он чувствовал себя «скорее мертвецом, нежели живым человеком». Такое состояние длилось 13 лет.

Можно много рассуждать, что придало силы Чарльзу Симеону вынести все трудности и продолжить свое служение, результатом которого стало обращение множества людей и образование Церковного миссионерского общества в Англии.

Но вот что пишет Джон Пайпер автор биографии Чарльза Симеона:

«Его секрет был в том, чтобы не смотреть на себя, но взирать на Бога. До последнего дня Симеон ставил Бога в центре своей жизни. Это и было его непоколебимое основание. Он говорил: «Всевластие Бога проявляется в избрании человека. Милость – в прощении. Терпении – в постоянной поддержке. Верность – в неустанном труде и исполнении всех Своих обещаний».

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *