Чрезвычайно важно понимать любовь Бога находится в непосредственной связи с остальными чертами Его характера. Божья любовь, если взять, например, Его святость, – это святая любовь. И нельзя забывать, что все остальные атрибуты Бога тоже влияют на неё, это относиться даже к Его вечности. Божья любовь, подобно Самому Богу, вечна. Когда мы говорим о Божьей вечности, мы имеем в виду нечто большее, чем бесконечное время существования. Бог вечен – это значит, что Его жизнь заключена в нём самом, и что Он не имеет начала. Он не получил Свою жизнь или сущность от кого-либо ещё, скорее наоборот, Он обладает властью быть Сам по Себе. Его жизнь и сущность не зависят ни от кого и ни от чего за пределами Его Самого.
Не было такого момента во времени, когда Бог начал существовать. Он существовал ещё до того, как создал мир. Писания ясно показывают, что Он «от вечности», то есть всегда обладал атрибутом любви. Он не начал любить во время творения, Он всегда был Богом любви. Что же, в таком случае, было объектом Божьей любви, если кроме Бога никого до сотворения не существовало? Ответ на этот вопрос довольно сложен. Когда мы размышляем о сотворении, мы делаем различие между сотворением и искуплением. Бог создал Свой мир в состоянии благости, но мир оказался в состоянии разрухи и запустения из-за греха человека. И вся дальнейшая история – это история Божественного искупления, спасающего Свой народ от разрушительных последствий грехопадения.
Но Бог существовал ещё до сотворения и искупления. И Он ещё до сотворения знал о грехопадении, и от вечности у Него был план искупления. Этот план был порождён Его триединой природой таким образом, чтобы все три лица Божества могли воплотить план искупления в жизнь. Так что в теологии мы говорим о завете искупления, завете, который заключили между собой Отец, Сын и Святой Дух в вечности, чтобы спасти людей от греха.
Отец послал Сына в мир, и Сын вошёл в мир творений не против Своей воли. Отец заключил с Ним завет, чтобы послать Его, а Сын заключил завет с Отцом, чтобы по Своему желанию сойти с небес и принять на Себя человеческую природу, смирить Себя и повиноваться даже до принятия смерти, чтобы спасти Свой народ. И затем, в соответствии с заветом, который от вечности был заключён Святым Духом с Отцом и Сыном, Дух сошёл, чтобы применить труд Христа к Божьему народу. Так что дело спасения является совместным трудом Отца, Сына и Святого Духа. То есть, искупление, как и творение – это дело всей Троицы. Отец сотворил небеса и землю через вечного Сына в силе Духа (Быт. 1:1-2; Ин. 1:1; 10). Повторюсь, и творение, и искупление – это труд всей Троицы.
Библия также говорит нам о том, что мотивировало Бога от вечности применить труд искупления: Его любовь к Своему творению. Бог отдал Своего единородного Сына из-за своей любви к творению (Ин. 3:16). Но мы ошибёмся, если подумаем, что главным объектом Божьей любви является мир или искупленные Им люди. Совершенно точно, что Бог любит нас, и именно из-за любви к нам Он послал Христа, чтобы искупить наши грехи. В первую очередь, Бог любит Своего Сына. Абсолютно верно, что Бог нас любит, но только в Своём Сыне.
Мы стали объектами искупительного труда, потому что Отец смотрит на нас, как на нечто принадлежащее Своему Сыну, которого Он любит. «Отец любит Сына» (Ин. 3:35), и из-за любви Он избрал нас в Сыне для усыновления (Еф. 1:3-6). Писание говорит о Божьей любви к нам, вечной любви, которая основывается на любви Отца к Сыну.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Отметьте, как сильно удивляется этому Иоанн. Какая же это [сильная и удивительная] любовь, что мы можем называться Божьими детьми? Он не может понять. Он не принимает это как должное. Он не считает, что творение может автоматически считаться ребёнком творца. Иоанн знает, что привилегия считаться членом Божьей семьи даруется только по благодати, и является величайшей привилегией, которая только может быть дана смертному. И тот факт, что мы называемся Божьими детьми, представляет собой выражение невообразимой Божьей любви и основывается на нашем усыновлении Богом. По свой природе, мы не дети Бога. И только то, что Он принял нас в Свою семью, позволяет нам называться Его детьми.
Это очень хорошо показано в 8 главе Послания Римлянам. В предыдущих главах Павел говорит нам, что по природе мы плотские, что мы противимся Богу и находимся под Его гневом. В нас нет ни капли Божьего Духа, ведь мы рождены только биологически, [а не духовно]. Но далее Павел так говорит о тех, кого Бог возродил и оправдал: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:9–10) Быть ребёнком Бога – это не естественно, а противоестественно [для нашей природы].
Ни один не возрождённый и не имеющий в себе Святого Духа человек, не обладает такой привилегией – быть сыном или дочерью Бога. И наоборот, все те, в ком живёт Дух Божий, принадлежат к Божьей семье. «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!’ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16).
Из-за любви Отца ко Христу, Отец усыновил нас в царскую семью, сделав нас сонаследниками со Христом. Отец любит нас, потому что Он любит Сына, и мы никогда не должны забывать об этом. Он является объектом вечной любви Бога, а мы являемся подарком любящего Отца Своему Сыну. Мы усыновлены и удочерены Отцом во Христе, и Отец любит нас ведь мы в Его Сыне – во Христе.