«Если двадцать второй псалом можно назвать самым популярным, сто второй — самым радостным, сто восемнадцатый — самым прочувствованным, пятидесятый — самым печальным, то восемьдесят третий самый вдохновляющий из псалмов.»
Чарльз Сперджен
Перед нами псалом-восхваление, написанный тем, для кого жизнь с Богом — наивысшая радость. В подзаголовке говорится, что он предназначен для руководителя хора, и добавляется: «на Гефском» (слово «орудии» добавлено переводчиками). Что такое «гефское» (евр. гиттиф), не совсем ясно. Иудейские толкования ветхозаветных Писаний («Таргум») связывали это слово с филистимским городом Геф и поясняли, что это музыкальный инструмент или мелодия филистимского происхождения.
Также, что можно сказать про этот псалом то, что — это Псалом паломничества.
Каждый год, еврейский народ должен был приходить в Иерусалим для поклонения Богу в храме. И во время своего путешествия в храм они пели псалмы. Музыка всегда делает путешествие короче, поэтому многие из нас слушают музыку в машине. И они сделали то же самое, только , так как они не имели магнитол и плееров на своих ослах, они пели песни в живую. Псалом 83 — это одна из песен, что еврейский народ пел.
Подзаголовок относит псалом к песням «Кореевых сынов». Это может означать, что кто-то (один или несколько) из родственников Корея написал его, одобрил или внес в сборник. Сыновья Корея служили певцами при храме, музыкантами, стражами у порогов скинии и привратниками (1 Пар. 9:19; 26:1, 12). Возможно, они исполняли, собрали вместе или написали эту группу псалмов, названных песнями «Кореевых сынов».
Тема псалма 83 — радость и счастье от близких отношений с Богом. Стихи 5, 6 и 13, разделяющие псалом на три строфы, содержат три блаженства. Каждая строфа вращается вокруг одного из блаженств!
Слово «блажен» означает избыток радости, удовлетворение в Боге, полноту жизни в Господе.
Христианин находящийся в близких отношениях с Богом — это блаженный христианин.
Псалом 83 дает ответ на этот вопрос, высвечивая три признака блаженного христианина.
Первый признак:
1. Блажен тот, кто жаждет поклонятся Богу. (ст. 2-5)
Во-первых, мы видим, что воистину блажен тот, кто жаждет поклонятся Богу.
“Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой, Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя” (ст. 2-5).
Жилища в этих стихах — храм, его жертвенники и дворы. Автор говорит о своем ни с чем не сравнимом эмоциональном состоянии, когда он восхваляет Бога в месте, предназначенном для поклонения Ему. Чудесное место храм, но чудесно оно прежде всего благодаря тому, что там происходит.
Если мы размышляем о поклонении Богу, то будет не лишним напомнить что такое поклонение:
«Поклонение – это признание величественного и абсолютного статуса Бога, вызывающее смиренное восхищение Им, наслаждение созерцанием Его красоты и радостное послушание Ему». (Алексей Коломийцев «Придите, поклонимся»)
Поклонение – это наша ответная реакция на то Кем является Господь для нас.
И поклонение Богу стало такой неотъемлемой частью автора, что в глубине души он тоскует по Господнему присутствию, страстно взывает к нему. Все его существо — душа, сердце и плоть — страстно ищет и жаждет привилегии быть с Богом.
Чарльз Сперджен подмечает, толкуя, 3 стих:
«Собрания святых вожделенны памяти разума, сердца, глаз и души… Он жаждал живого Господа, единого истинного Бога. Даже плоть его ощущала сильное желание видеть светлый лик Божий»
В 4 стихе псалмопевец иллюстрирует свои чувства. Птичка и ласточка — яркая иллюстрация ценности, в глазах автора, поклонения Богу. Свитые ими гнезда напоминают псалмопевцу о покое и утешении, которые он находит в Боге. Птицы инстинктивно строят свои дома в храме и вокруг него. «Как они счастливы, рассуждает он, — что имеют дом в храме».
Он завидует птицам, которые живут возле храма. Потому что у них есть такая огромная привилегия быть рядом с Господом сил, его Царем и Богом. Он делает быстрый набросок картины, необходимой для иллюстрации, но не завершает ее. Он дает читателю возможность самому сделать вывод, что никто так не блажен, как тот, кто может свободно и постоянно поклоняться Богу.
Далее в 5 стихе псалмопевец провозглашает то, что:
Никогда не устает славить Бога. Во второй иллюстрации он говорит о тех, кто служит в храме. В его представлении те, кто ведет богослужение в храме, воистину блаженны, ибо они имеют удовольствие возносить хвалу в любой момент, когда захотят. Воистину большой чести удостоены те, кому не надо тосковать по Божьему дому, потому что они всегда в нем.
«Истинное поклонение рождается в недрах общения с Богом. Не хвалит Бога тот, кто с Ним не общается. Пребывающие с Господом восхваляют Его день и ночь.» (Чарльз Сперджен)
И для нас сегодня пример церкви первого века может помочь определить, каким является истинно библейское поклонение. Они собирались для преломления хлеба (Деяния 20:7), молились (1 Коринфянам 14:15-16), пели, прославляя Господа (Ефесянам 5:19), проводили сбор средств (1 Коринфянам 16:2), читали Священное Писание (Колоссянам 4:16) и провозглашали Слово Божье (Деяния 20:7).
А как вы относитесь к поклонению Богу? Что это для вас, обязанность или удовольствие?
Жаждете ли вы поклоняться Богу? Стало ли поклонение для вас практикой жизни? Живете ли вы им?
Приходя в церковь, наполняетесь ли вы всякий раз опознанием присутствия Бога?
Умеете ли вы молиться, оставляя суету и все человеческое?
Поклоняетесь ли вы в слушании Слова?
Второй признак:
2. Блажен тот, кто стремиться поклонятся Богу. (ст. 6-8)
Далее мы видим, что поистине блажен тот, кто всей душой стремится поклоняться Богу, кто стремиться любить и восхвалять Бога. Его верное сердце обогащается благосклонностью и славой Божьей.
“Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого сердца стези направленны к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением. Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.” (ст. 6-8).
Второе блаженство приводится в начале строфы, а не в конце, как первое и третье.
Одной только жажды поклонения еще недостаточно для блаженства; человек должен всей душой стремится поклонятся Богу, т. е. предпринимать практические шаги для того, чтобы поклоняться Богу.
В Божьих очах благоденствует тот, в чьем сердце лежит дорога к Сиону, месту поклонения. Самая приятная его мысль — о том, как он выразит свое благоговение перед Богом.
В стихах 6-8 дается образ путников, идущих в Иерусалим на поклонение Богу. По дороге они могут выбиться из сил и сбить ноги но они не унывают, ибо в своем сердце предвкушают радость поклонения Богу по пришествии в храм. Ведомые этой ожидаемой радостью, они не обращают внимания на невзгоды и трудности, которые должны претерпеть на пути в Иерусалим. Они преодолевают все препятствия и упорно идут вперед, пока не приходят к месту поклонения. Участвуя в богослужении, они даже не вспоминают о трудностях, которые преодолели ради того, чтобы испытать эти моменты в храме.
Путники могут проходить долиной невзгод, но волнение по поводу конечной цели их путешествия превращает ее в долину источников.
Веpa и радость поклонения в Иерусалиме преобразует бесплодную, безводную долину в место, где бьют фонтаны и журчат ручьи, впадающие в безмятежное озеро.
Время страданий и скорби, через которые проходят праведные, обращается для них во время обретения новых сил. Придя в неблагоприятную местность, они не теряют надежды, так как смех и взаимная поддержка заставляют ее гореть еще ярче, потому что они приближаются к месту, где будут поклоняться Богу.
От Иерусалима путников отделяет всего несколько гор, и от этого боль каждого шага в натруженной ноге отзывается восклицанием «аллилуйя».
Стих 7 изображает пустынную местность, превратившуюся в долину с буйной растительностью после недавних дождей. Иллюстрацией к этому принципу может быть женщина, испытывающая родовые муки. Как она может терпеть такие страдания? Ответ очевиден всякому, кто вспомнит о тайне и чуде появления на свет младенца. Мать готова пройти через муки рождения ребенка, потому что переполнена чудесным ожиданием того момента, когда она возьмет своего малыша на руки.
Вот и эти путники так исполнены желания поклоняться Богу в Иерусалиме, что терпят все, что может постичь их по дороге в храм. Высокие надежды обращают трудности пути в счастливые моменты.
Об этих людях говорится, что они «приходят от силы в силу» (ст. 8). Вместо усталости во время путешествия, как можно было бы ожидать, они обретают силу оттого, что приближаются к месту поклонения. Встречи с трудностями и их преодоление дают им еще больше жизненной силы и энергии. По дороге их подгоняет понимание того, что Бог встретит их в Своем храме в Иерусалиме. Они увидят Бога в том смысле, что Он будет присутствовать среди них, когда они придут и станут поклоняться Ему.
“Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого сердца стези направленны к Тебе.” Блажен человек, который постоянно, во все время стремиться к духовному, стремиться к поклонению Богу.
Братья и Сестры к чему вы стремитесь? Куда направлены ваши стопы?? В чем вы находите свое удовлетворение? Хобби? Охота? Рыбалка? Шоппинг? Работа? Проводить время с семьей? Чтение хорошей книги? Ни одна из этих вещей не плоха. Все они хорошие вещи. Но никто из них не будет удовлетворять вас и дать вам силы в жизни, так как Бог. И если вы не получаете выполнены поклонения Богу, вы в конечном итоге обращаются к некоторым другим вещам, но они никогда не будут удовлетворять вас.
Не гонитесь за вещами, которые являются временными; гонитесь за духовным , за вечным, стремитесь к Богу всем сердцем. Чарльз Сперджен сказал: “блаженство поклонения не принадлежит нерешительным, вялым верующим, оно но для тех, кто готов бросить все ради Него.”
Третий признак:
3. Блажен тот, кто уповает на Бога (ст. 9-13)
В-третьих, мы видим, что воистину блажен тот, кто уповает на Бога. Он никогда не разочаруется и не растеряется, потому что Бог никогда не подведет его.
“Господи, Боже Сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лицо помазанника Твоего” (ст. 9, 10).
Псалмопевец прерывает описание жажды поклонения Богу и просит Его внять молитве о царе. Он называет Его Богом Иакова, отца израильтян, и их защитником. Он просит Его даровать земному царю Израиля Свою любовь и благодать и взглянуть на него с одобрением и удовлетворением. Этот верный израильтянин естественным образом молится о царе, потому что знает о тех обещаниях, которые Бог дал дому Давида. Глубокая преданность Богу обращает его мысли к Господню ставленнику.
“Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!” (ст. 11-13).
После этого короткого отступления псалмопевец возвращается к теме пребывания в Божьем присутствии. Он говорит, что один день пребывания в Божьих дворах лучше тысячи дней, проведенных в другом месте. Ничто не сравнится с блаженством пребывания в доме Господнем.
Псалмопевец опять прибегает к яркой иллюстрации.
Две стороны: Привратник в храме был в основном стоял у двери и гостеприимно встречал людей, которые пришли, чтобы поклоняться Богу. Как утверждает один комментатор: “Это была позиция на общественных началах, и была, вероятно, один из самых низких позиций в храме.”
На другом стороне, у нас есть живущих в шатрах нечестия. Слова “жить в шатрах” указывают на богатую жизнь в роскоши и легкости. Иметь больше денег, чем вы можете потратить. Наличие слуг, которые будут носить вас на вас руках.
Так, псалмопевец назвал низшую (добровольную) позиции в храме, и самое высокое положение в мире. И какой из них он предпочитает? Самое нижнее положение в храме!
Лучше быть привратником в Божьем доме — просто быть у Его порога в подчиненном положении — чем иметь возвеличенное место в шатрах нечестия. Одно только пребывание возле Божьего храма принесет больше радости, чем комфортная жизнь во дворце зла.
Как насчет вас? Что бы вы выбрали если есть выбор? Если Бог дал вам завтра возможность иметь высокое положение (в мире) или быть привратником, что бы вы выбрали? Ну, псалмопевец здесь говорит, что было бы лучше, чтобы выбрать позицию волонтера! Разве это не удивительно? Это является противоположностью все, что говорит мир.
Лучше исполнять самое смиренное служение в Его храме, где не терпится никакое зло, чем развлекаться в качестве гостя, где неправедность чувствует себя, как дома.
Почему так желанно общение с Богом?
В 12 стихе псалмопевец отвечает на этот вопрос.
Причина такого отношения к Богу кроется в Его сущности. Для тех, кто любит Бога, Он и солнце, и щит. Нигде больше в Ветхом Завете Бог не называется солнцем, но какая это подходящая метафора для Него! Он — Источник света и жизни для тех, кто уповает на Него. На тех, кто ходит с Ним, Он источает Свою милость и хвалу, благодать и славу. Поэтому в отношении того, кто служит Богу, можно сделать крайнее, чрезмерное заявление: если такой человек праведно ходит перед Богом, то ни одно благословение не будет сокрыто от него. Такое утверждение звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это на самом деле так.
Когда человек живет руководствуясь искренней преданностью Богу, и в своем общении с другими демонстрирует незапятнанную чистоту, Бог окружает его Своими щедрыми дарами и заботой.
Последнее блаженство подводит нас к сути духовной жизни. Хотя автор не жил в Божьем доме и, возможно, даже не всегда имел возможность совершать паломничество к храму — или, по крайней мере, оставаться там надолго — он мог уповать и уповал на Бога. Именно так он жил каждый день.
Этот прекрасный псалом завершается напоминанием о том, что Бог рядом со Своими, чтобы благословлять их. Любовь к Богу и любовь к поклонению Ему — высшие точки жизни верующего человека…
“Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.” (Пс.61:6)
Человек, который живет с искренней упованием и надежной на Бога, воистину блажен. Никакая жизнь не сравнится с той, в которой есть вера.
22 июня в 1714, Мэтью Генри, известный пастор и комментатор Библии, был на смертном одре в возрасте 52 лет. Он был относительно молод и еще не закончил свой комментарий (другие закончили его по оставленным им заметкам). Он пережил потерю первой жены, которая умерла при родах. И также он похоронил троих из его девяти детей, от второй супруги. Он мог бы жаловался на тяжелую жизнь. Когда он умирал, к нему зашёл друг и Генри сказал: «Ты привык записывать последние слова умирающих, вот мои: «Жизнь, проведённая в служении Богу и общении с ним, — это самая блаженная, радостная и приятная жизнь, которую только можно прожить на земле». Хорошо сказано!
Кого можно назвать воистину блаженным? Богатого? Того, кто стремится к удовольствиям? Популярного и знаменитого? В псалме 83 автор дает нам единственно верный ответ: блажен тот, кто жаждет поклониться Богу и уповать на Него.
Ключ к истинному счастью кроется в Божьем присутствии. Человек, который активно и неустанно стремится быть с Ним, что бы ни случилось, испытывает радость, которая слаще всего на свете.
Христианин находящийся в близких отношениях с Богом — это блаженный христианин.