Необходимые разногласия

Иногда дело всеобщего единства церкви выиграет, когда братья, преданно работающие для Господа, отправляются каждый своим путем.

Эту мысль подсказывает опыт Павла и Варнавы, описанный в Деян. 15:36-41:

«36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. 37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. 38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. 39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян. 15:36-41)

Павел предложил Варнаве еще раз посетить вместе с ним те церкви, которые они основали во время их первого миссионерского путешествия. Варнава согласился, но захотел взять с собой Иоанна Марка (своего племянника, Кол. 4:10). Однако во время первого путешествия Иоанн Марк отстал от них на середине пути (Деян. 13:13), и Павел, упрекая его в этом, не хотел брать его с собой. На этой почве между Павлом и Варнавой произошло “огорчение” – не просто спор, а острое разногласие (Деян. 15:39), в результате которого “они разлучились друг с другом” (Деян. 15:39), и каждый пошел своим путем. Варнава с Марком отплыли работать на остров Кипр, который был местом их первого путешествия (Деян. 13:4–12) и родиной Варнавы (Деян. 4:36, 37). Павел взял Силу и отправился сушей через Киликию (откуда сам был родом, Деян. 22:3) в города Малой Азии, укрепляя основанные там ранее церкви (Деян. 15:40, 41).

На опыте Павла и Варнавы мы видим, что хорошие и верные братья могут не сходиться во мнениях по вопросам практической целесообразности и при этом не грешить. По этим вопросам христиане могут согласиться на то, чтобы каждому остаться при своем мнении, но их разногласия иногда бывают настолько острыми, что делают их совместную работу практически невозможной.

Если такое случается, то будет лучше, если братья будут работать отдельно друг от друга. Их разъединение может принести всей церкви мир. По Божьему провидению, однажды сделанное добро может быть преумножено. В истории, описанной в Деян. 15, в результате четыре человека вместо двух или трех занялись миссионерской работой и отправились в две области вместо одной. А значит, и добра было сделано в два раза больше! Однако чтобы любящим Бога все содействовало ко благу (Рим. 8:28), вовлеченные в совместную работу люди должны сохранять хорошие отношения. Мы нигде не встречаем указаний на то, что после случившегося Павел стал хуже относиться к Варнаве или держал зло на Иоанна Марка. Напротив, спустя годы он с уважением и любовью отзывался о том, кого однажды отказался взять с собой (Кол. 4:10; 2 Тим. 4:11).

Относительно разногласий позиция руководителя церкви должна быть следующей: он должен любить мир, по возможности пребывать в мире со всеми людьми (Рим. 12:18) и быть миротворцем.

Например, хорошим примером миролюбивого человека может служить Авраам.

Авраама и его племянника Лота Бог одинаково благословил большим количеством мелкого и крупного скота (Быт. 13:2, 5). Какое-то время они жили и кочевали вместе, но затем «непоместительна [стала] земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова» (Быт. 13:6, 7).

Что было делать? Авраам мог настоять на том, чтобы самому остаться в этих краях, а Лоту уйти. Вместо этого он предоставил Лоту возможность выбрать землю: «И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8, 9).

Какой ценой готовы мы оплатить мир???

“Мир любой ценой”, даже поступившись чистотой вероучения, – это слишком много, подобная цена не допустима!

И тем, не менее, мы должны быть готовы заплатить ту цену, которую заплатил Авраам, чтобы в его семье был мир. Мы должны научится говорить: “Между нами не должно быть раздора. Ты можешь сделать свой выбор и идти своим путем, только бы между нами был мир. В конце концов, мы ведь братья”.

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *