Наш кроткий и грозный Бог: как справедливость держится милосердия

Грешники, спасенные с пути, ведущего в ад, любят говорить о Божьем милосердии и радоваться ему. Где бы мы были сегодня без милости Бога? Где бы мы были в вечности без Его милосердия?

Без прощения мы были бы мертвы в своем грехе, что хуже смерти. Божье сострадание вызвало нас из могилы. Милосердие подняло нас из ямы. Милость открыла наши слепые глаза. Помилование одарило нас верой, покаянием и радостью. Мы заслужили всё возможное отвержение, наказание, гнев, но Бог дал нам прощение, любовь и жизнь. Все, что мы имеем, это по милости Божьей. Есть ли другой бог во всех религиозных фантазиях на земле, который так нежно и сострадательно относится к грешникам?

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:29).

Зная, как мы относились к Нему, когда каждый из нас раз за разом игнорировал и оскорблял Его, у Него есть все праведные основания быть суровым и безжалостным, но Он кроток к нам. Он снисходит, чтобы принять и восстановить нас. Иисус произнёс эти драгоценные строки из Исаии о Себе: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине». Как можно признавать себя искупленным грешником и не любить доброту и нежность такого милосердия?

И все же милосердие — это еще не вся история. Есть и другая сторона нашего Царя — святая, величественная, ревнивая, даже мстительная, сторона, которую такие грешники, как мы с вами, зачастую гораздо реже упоминают и воспевают.

Надломленный на поле боя

Когда Иисус приближался к тем, кого можно сравнить с надломленной тростью и курящимся льном, Он не шел на уступки или компромисс со грехом. Он проявлял одновременно как милость, так и правосудие:

«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Матфея 12:18-20)

Он пришел установить справедливость, и Он не остановится, пока не доведет дело до конца. Мы могли бы представить себе эти надломленные и уязвимые тростники надежно спрятавшимися на задних дворах и в общественных садах, но здесь они притаились на поле битвы проклятого мира.

Почему же еще тростник надломлен, а лен тлеет, если не потому, что они попали под ужасный перекрестный огонь греха? Нас всех можно сравнить с этой тонкой, хрупкой травинкой, потому что время от времени, а иногда и чаще именно так мы себя и чувствуем. Мы все чувствовали на себе жало грехов, и все мы с гневом, наполненным скорбью, наблюдали, как грех разрывал браки, семьи, дружеские отношения, общины и даже целые народы. С растерянностью и скорбью в сердце мы взывали о справедливости. Вместе с творением мы стонали о лучшем мире, чем тот, который у нас есть.

Пока не свершится правосудие

Иисус пришел, чтобы принести этот лучший мир, излить справедливость, как весной наполняется Ниагарский водопад, чтобы объявить войну всем, кто противостоит Ему, чтобы положить конец многовековому бунту. И все же, ведя свою священную войну, Он с бесконечной силой склоняет колени, принимая огонь со всех сторон, чтобы поднять и поддержать слабые, смиренные, доверчивые души на своем пути. По отношению к врагам Он суров, непреклонен, страшен. Но по отношению к своим Он кроток и смирен.

На этом поле битвы Его правосудие – это не какое-то темное облако, бросающее тень на Его милосердие и прощение; это бессолнечная, безлунная ночь, заставляющая сиять Его милосердие. Его справедливость и милость — вот две части одной святой симфонии. Исаия 30:18, например, звучит как гармония, в которой нежность Божьего милосердия соединяется с обетованием Его справедливости:

«Господь ждет, чтобы быть милостивым к тебе, и потому Он возвышается, чтобы оказать тебе милость. Ибо Господь есть Бог справедливости; блаженны все, ожидающие Его».

Милосердие и справедливость здесь не противоречат друг другу, но прекрасно сочетаются. Будучи справедливым, Бог будет милостив к нам в свое совершенное время. Его милость к нам во Христе — это справедливость. Самое чистое исполнение правосудия, когда-либо задуманное или исполненное, радуется проявлению милосердия.

Бог против

Это милосердие не притупляет силу Его справедливости. Божье правосудие потрясает душу и сокрушает гордость. Прямо перед восемнадцатым стихом тридцатой главы Исаии Господь бросает вызов Израилю за то, что тот отчаянно обратился за спасением к войскам Египта:

«Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а
надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема». (Исаия 30:12-14)

Заметьте, милосердие Бога не удерживает Его от строгости. Является ли Бог, которому вы поклоняетесь, тем, кто когда-либо подавлял бунт против Него? Когда вы закрываете глаза для молитвы, разве не возникало у вас ощущение, что Он может прямо сейчас праведно уничтожить миллиарды людей за отказ от Него и Его оскорбление, потому что грех действительно настолько отвратителен и коварен? Регулярное осознание Его святой ярости против несправедливости, особенно против всех наших несправедливостей по отношению к Нему, жизненно важно для здоровой жизни поклонения. Бог всякого утешения, в конце концов, в то же время является и огнем пожирающим (Евреям 12:29).

«Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все
превознесенное, — и оно будет унижено… И войдут люди в расселины скал и в
пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Исаия 2:12, 19).

Это не жестокий Бог, забытый в Ветхом Завете. Это Бог бесконечного милосердия. Бог, Который во Христе снизошел, чтобы с нежностью вытащить вас из греха, но Который однажды снова наведет ужас на народы. Его справедливость может быть на время скрыта под Его ошеломляющим терпением, но ее пожирающий огонь вскоре уничтожит Его врагов.

Справедливость, подпитывающая милосердие

Все это делает Его милосердие еще более потрясающим. Ужасающее пламя правосудия не подрывает Его милосердие, но освещает и воспламеняет его. «Господь ждет, чтобы проявить милость к вам, и поэтому Он возвышается, чтобы проявить к вам сострадание и прощение. Ибо Господь есть Бог справедливости». Но они презирали Его слово и уповали на угнетение и коварство — как же Он может быть одновременно справедливым и милостивым к ним? Как Он мог благословить тех, кто проклинал и презирал Его?

Он сделал это, став проклятием, которое они заслужили. Давайте вновь насладимся знакомой и такой потрясающей историей о том, как встретились справедливость и милость:

«Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по
благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». (Римлянам 3:23-26)

Деревянные перекладины креста за пределами Иерусалима обрамляют чудесный союз справедливости и милосердия. Через крест Бог является одновременно справедливым и оправдывающим, справедливым и милосердным. На том мрачном и кровавом холме ужасающая Божья справедливость стала слугой милосердия для всех, кто поверит. Во Христе справедливость больше не угроза, а убежище. Вся суверенная сила, которая могла бы погубить нас, теперь обещает защитить нас. «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время», — говорится в Исаии 54:8, — «но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь».

Как мы сможем ощутить всю массу Его милости к нам, если склонны игнорировать или преуменьшать ярость Его правосудия?

Правосудие и милосердие для меня?

Мы уже знаем всё это о нашем Боге, и все же некоторым из читающих эту статью еще трудно поверить в то, что Бог может быть таким милосердным. Вина и стыд, которые они несут в себе, делают повседневную жизнь тяжелой. Они ненавидят свой грех и прилагают усилия, чтобы покончить с ним, но раз за разом встают на колени, произнося одни и те же до боли знакомые признания. Милосердие, которое, как они думали, они обрели, кажется им все более далеким от реальности. Неужели Бог действительно может простить и полюбить такого человека, как я?

Другим, читающим это, трудно поверить, что справедливость однажды восторжествует. Иногда кажется, что вся их жизнь — это один длинный душераздирающий заголовок. Они наблюдают, как безбожники наслаждаются комфортом, успехом и процветанием, в то время как они страдают за свою верность. Они цепляются за обетование, что все в конце концов исправится, но тщетно ищут в углах и щелях своей жизни доказательства того, что это может однажды произойти. И если они наберутся смелости поднять глаза над собственным бедственным положением, они увидят гораздо больше ужасных и несправедливых страданий. Сможет ли Бог превратить эту боль и несправедливость во что-то хорошее?

Нам трудно принять Божью справедливость, потому что мы не доверяем Ему в полной мере разобраться с грехами, совершенными против нас. Но также нам трудно принять Божье милосердие, потому что мы не доверяем Ему в полной мере разобраться с грехами, совершенными нами самими. Для обеих групп окровавленный крест и пустая гробница упрямо говорят: Он может, Он уже это сделал и Он еще сделает. Он обязательно доведет правосудие до конца. Он сделает все возможное и невозможное. Каждый грех против вас будет выведен на свет и исправлен. Само правосудие призовет к ответу нечестие, пока не найдет его (Псалом 9:36).

И в то же время Он не сломит и тростинки. Он не угасит курящегося льна. Его милость настолько широка и глубока, насколько мы грешны. Наш Бог гораздо справедливее, чем мы думаем, и намного милосерднее, чем мы только можем себе представить.

___________________________

Оригинал статьи на desiringgod.org

Перевод на русский язык на ieshua.org

Маршалл Сигал
Автор книг, писатель и главный редактор сайта desiringGod.org

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *