«Мой Бог и я — хорошая компания!»
— Ричард Сиббс«Истина заключается в том, что даже когда верующий один, он никогда не бывает одиноким. Хотя он, быть может, живет особняком, но он никогда не остается без компании. Даже когда верующий изолирован, Господь всегда рядом с ним. Он может быть в пустынном месте, вдалеке от своей семьи и друзей, но он никогда не бывает отделен от Бога. Господь всегда пребывает с верующим. Эта истина в течение многих веков служила источником неизмеримого утешения для всех святых, которые в силу разных обстоятельств оказывались в одиночестве. Независимо от того, в каких затруднительных ситуациях находятся верующие, Бог всегда с ними, чтобы укрепить их. Верующие могут быть лишены друзей, покинуты супругами, отстранены от работы, изгнаны из компании или обречены на жизнь отшельников, но, несмотря на все это, они никогда не бывают одинокими» (Стивен Лоусон)
Псалом 141 — это молитва, крик об избавлении.
В подзаголовке сказано, что его написал Давид в виде учения, наставления в поэтической форме, когда был в пещере. Мы думаем, что речь идет либо о пещере Одолламской, (1 Цар. 22:1, 2; 24). В Одолламе Давид прятался от преследования Саула вместе с простыми, грубыми людьми, по сути, разбойниками. В иудейской пустыне, Давид отрезал край одежды Саула, чтобы показать царю, что не пытался убить его. В обоих случаях Саул охотился на Давида, не- справедливо преследуя его.
Комментируя данный псалом Чарльз Сперджен пишет:
«Несомненно, в те дни, когда была написана эта песнь, Давид подвергался жестоким преследованиям со стороны Саула настолько пал духом, что решился прибегнуть к помощи языческих князей. Положение его очевидно осложнилось до предела, что не могло не сказаться на его добром имени. Тем не менее его вера не поколебалась, и в своей молитве он поведал Богу о своих горестях. Мрак пещеры как бы окутывает весь псалом, но в нем пророку уже виден яркий свет, сияющий вдали»
Бросается в глаза, что в этом псалме автор решает проблему одиночества. Давид чувствует себя всеми покинутым и забытым.
Такие чувства ставят важный вопрос: “Как молиться, когда я гоним?”
Ответ мы находим в псалме.
Во-первых, молитесь горячо (ст. 1, 2)
Давид не просто молится о своей ситуации; он “голосом взывает”, “возвышает голос” к Господу. Побуждаем глубоким отчаянием, он изливает свою душу Богу.
«Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился, излил пред Ним моление мое, печаль мою открыл Ему»
В своей молитве он употребляет выражения, отражающие напряженность его чувств: “голосом воззвал”, “голосом помолился”, “излил моление”, “открыл печаль”. Он молится вслух, громко, откровенно и страстно. В отчаянии, он рассказывает Богу о своей проблеме.
«Помните, что мы открываем Господу свою печаль, не для того чтобы Он заметил ее. Поступая так, мы сами ищем Его и доверяем Ему свои горести в поисках облегчения, а не с целью довести их до Его сведения» (Чарльз Сперджен)
Во-вторых, молитесь с пониманием (ст. 3, 4)
Давид молится с пониманием того, что Бог видит, в каком положении он оказался. Он знает, что Богу известны все его затруднения.
«Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей»
Даже чувствуя полную безнадежность, Давид находит утешение в том, что Бог знает о его положении и заботится о нем. Фраза “Ты знал стезю мою” указывает не просто на знание; она предполагает, что Бог небезразличен к его боли.
Ненавистники расставили для него сети. Осознавая, что враги пытаются уничтожить его, Давид не думает, что кто-то из людей сможет помочь ему. Он обдумал все пути и убедился, что помощи ждать не от кого. Он смотрит направо и не видит выхода; смотрит налево и не видит избавления. Знающие его не хотят помочь ему. И он делает вывод, что никому до него нет дела. Ему нечего ждать помощи у людей; единственная его надежда — Бог. В это мрачное время он утешается той истиной, что Бог знает его положение и поможет ему.
«Моя жизнь или смерть потеряла для окружающих всякое значение. Я подвергся изгнанию. Никто из живущих не окружил заботой душу мою. Я оказался в пустыне, где все были безразличны ко мне и моей судьбе. Что за тяжкое испытание, не иметь места преклонить голову и никого, кто нашел бы его для меня! Как возликовали, должно быть, враги Давида, увидев друга Господня оставленным всеми его друзьями! Как горестно ему было пережить предательство ближних в один из самых тяжелых моментов своей жизни. Нетрудно представить себе Давида в пещере, сетующим на то, что и здесь нет ему покоя, ибо Саул добрался и до этого его убежища. Безнадежен его взгляд, обращенный ко входу в пещеру, но уже совсем скоро мы увидим его устремленным в небеса» (Чарльз Сперджен)
В-третьих, молитесь с верой (ст. 5–7)
Давид верит, что Бог поможет ему. Он горячо молится в уверенности, что Бог станет его прибежищем во время этой жестокой бури.
«Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: “Ты прибежище мое и часть моя на земле живых”. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние»
Давид верит, что Бог укроет его от угрожающих ему опасностей. Если Бог не поможет ему избежать расставленных для него сетей — если Бог не услышит его вопля и не защитит — тогда он погибнет. Свою надежду остаться на земле живых он основывает на Боге. Бог — его единственное прибежище и единственный источник жизни.
Сбитый с ног сложившимися обстоятельствами, Давид подавлен и готов сдаться. Он понимает, что его гонители сильнее и что только Бог может избавить его. “Темница” в стихе 7— это образное изображение его одиночества. Окруженный врагами и удрученный, он нуждается в божественной руке, которая вызволила бы его из темницы отчаяния. Получив избавление, он возблагодарит Бога, радуясь Его милости.
Весь псалом говорит о вере Давида в Бога.
Его уверенность в Боге отражена в таких фразах: “Ты знал стезю мою”; “Ты прибежище мое” и “Ты явишь мне благодеяние”. Давид верит, что в конце концов он снова будет вместе с праведными людьми, радующимися победе, которую Бог даст им через него. Он также знает, что Бог, как и раньше, пошлет ему благословения. Бог не только избавит его, но и пошлет ему несравненно больше благодати, чем он просит.
Перед нами пример Божьего человека, испытывающего трудности, которые не имеют человеческого решения. Давид оказался в одиночестве и вдали от праведных людей, которых он знал. Его царь, Саул, расположился неподалеку, ожидая удобного случая, чтобы убить его. У Давида есть кое-какие средства, с помощью которых он может отразить нападение, но их недостаточно, чтобы дать уверенность в успехе. Кажется, он остался один на один с выступившими против него силами. Давид понимает, что у него есть одно преимущество: у него есть Бог. Поэтому он обращается к Богу в горячей молитве, зная, как он заботится о Своих, и веря, что Он сделает то, что всегда делал для тех, кто верит и повинуется Ему.
Многие из нас однажды столкнутся с безысходным одиночеством наподобие того, какое испытал Давид в пещере. В такое время нам не помогут никакие накопленные нами средства. Друзей и семьи будет недостаточно, и огромные трудности будут слишком велики, чтобы нам справиться с ними. В этот момент мы поймем, что мы подошли к тому, что лежит в основе всякой жизни: один человек, опирающийся на Бога. Если мы не доверимся Богу и не позволим Ему избавить нас так, как захочет Он, тогда все будет потеряно. Мы останемся без надежды, как человек без Бога. Но если мы с верой принесем нашу беду к Богу, уповая на то, что Он спасет нас по Своей святой воле, тогда из пепла уныния родится жизнь подобно цветам вечной надежды.
Спросите себя: “Если я потеряю все, что дорого для меня в этом мире, буду ли я по-прежнему верить Богу?” Даже лишившись земных удобств, мы как христиане все равно будем иметь жизнерадостную веру, которая будет уповать на то, что Бог поймет ситуацию, станет нашим прибежищем и явит нам Свое благодеяние.
«Времена отчаяния порождают отчаянные молитвы. Трудности побуждают нac снова предать себя Богу в новых чрезвычайных обстоятельствах. Когда никто не может нам помочь, кроме Бога, мы учимся молиться с напористостью, полностью полагаясь на Него. Что же мы должны принести Богу в молитве? Апостол Петр призывает нас: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7). Таким образом, мы должны вверить всю тяжесть и все давление своих испытаний в могущественные Божьи руки (Флп. 4:6). Именно доверяя свои трудности Богу в молитве, мы обретаем Его мир. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3). Можете ли вы, подобно пророку древности, возложить свое бремя на Господа?» (Стивен Лоусон)