Это вопрос, над которым я размышлял долгое время. И это вопрос, который задала нам сегодня одна молодая женщина.

«Здравствуйте, пастор Джон. В нашей церкви сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы пригласить на должность пастора одного человека. Но этот человек недавно оставил другую церковь по причине совершенного им прелюбодеяния. Он был пойман, раскаялся и попросил прощения. Я, безусловно, верю в то, что Христос прощает прелюбодеяние. Но, читая Послания Апостолов, касающихся руководителей церкви, я не вижу, что волей Божьей для такого человека является продолжать пасторскую деятельность. А вы как думаете? Достаточно ли для такого человека покаяться, чтобы стать пастором в другой церкви? И в общем, какие грехи, если такие существуют, дисквалифицируют пастора на всю жизнь?»

Все, что я могу сделать, это поделиться своим мнением, которое сформировалось в результате 50-ти лет моего собственного служения, возможности наблюдать за служением других и пятидесяти лет моего глубокого погружения в Писание. Но я не могу вам сказать ничего, что было бы полностью подтверждено Божьим словом, касательно промежутка времени, которое должно пройти, прежде чем кто-то может доказать, что он стал другим человеком и , таким образом, после совершения прелюбодеяния, способен снова быть служителем — потому что не думаю, что в Библии есть четкие инструкции о том, как пастор, дискредитировавший себя, может снова приобрести все необходимые для пастора качества. Постараюсь все объяснить.

Защитить паству, простить упавших.

Уверен, что это тот вопрос, в котором церковь в общем вряд ли когда-либо сойдется во мнениях. И не потому, что Писание не даёт подсказок по этому поводу. Я думаю, что подсказки в Библии есть. И постараюсь сейчас поделиться ими. А потому, что мы все очень по-разному думаем и чувствуем, когда дело доходит до того, что стоит на первом месте — (1) защита паствы и чести Евангелия с одной стороны и (2) с другой стороны, признание великой ценности Божьего терпения и милосердия и прощения.

Люди по-разному смотрят на соотношение этих двух вещей.

Некоторые говорят: «Ты никогда больше не прикоснешься к этому стаду. Эти овцы слишком драгоценны и Евангелие слишком драгоценно, а ты с таким неуважением отнесся и к тому, и другому». Это одна точка зрения.
А другие говорят: «Нет, мы должны радоваться Божьему прощению и милосердию и терпению. И вот этот падший, но восстановившийся пастор может стать примером всего этого».

Вот эти два полярно отличающиеся друг от друга мнения — мы так чувствуем и так понимаем. И оба подхода реальны. Оба имеют библейское основание и искренни. Вопрос в том, как же их соединить, когда приходится принимать подобные решения.

Уверен, что все вышесказанное вовсе не значит, что конкретная поместная церковь не сможет прийти к единому решению касательно того, как принимать людей на должность пастора и снимать их с этой должности. Думаю, каждая церковь должна усердно молиться и изучать Слово, чтобы выработать свою политику, в соответствии с которой руководство церкви сможет действовать в подобных ситуациях. Думаю, что такая политика неизбежно будет отличаться от принятого в других церквах. Но я уверен, что церковь должна функционировать — и для этого должно быть приложено усилие, в соответствии с Писанием, сказать следующее: «Мы считаем вот так. Мы не считаем, что это абсолютный закон для всех церквей, но наша церковь должна функционировать. Вот что мы видим в Библии».

А теперь позвольте указать вам на несколько подсказок из Писания.

1.Укрепите свой эмоциональный позвоночник

Тот факт, что в 1 Тимофею 3 и Титу 1 даны критерии для старших братьев и пасторов, ставит церковь в сложное положение — учитывая, что некоторые люди соответствуют этим критериям, а другие — нет, а игнорировать эти тексты никак нельзя.

Вот что такое иметь необходимую квалификацию — вы можете быть прощенным грешником, ваша жизнь может быть угодной Богу, но вы не можете быть в руководстве церкви — и не только потому, что у вас нет дара учительства или мудрости быть руководителем и лидером.

Поэтому, первое, что нужно сказать — церковь, и руководители церкви, пасторы в частности, должны обладать крепким эмоциональным позвоночником, чтобы справиться с последствиями принятия подобных сложных решений. Потому что обязательно будут возникать ситуации, особенно в наше время, в которых нам не захочется говорить, что некоторые христиане могут руководить церковью, а некоторые — нет. Вот это первое, что хочу сказать — в таких случаях неимоверно важно иметь крепкий эмоциональный хребет.

2.Поймите ключевую разницу между прощением и восстановлением доверия.

Следующее, о чем хочу сказать — существует огромная разница между двумя понятиями — «тебя простили» и «тебе доверяют». Прощение основано на крови Христа, и его можно получить сразу же после искреннего раскаяния. Обретение прежнего доверия основано не только на крови Христа, но и на том, что человек должен доказать своей жизнью, что он достоин доверия. Прелюбодеяние является, наверное, одним из тех грехов, которые наихудшим образом подрывают доверие. Обманутая жена может — и я молюсь, чтобы так и было — иметь достаточно милости и простить мужа, если он раскаялся. Но восстановление доверия — с ее стороны, со стороны церкви, со стороны окружающих — может занять годы. И согрешивший не должен ожидать, что это произойдет быстро, и торопить людей, требуя, чтобы ему доверяли.

Он должен сделать все возможное и даже больше, чтобы завоевать это доверие своим заслуживающим абсолютного доверия поведением — показать самоконтроль, преданность Христу, показать свое стремление скорее остаться без глаза, чем поддаться соблазну; продемонстрировать свою глубокую, идущую из глубины сердца преданность жене — что бы ни случилось.

3.Осознайте всю глубину ущерба, нанесенного Христову Евангелию и Его церкви

Третье, о чем хочу сказать — прелюбодеяние, как и любой другой грех, совершенный через долгое время после обращения, гораздо более явно показывает, что человек не может быть пастором, чем грехи, совершенные им до рождения свыше, до того, как он стал новым творением во Христе.
Прелюбодеяние, совершенное после покаяния, — это грех уже не только против жены и Бога, но и против нашей новой природы, против живущего в нас Духа Святого, против Писания, которое утверждает, что во Христе мы — новое творение. Прелюбодеяние после обращения — это грех против славы света Христова.

До покаяния мы все находились в духовной тьме и поступали в соответствии со своей природой. Когда пастор совершает прелюбодеяние — пастор, не рядовой верующий — он грешит не только против Бога, не только против своей жены, не только против свидетельства Библии о том, что он новое творение во Христе; он грешит против славы служения благовестия, он грешит против доверия Божьего народа и против репутации Евангелия среди окружающих. Именно поэтому вопрос восстановления — это не то же самое, что вопрос прощения. С этим не поспоришь. Это просто не одно и то же.

Ситуация осложняется тем, что на сам грех наслаиваются предательство Бога, предательство жены, новой природы христианина, Духа Святого, народа Божьего, Евангелия, репутации Евангелия в христианском служении. Разговаривая с некоторыми падшими пасторами, я пришел к выводу, что они просто не понимают серьезности всего этого. То, что человека не удержала от чужой постели серьезность всего выше описанного, является свидетельством такого глубокого его несоответствия служению, что время и процесс, необходимые, чтобы он смог доказать, что он радикально изменился, могут быть длительными и болезненными.

4.Отойди в сторонку и смиренно прими наказание

И последнее, что я хотел сказать. Я написал это 10 лет назад, это была моя реакция на то, как быстро некоторых людей восстанавливали в служении и как быстро они сами хотели вернуться на служение. Просто не верится, как быстро некоторые пытаются вернуться в служение после совершения прелюбодеяния. То, что я написал тогда, не утратило актуальности. Я как раз читал это на днях.

Вот что я видел: люди, которые жили обманом, лицемерием, развратом в течение долгого времени, а потом были пойманы, ожесточили свои сердца настолько и притупляли свою способность к раскаянию в течение такого долгого времени, что их способность видеть реальность такой, какая она есть, глубоко повреждена. Они говорят, что раскаялись, но они не способны видеть. Они не способны чувствовать, ведь их рецепторы так долго умерщвляли. И поэтому такие люди никак — заметьте, это важно — никак не могут, по прошествии короткого времени после раскрытия их греха, рассуждать здраво о своей способности служить снова и о том, что хорошо для стада Христова и Его славы.
Итак, вот что я написал. Этим и закончу. Я сказал: «Служитель, совершивший прелюбодеяние, должен немедленно оставить свой пост и начать искать другую работу. Он не должен претендовать ни на какую руководящую должность в церкви. Он должен начать зарабатывать на жизнь чем-то другим и продолжать свою жизнь, занимаясь обычным служением в церкви, в своей или другой».

Если он когда-либо вернется на должность руководителя церкви, это должно произойти после длительного периода смиренного принятия нового образа жизни, не связанного с управлением церковью.

_____________

Оригинал статьи на desiringgod.org

Перевод предоставлен: Игорь и Юлия Капузы

Поделиться
Написал Джон Пайпер
Основатель интернет-портала DesiringGod.org и Вифлеемского Колледжа и Семинарии. Он 33 года совершал служение пастора Вифлеемской Баптистской Церкви в городе Миннеаполис.