Можно привести многочисленные библейские тексты, которые явно учат библейской истине, что Бог предопределяет людей к спасению, такие, как Иоан. 6:35-45, Рим. 9:10-24, 2 Тим. 1:8-10. Но я хотел бы остановиться на первом классическом отрывке, Еф. 1:3-11, для первоначальной экзегетической защиты этой Божественной истины. По мере возможности я кратко коснусь Рим. 9 и Иоан. 6. Я приглашаю заинтересованных читателей исследовать вместе. Я опираюсь на оригинал 27-го издания Нестле-Аланда (Novum Testamentum Graece. Nestle-Aland). Английские переводы являются моими собственными.

Ефесянам 1

Павел начинает это обширное введение в свое письмо [1] со слов: «Благословенно имя Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (1:3). Все спасение исходит от Отца, Он его Источник и Цель. Это Отец, Который благословил нас всяким духовным благословением в небесах во Христе. Здесь мы сразу встречаем три жизненно важные истины: 1) Бог есть Тот, Кто благословил нас (мы сами не благословили себя), и это конкретно относится к Отцу, 2) Павел не говорит здесь обо всем человечестве, но конкретно об искупленных, ибо он использует личное местоимение «нас«, говоря о сфере благословения Отца, и мы будем видеть это на протяжении всего текста; 3) фраза «en Christo» (во Христе) или ее эквивалент в Нем, занимает центральное место в мысли Павла. Все спасение происходит только «во Христе».

Стих 4 занимает центральное место в нашей теме: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» [2]. Cнова Отец находится в поле зрения, потому что Он есть Тот, Кто избрал нас (винительный падеж указывает на непосредственный объект). Это избрание осуществляется только во Христе (нет спасения вне Сына). Крайне важно признать личностный аспект этого избрания со стороны Бога Отца. Отрывок говорит, что Богом были избраны конкретно мы, а не просто план или процесс. Избрание лично и в его Субъекте (Сыне), и в объекте (избранных). Далее, важно и время этого избрания Отцом: до сотворения мира. Это избрание, которое вне времени. Оно было сделано прежде, чем мы были созданы, и, следовательно, не может быть основано на чем-либо, что делаем или выбираем мы сами [3]. Это суверенитет, свободный и неограниченный.

Бог ничего не делает без цели. И цель, и средства находятся в поле Его зрения. Бог избирает Своих людей до конца, ибо они должны быть «святыми и непорочными пред Ним». Он искупает Себе народ, и никакая сила в небе или на земле не может остановить Его или удержать от от выполнения Своего намерения.

Павел продолжает развивать тему природы избрания: «В любви Он предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (ст. 5). Это первое появление в тексте слова «предопределил». Значение термина не является неоднозначным, как бы ни старались некоторые избежать его влияния. Точно такой же термин (proorizo) используется в ст. 11. Он означает «выбрать заранее» или «предопределить» [4]. В этом контексте вновь не вызывает сомнения личный предмет избрания, снова мы находим «нас» как прямой объект действия предопределения. Это действительно ключевой элемент этого вопроса, ибо грамматически нельзя уйти от делаемого здесь простого утверждения: : Бог Отец предопределил нас. Он предопределяет не просто план или общий исход всех вещей, но Он избрал нас и предопределил нас. «Нас» (Еф.1.5), «мы» (Еф.1.11), «избранные» (Рим.8.33) и «данные» Отцом Сыну (Иоан.6.37) — это одно и то же.

Часто нас спрашивают: на каком основании Бог избирает одного человека, и оставляет другого в его грехах? Павел отвечает в Еф. 1:5-6: «По благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Мы отмечаем, что здесь нет ничего, зависящего от человека. Вместо этого у нас есть благоволение воли Божией, не более и не менее. И это вполне логично, потому что, как говорит Павел, это приведет к похвале славы благодати. Если бы спасение было результатом выбора Бога человеком, а не наоборот, то Божья благодать не была бы единственным и достаточным основанием для спасения, и она не будет, следовательно, быть предметом нашей похвалы в грядущей вечности. Но здесь Павел резюмирует все это для нас, говоря о том, что основой спасения является исключительно воля Божия, и, следовательно, вся хвала и честь и слава здесь воздается славной благодати Божией, которой Его избранные спасены и пребудут спасенными вечно. Такая истина ошеломительна для человеческой гордости и для всех систем спасения делами. Но тем не менее это правда. И заметьте, также, что слово «нас» снова появляется здесь, на этот раз, как непосредственный объект бескорыстия Божьей благодати. Это благодать спасительная и действенная, которая фактически совершает спасение своих субъектов. И следовательно, она дается искупленным и избранным, и только им. Это не просто общая благодать, предоставляемая всем, это конкретная, спасительная благодать. И как и постоянно на протяжении всего послания, Павел подчеркивает здесь тот факт, что это благодатное домостроительство спасения совершается только во Христе, Которого он называет «Возлюбленным«.

Упомянув Христа как возлюбленного Сына, Павел продолжает утверждать, что только в Нем опять же избранные имеют, в настоящем времени, искупление Кровию Его (в буквальном смысле, выкуп) [5], который Павел затем положительно описывает как прощение грехов «по богатству благодати Его», что, конечно же, не означает уменьшения охвата или силы искупительной Крови Христа. Это благодать, которая щедро (ст.8) излилась на нас и изобилует по отношению к нам (опять же, к «нам» конкретно). Очевидно, она не изобилует ко всем, следовательно, опять же имеется в виду особое дело Христа в спасении, включая Его дело примирения [6].

В следующих фразах (1:8-10) Павел объясняет центральность Христа в деле искупления, а также в откровении Божьих намерений, воли и цели. Все это суммируется во Христе, говорит Павел. Все, что было сделано во Христе, от Отца; это тайна Его воли, которую Он дал нам познать. Во Христе мы взяты в удел «по изволению Совершающего все по совету воли Своей» [7]. Обратите внимание, как этот отрывок подводит итоги предыдущего.

1. Дело Отца в спасении происходит исключительно в царстве Сына, «в Нем«. Именно во Христе мы взяты в удел, это Его дело, а не человеческое. Понятие «взятые в удел» вновь появится в Титу 2:14: это избранный народ Божий, «взятый в удел, ревностный к добрым делам«.

2. Люди принадлежат к Божьему народу, потому что они предопределены. Опять же, никакой двусмысленности нет ни в значении термина, ни в его использовании в данном отрывке. Некоторые считают, что Бог предопределил просто план, но здесь употреблено множественное число, означающее конкретных людей, а не единственное. Почему? Потому что «мы» были взяты в удел. Это не может быть план, но это люди, избранный народ Божий, который, как это ясно видно, являются объектом Божия предопределения.

3. Основание Божия избрания снова изымается из человеческого царства и неизменно передается Богу. Бог выбирает на основе Его собственной цели, а не на основе того, что мы делаем. Когда Павел говорит о Божьей цели, он четко показывает это: «Совершающего все по совету воли Своей» (все — «ta panta», «все вещи»). Это не какие-то вещи, но именно все. Это верно во всех аспектах творения. Бог, Которого провозглашает провозглашает Павел владычествует над всем, контролирует все, и все существует по Его повелению и для Его целей. Вот почему псалмопевец мог сказать: «Все, что угодно Господу, Он творит, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 135:6).

Затем Павел применяет эту вечную истину непосредственно к своей аудитории, к тем, кто уповает на Христа. «Благодарение Богу, что Он продолжал спасать избранных Его на протяжении веков, так что мы, живущие ныне, тоже можем присоединиться к хвале славы Его» (ASV). Следует подчеркнуть, что вся слава только Ему, когда Его полный суверенитет в спасении ясно явлен и провозглашен. Даже спасительная вера во Христа является даром Бога, данным избранным [8]. Люди не могут вторгаться в славу Божию. Именно это мы видим в тех системах, которые пытаются отвести человеку место в правлении Бога и поставить Его волю в зависимость от человеческой в деле искупления.

Римлянам 9

Я могу уделить меньше места двум другим отрывкам, но они оба, как мы увидим, повторяют те же понятия, что мы находим в Еф:1. Актуальность Римлянам 9 очевидна из самого беглого чтения. Она вытекает уже из предыдущего отрывка, который снова использует понятие «предопределил» применительно к народу Божию (8:29-33). Павел начинает свою иллюстрацию работы благодати Божией с патриархов Израиля, доказывая тем самым, что евреи не имеют никаких оснований, на которых они могут теперь жаловаться, что Бог в Своей благодати решил распространить милость Своего завета на язычников. Павел указывает на Иакова и Исава (9:10-13), как пример этого, ибо когда близнецы «еще не родились и не сделали ничего доброго или худого», Бог сказал: «старший будет служить младшему«. Почему Павел подчеркивает, что это было сказано до рождения детей, и, когда они еще не сделали ничего хорошего или плохого? Смысл прост: «чтобы изволение Божие в избрании было не от дел, но от Призывающего». Божья цель в избрании будет стоять неизменно. Избрание Иакова и Исава имело место не на основе их дел — ибо на самом деле своими греховными делами они оба показали себя недостойными Божия благословения. Вместо этого основа избрания всегда пребывает в Боге, в Призывающем. Из-за этого, как написано в Писании, «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Будет интересно отметить, что Павел, очевидно, слышал все возражения против Евангелия много раз прежде. Он обращает здесь внимание на мнимые возражения и приводит все распространенные жалобы на абсолютный суверенитет Бога и полную зависимость человека от Него. Падший человек вне Христа ненавидит истину, что Бог есть Горшечник, а мы лишь глина. Невозрожденное сердце восстает против такой правды. Когда мы читаем: «Иакова Я возлюбил, Исава возненавидел», мы говорим: «Это несправедливо!». И в самом деле, Павел имеет в виду эти возражающие голоса, а затем отвечает на них. Но прежде чем мы посмотрим на его ответ, вспомним удивительный момент в этом заявлении. Дело обстоит не так, что Бог просто возненавидел Исава: Исав был грешником, он враг Бога и пребывает под Его гневом, как и любой, кто все еще в своих грехах. Удивительно другое: что Бог вообще возлюбил Иакова! То есть — благодать абсолютно незаслуженна.

«Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» (ст. 14). Как только Его суверенитет становится очевиден, люди поднимают крик. Ответ Павла ясен: «Никак. Ибо Господь сказал Моисею: кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею. Ибо спасение не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего». Оно вообще не зависит от человеческого желания или усилий, но только от милости Божией. В любом случае, действия и воля человека совершенно удалены из рассмотрения в ответе Павла. Божий выбор совершенно свободен. Милосердие и сострадание — это не то, чего мы можем требовать от Праведного Судии всех. Они должны быть свободными. Вместо того, чтобы защитить «свободу человека», подлинно возрожденное сердце должно ревностно относиться к свободе Бога.

Павел продолжает, иллюстрируя эту истину в жизни фараона. Он утверждает (9:17), что Бог воздвиг фараона для конкретной цели: чтобы имя Божие было прославлено по всей земле. И опять мятежные сердца вопят с жалобами, тогда как верующие склоняются в смиренном поклонении. Как я могу чтить и славить моего Бога — вот о чем спрашивает сокрушенное сердце! Павел продолжает заострять внимание на этом в ст.18: «Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает». Что может быть сказано яснее? Контекст ясен: фараон был таким же грешным человеком, как Иаков и Исав. Бог милует конкретных людей и, нравится нам это или нет, Он ожесточает также конкретных людей. Это достаточно просто и ясно.

Конечно, творение сразу же восстает и кричит: «Кто же обвиняет? Кто хоть раз сопротивлялся воле Его?». Почему глина пытается требовать от горшечника отчета в его действиях? Тварь взбирается на трон Творца и действует так, будто она имеет право сидеть на нем сама. Не надо заблуждаться: этот ответ, естественный для греховного сердца, является сам по себе признаком греха и актом бунта! Это столь же глупо, как чашке выяснять у хозяина, почему она не чайник. Кто ты такой, человек, что споришь с Богом? «Изделие скажет ли творившему его: что ты делаешь?». Этот ответ сокрушителен, но когда благодать затронет наши сердца и откроет уши слышать, мы поймем, что имеется в виду. К нам приходит суровый опыт, через который мы видим, кем мы являемся: тварью, созданной Богом в Его целях, а не в наших, полностью зависимой от Него! При такой истине нет места для гордости, и поэтому естественный человек отвергает ее, а на самом деле ненавидит. Человек есть изделие, Бог есть Творец. Бог есть Бог, человек есть человек.

Павел заключает: «Разве у горшечника нет власти над глиной, чтобы сделать из одной и той же смеси один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?». Это поразительная иллюстрация. Гончар действительно может делать с материалом то, что ему угодно. Неразумно утверждать, что он будет делать только драгоценные вещи или только ширпотреб. Но что беспокоит нас — так это тот очевидный факт, что мы тоже сосуды глиняные! И мы никогда не можем возразить против той цели, с которой мы сотворены у Горшечника.

Павел продолжает в ст.22-23: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе?». Это избранные Божии, люди, которых Он искупил ради имени Своего. Трудно представить, как Павел мог бы быть более ясным и прямым, представляя абсолютный суверенитет Бога в избрании.

Иоанна 6

Мой опыт на протяжении многих лет таков, что некоторые люди испытывают явное недоверие к «паулинизму». Таким образом, было бы хорошо очень кратко показать, что апостол Павел просто представляет те же истины, что были провозглашены Самим Господом в синагоге в Капернауме (Иоан. 6:35-40, 44-45) [9].

Каждое слово Господа Иисуса, сказанное здесь, наполнено великим смыслом. Он представляет Себя как Хлеб жизни, единственный истинный Источник духовной пищи [10]. Тем не менее, евреи Ему не верят. Почему? Сам воплотившийся Сын Божий стоял прямо перед ними! Почему они не верят? Потому что, как объяснил Иисус в Иоан. 10:26, они не из Его овец. Они не были даны Ему Отцом, ибо все, что Отец дает Сыну, придет к Нему несомненно. Отметим, что Отец, Который дает Сыну Своих людей, Тот же, о Котором говорит Павел: это суверенный Бог, творящий и прославляющий. У Него есть право дать Христу одних людей, но не других. Тем, кто не приходит, просто не дано. Божий порядок ясен: Бог дает Сыну людей и определяет их прийти ко Христу. Сначала идет действие Бога, а затем действие людей. Бог действует, человек реагирует, никогда не наоборот, в деле спасения.

Безопасность избранных ясно видна в этом тексте: Христос никогда не изгонит того, кто был дан Ему Отцом и пришел к Нему, более того, воля Отца такова, чтобы Господь Иисус ничего не потерял из всего того, что было дано Ему! Какое дивное обетование — знать, что Господь Иисус полностью исполнил волю Отца и, следовательно, спасение народа Божия так же несомненно, как сила, чистота и цель Самого Сына Божия!

Последние стихи также представляют полную суверенность Бога в предопределении. Иисус ясно дает понять: никто не имеет возможности прийти к Нему, если не произойдет нечто очень важное — привлечение Отца. Многие могут сказать: ведь Он привлекает всех! Это неправда. Отец привлекает избранных, в том числе избранных всех племен и колен, и языков и народов [11]. Это делает ясным сам смысл отрывка, ибо очевидно, что все, кто обращаются, также будут воскрешены в последний день — что в Евангелии от Иоанна соответствует дару вечной жизни. Таким образом, здесь мы видим, что Бог привлекает избранных ко Христу, и вне этого действенного привлечения нет человека, который придет ко Христу. Действительно, как говорит Павел: «Никто не ищет Бога» (Рим. 3:11).

Тезис ясен — если мы спросим, учит ли Библия предопределению, то ответ будет очевиден: да, это так. Она учит конкретному, личному, индивидуальному предопределению всех избранных людей Божиих. Бог избирает предметы Своей милости и благодати, остальных же Он оставляет в состоянии греха и бунта.

[1]. Я убежден, что Послание к Ефесянам — это циркулярное письмо, т.е. оно обращено ко всем церквам в определенной местности (ср. Кол. 4:16)
[2]. В этом отрывке есть несколько вариантов пунктуации. В данном случае я думаю, что «в любви» следует присоединить к последующей фразе, что указывает на предопределение как таковое, то есть на цель Бога и Его любви; так читается в NASB.
[3]. К обсуждению общего употребления термина «предузнание» см.: Douglas Moo, The Epistle to the Romans (NICNT), Eerdmans, 1996, pp. 532-534, John Murray, The Epistle to the Romans Eerdmans, 1997, pp. 315-319, и White, God’s Sovereign Grace, Crowne Publications, 1991, pp. 117-122.
[4]. См. стандартные словари, напр. BAGD (p. 709) Louw & Nida (pp. 360-361).
[5]. Синтаксически это простое утверждение. Это важно, поскольку группа не может предполагать конкретное искупление и особое прощение грехов.
[6]. Отмечу здесь из библейских работ об особой цели искупительной жертвы Христовой и искуплении избранных книгу: John Murray, Redemption Accomplished and Applied, Eerdmans, 1955.
[7]. См. NET (cр. 1:14); “мы также избраны” (NIV), “к наследию” (NASB, NRSV).
[8]. См. Кол.1.3-4, 1 Фес.2.13, Деян.3.16, Евр.12.2, Фил.1.29, Гал.5.22, Еф.2.8-9
[9]. К дальнейшему толкованию Иоан.6.35-45 см. мою работу: Drawn by the Father, Crowne Publications, 1991.
[10]. И то и другое использовано в настоящем времени. Спасительная вера есть вера стойкая, ибо она есть дар Божий и применяется Богом через Его благодать.
[11]. Иоан. 12.32, Откр. 5.9-10.

_____________________________________

Перевод сделан Inquisitor Eisenhorn

Оригинал статьи на the-highway.com 

Поделиться
Написал Джейсм Уайт
Трудится в реформатской баптистской церкви г. Финикс (штат Аризона, США), а также является директором служения “Альфа и Омега” (https://www.aomin.org).