Дисквалифицирует ли пьянство пастора?

Предупреждения, которые нельзя игнорировать.

Летом 2016 года по евангельским кругам прокатилась скандальная волна. Проповедника одной из самых быстро растущих церквей в стране (США) уволили. После долгого расследования лидеры церкви решили отстранить служителя, приведя в качестве довода 1 послание Тимофею 3:3 и усугубившееся пристрастие проповедника к алкоголю.

Многих это удивило, и не только потому, что случившееся стало неожиданностью, но еще и потому, что до этого никто не слышал о случаях, когда пастора дисквалифицировали за употребление алкоголя. К сексуальным грехам и финансовым махинациям с церковными средствами все уже привыкли. Но злоупотребление алкоголем?

ПОКОЛЕНИЕ ТРЕЗВЕННИКОВ

Из 15 квалификационных стандартов для пастора-старейшины в 1 послании Тимофею 3:1-7 «не пьяница» было у прошлого поколения евангельских христиан, пожалуй, самым легким для зачёта. Не потому, что это поколение было глухо к опасностям алкоголя, а потому, что для многих распитие спиртного было вообще немыслимым делом. Америка пожинала плоды Сухого закона. В больших количествах пьянство не одобрялось для всех христиан, а для пасторов тем паче.

 

КАК ЖЕ ИЗМЕНИЛИСЬ ВРЕМЕНА

Конечно, не во всех евангельских кругах и ассоциациях, не во всех регионах предполагалось трезвенничество, но остатки движения за воздержание, процветавшего в 19 веке, продолжали господствовать во многих секторах. Например, для моей бабушки, южной баптистки, было непостижимым, как касающиеся алкоголя губы могут потом исповедовать свою веру.

Конечно, такая резкая реакция на опасности алкоголя (в особенности – крепких напитков) в прошлых поколениях создавала свои проблемы, но они отличаются от тех, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Ну, или с которыми сталкиваюсь сегодня я. Маятник качнулся в другую сторону. Хотя евангельские верующие прошлого и переборщили со страхами перед опасностями алкоголя, нам сегодня, как никогда, нужны церковные руководители, которые могут противостоять искушениям, пожирающим наши паствы.

Новый призыв к пасторам и старейшинам, зрелым и достаточно стабильным, в том, чтобы не просто знать свою свободу во Христе, но и быть готовыми в любви отказаться от своих свобод ради блага других.

 

ВИНО РАДУЕТ СЕРДЦЕ

Квалификационный список Павла для пастора-старейшины начинается с семи желательных пунктов, затем идут четыре негативных дисквалификационных пункта, а затем последние три требования. «Не пьяница» (греч. πάροινος встречается только здесь и еще в Титу 1:7) – первое из дисквалификационного списка. Дьяконы также, согласно 1 Тим. 3:8, не должны иметь зависимости от большого количества вина. И это не требование полной трезвости. «Не пьяница» вряд ли можно интерпретировать как «ни капли в рот».

В 103 Псалме говорится о Божьих дарах творения, включая хлеб, елей и «вино, которое веселит человека». В Притчах 3:10 упоминаются точила, которые будут «переливаться новым вином», и это благословение, а не проклятие, обещание тем, кто чтит Бога, а не зло. Иоанн Креститель избрал жизнь аскета, а Иисус пришёл и вкушал пищу и пил. И оба они были мудрыми и благочестивыми (Мф. 11:18-19, Лк. 7:33-35). Разумеется, мы любим вспоминать, что первым чудом Иисуса было превращение воды в вино (а не наоборот), и что Павел увещевал своего ученика пить «немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Те, кто стоит против древних попыток насадить трезвость в церкви, стоят на стороне ангелов и против учения дьявола (1 Тим. 4:1-5).

 

ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ

Вышеприведенные утверждения, однако, нельзя считать полным списком того, что Бог говорит о вине и опьяняющих напитках. Как пишет Джон Пайпер: «Хоть вино и было разрешено и считалось благословением, в нём кроются опасности». И в Ветхом, и в Новом завете количество предупреждений на порядок превышает количество хвалебных слов в отношении алкоголя. Мы не можем игнорировать хвалебные слова. Но нельзя игнорировать и предупреждения.

В канонической Библии пьянство решительно осуждается повсеместно. Оно часто служит метафорой неверия и осуждения. Лука и Павел проводят параллель между бодростью пред Богом и трезвостью в этом мире (Лк. 12:45-46, 21:34-36, 1 Фес. 5:7-8). Злоупотребление алкоголем может быть связано не только с жестоким гневом («не пьяница, не бийца», 1 Тим. 3:3, также Лк. 12:45, Мф. 24:49), но и с непослушанием (Втор. 21:20), сексуальным грехом и разделением (Рим. 13:13-14).

Притчи связывают пьянство с глупостью (Пр. 20:1, 23:29-35, 26:9-10) и бедностью (Пр. 21:17, 23:20). Благо напитка в созданном Богом мире не отрицается, но зуд и жажда «добавить» осуждается. Пророки провозглашали горе «тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, …которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5:11–12, 22).

 

ПРИМЕРЫ ОСУЖДЕНИЯ

Соответственно, пьянство становится повторяющимся образом божественного суда в пророках: Исайя (19:14; 24:20; 28:7–8), Иеремия (13:13; 25:17; 51:7), Иезекииль (23:33), Наум (3:11), Осия (4:11, 18), и Амос (2:8; 4:1; 6:6). Когда мы обращаемся к Новому завету, пьянству нет места в церкви, оно принадлежит этому падшему миру и является примером восстания против Бога (1 Кор. 15:34, Еф. 5:18; 1 Петра 4:3). Без исключений, упоминания интоксикации всегда негативны (Деян. 2:15; 1 Кор. 11:21; Титу 2:3) – проявление неверия, от которого христиане спасены, из-за которого не наследуют Царства (1 Кор. 5:11; 6:10; Гал. 5:19–21).

Опасности эти подстерегают весь Божий народ. Но в какой-то мере они ещё более опасны для лидеров. Притчи 31:4-5 предупреждают: «Не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых». Чем больше овец вверено в руки пастуха, тем опаснее ситуация, когда пастух «забывается» и сторож покидает свой пост (Ис. 56:10–12). «Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10:17).

 

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОБОДЫ?

Божий призыв к Своему народу, и особенно к руководителям, которые служат примером для паствы (1 Петра 5:3), не только в том, чтобы признавать благость даров Божьего творения и учитывать Его милостивые предостережения. Бог призывает нас к любви. Блюсти не только свои собственные интересы, но и интересы других (Фил. 2:4). «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). Не только содержать свои носы в чистоте, но и заглядывать дальше своих носов, чтобы увидеть нужды окружающих.

Хорошо осознавать, что «ничто не нечисто само по себе» (Рим. 14:14), что «всё чисто» (Рим. 14:20). Да и аминь! Но в этом знании мало христианского. Можно даже говорить о таком знании: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1).

Павел неоднократно предостерегает нас не быть преткновением для других (Рим. 14:13, 15, 20–21; 1 Кор 8:9, 13; 9:12). Увещевает нас ходить в любви (Рим. 14:15), искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию (Рим. 14:19) и, наконец, поступать так, чтобы не хулилось «наше доброе» (Рим. 14:16) из-за ваших беспечных действий, без любви, на глазах у менее зрелых братьев и сестер.

Проясним, что «слабые братья», как правило, не являются «запретителями», стремящимися насадить на вас свои убеждения. Просто они ассоциативно, по слабости, могут осквернить свою совесть (1 Кор. 8:7), подражая вам. В современном обществе такая забота может означать полный отказ от алкоголя, а может означать и осторожное употребление с учетом контекста и окружающей компании. А ещё отказ потакать культуре потребления и развлечений, которая приведет к злоупотреблениям рано или поздно.

 

ДАЖЕ ВО ВРЕМЯ ПИРА

Итак, каким образом пасторам придерживаться этих принципов?

Начнем с того, что мы, как мужья, отцы, христиане, не хотели бы оказаться в ситуации неспособности помочь другим, не важно пир это или нет. Чрезвычайная ситуация предупреждать о своем наступлении не будет. А сегодняшние напитки объемнее и сильнее тех, что доставались нашим отцам и дедам.

Какой бы ни была размытой грань между радостным сердцем и чрезмерным возлиянием, есть один аспект современной жизни, который позволяет измерить трезвость: управление автомобилем. Если потребуется неожиданно везти кого-нибудь в больницу, мы не хотели бы, чтобы алкоголь нам помешал. И тут уже не важно, каким чудесным был пир, нам не хотелось бы оказаться не способными помочь или позаботиться о ком-нибудь. Бог призывает нас к трезвости и готовности отложить собственные интересы, чтобы послужить интересам других людей в неожиданные моменты жизни. «Не пьяница» – это не просто не пить алкоголь. Это призыв быть готовыми «во время и не во время» (2 Тим. 4:2), то есть не позволять себе выключаться и не терять самоконтроль, когда нужно кому-нибудь помочь.

Лидеры церкви должны обладать таким уровнем зрелости, позволяющий им заполнять пустоту, которую многие ощущают, полнотой Христа и Его Духа (Еф. 5:18). Мы должны вести уставшие сердца к Богу, а не лечить их алкоголем или любой другой субстанцией. Вот вам хороший тест: куда вы бежите, чтобы заполнить пустоту в душе? Как мы можем призывать людей насыщаться Христом, когда сами насыщаемся в других местах? Пасторы должны быть примером воздержания (1 Тим. 3:2, Титу 1:8), быть авангардом на пути к достижению слов Павла, что «ничто не должно обладать мною» (см. 1 Кор. 6:12), чтобы стать рабами Господа нашего, готовыми действовать, когда Он позовёт, с любовью к окружающим.

Пасторы также могут быть примером в умеренности. Молодые христиане, выросшие в среде трезвенников могут знать только два пути: трезвость или пьянство. Иногда пасторы могут стать примером для паствы, как и в других областях жизни, мудрого, любящего, благословенного и радостного празднования при употреблении алкоголя.

 

ХРИСТОС НЕ УГОЖДАЛ СЕБЕ

Но лидеры церкви должны быть готовы не только к тому, чтобы избегать употребления алкоголя. Павел не выделяет лишь пасторов, как тех, кому иногда следует отказаться от своих христианских свобод ради других. Потому что всем христианам следует возрастать в такой любви. И тем не менее, как в случае ожиданий относительно всех зрелых верующих, лидеры, в частности, должны быть примером для подражания, чтобы все шли к такой зрелости: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого… как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:24, 33).

По отношению к христианским свободам, лидеры церкви не обязательно должны придерживаться более высоких стандартов, но они обязаны более строго придерживаться стандартов всей церкви. Руководители должны быть среди тех, кто знает истину о том, что ни употребление, ни воздержание не может приблизить нас к Богу (1 Кор. 8:8), и что мы находим радость не только в моменты, когда случается благоприятный контекст для алкоголя, но и когда мы воздерживаемся от него ради любви.

В сущности, такую любовь и заботу о других в пастырях и в пастве вдохновляет Сам Спаситель. Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1-2). А потом приводит самую главную причину: «Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3).

Иисус не просто знал и пользовался Своими божественными правами. Он отказался от Своих прав (Фил. 2:6-7), чтобы возлюбить нас и спасти. Он не угождал Себе. В этом Его любовь к нам. Какая привилегия и радость получать такую любовь и стараться любить так же, когда Он призывает нас, пока мы ожидаем день, в который без всякой опасности будем пить плод лозы виноградной в Его Царстве (Мф. 26:29).

_________________________

Перевод hristiane.ru

Оригинал статьи на сайте desiringgod.org

Дэвид Мэтис
Главный редактор на desiringGod.org

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *