Является ли Бог автором греха и почему Он предписывает злу быть? (Джонатан Эдвардс, Теодор Беза, Жан Кальвин)
Джонатан Эдвардс:
«Если под авторством греха разуметь действия грешника или совершение конкретных злых дел, то было бы кощунством предположить, что Бог является автором греха. В этом смысле я полностью отрицаю, что Бог является автором греха…. Однако, попуская грех и в то же время распоряжаясь им, Бог достигает, таким образом, самых мудрых, святых и превосходных целей» («Иными словами, грех не является плодом какого-либо позитивного влияния или действия, но, напротив, связан с удержанием действия и энергии, так что он обязательно возникает в силу такого косвенного влияния» — Сэм Стормс)… Бог может ненавидеть некоторые вещи сами по себе и рассматривать их как зло. Но Его волей может быть то, чтобы они произошли, учитывая все последствия… Бог не творит грех как грех, как какое-либо зло, но по Своему благоволению Он допускает греху совершиться; следствием этого установления является большее благо. Божий порядок вещей, согласно которому зло должно произойти, чтобы совершилось добро, не является аргументом в пользу того, что Он якобы не ненавидит зло, и это причина того, что Он запрещает зло и наказывает его как таковое»
«Дивные и превосходные вещи, в которых сияет бесконечная слава, происходят по той причине, что слава Божия должна быть полной, то есть, она должна сиять во всех своих частях, и чтобы всякая красота была столь лучезарной, чтобы зрящие ее имели надлежащее понятие о Боге… Таким образом, необходимо, чтобы явились ужасающее величие Бога, Его власть и грозная мощь, справедливость и святость. Но этого не может произойти, если не будет указа о совершении греха и наказании за него, и потому сияющая слава Божия будет несовершенной, если эти аспекты Божественной славы не будут сиять так же, как другие, такие, как слава Его благости, любви и святости, они будут слабее, более того, едва ли воссияют вообще. Если бы дело не обстояло так, что Бог может установить и разрешить грех и наказание за него, не явилась бы Божия святость и Его ненависть ко греху, а также предпочтение благочестия Его провидением. Также не было бы проявления Божией благодати и истинного добра, если бы не было греха, чтобы простить его, или страдания, чтобы избавить от него. Счастье, даруемое Им, и Его доброта не ценились бы и не были предметом такого восхищения… Зло необходимо, чтобы восторжествовало высшее счастье твари и полнота величия Бога, сотворившего мир, ибо счастье твари состоит в познании Бога и Его любви. И если это познание будет несовершенно, счастье твари будет в той же мере несовершенно».
Теодор Беза
Вопрос 190. Может ли Бог совершать нечто, чего Он не одобряет, и, таким образом, творить то, что суть зло?
Ответ: Действительно, необходимо признать, что нет ничего независимого от Бога, чего Он не установил бы по Своей воле, но здесь также говорится о Его бесконечной мудрости, не таким образом, что даже во тьме есть немного света, но таким образом, что тьма есть и остается тьмой; то есть, было бы хорошо, конечно, если бы зла не совершалось, но Бог находит способы, которыми оно совершается, и при этом зло остается в рамках своей собственной природы, не будучи нимало благом перед Ним; так что, как справедливо и изящно выразился Августин, ничего не может совершиться, кроме как по Его воле, то есть помимо Его указов, и все же есть противоречие Его воле: беззаконник является таковым по своей природе, и потому Он не может угодить Богу. Например, то, что Бог спасает Своих людей через славное Искупление в Сыне Своем Иисусе Христе, совершается к Его вящей славе, которая не проявилась бы, если бы человек не согрешил. Для людей не требовалось бы искупление от греха и смерти, если бы грех и смерть не существовали. Таким образом, согласно указам Божиим, то, что в мир вошли грех и смерть, было благом; и тем не менее грех реален, и он настолько страшен, что он не может быть извинен иначе как через страшную смерть Христа. Опять же: мы получаем во Христе гораздо больше того, что мы потеряли в Адаме. И это значит, что то, что Адам пал, было лучшим и наиболее полезным для нас замыслом Бога, Который этим дивным способом приготовил для нас вечное Царство. И тем не менее этот путь по своей природе столь скорбен, что даже те, кто оправданы, проходят по нему через многие страдания и бедствия даже до смерти. Кроме того, великая слава Божия состоит в том, что Он являет Себя как отмститель за грех. Если бы грех не существовал, для этого не было бы повода. Таким образом, было благим указом Бога то, что грех возник, а затем распространился среди демонов и всех тех, кто пребывает вне Христа и осужден на вечную смерть. Также воля Бога состоит в том, что все, кто одесную, будут страдать от зла. Ясно, что этого не могло бы произойти без греха. Поэтому является благом для Церкви то, что, по Божию постановлению, есть те, которые ее преследуют, и которым предстоит наиболее суровое наказание, справедливое, поскольку они грешат против Его воли, хотя и действуют по Его постановлению. Таким образом, подтверждаются слова Апостолов, что ничто не совершится против Божией воли и указа, то есть вне того, что Он утвердил и повелел, а, с другой стороны, нельзя сказать, что Бог противоречит Сам Себе или что Он грешит, как справедливо указывал Августин в слове против Юлиана.
Вопрос 191. Поэтому, как представляется, попущение следует отличать от воли.
Ответ: Каковы должны быть наши мысли в отношении этого различия, я охарактеризовал чуть раньше. Конечно, если попущение совершается против воли, которая суть постановление, то это противопоставление является не только ложным, но это также просто глупо и смешно. Есть такие действия, которые не основаны на свободном выборе и тем не менее совершаются, как, например, когда купцы, которые находятся в опасности, вынуждены бросать свои товары за борт, и вообще, как часто люди вынуждены выбирать меньшее зло, чтобы избежать большего, так что даже светские люди знают, что свобода это самовластие воли. Но если вы допустите попущение, которое совершается против воли, то есть независимо от того, что Бог желал бы, чтобы это было Ему угодно и приемлемо, и само по себе, и в соответствии с Его характером, так что то, что хорошо само по себе, случайно соответствовало бы тому, что хорошо по существу; если, таким образом, премудрость Божия не настолько велика, чтобы вся тьма служила ко благу, если во всем этом есть лишь некая мера добра (не по своей лишь природе, но по отношению к той конечной цели, которой руководствуется Бог) то я готов признать это, однако тогда следует добавить, что это попущение совершается не напрасно и не бездействует, но оно активно и могущественно, и чем оно тогда отличается от праведной воли которую понять куда проще? Судья не является пассивным зрителем, когда он по окончании дела предает преступника в руки палача для совершения того или иного наказания. Палач предает преступника смерти потому, что он является инструментом в руках судьи, который вынес смертный приговор. И если сие совершается, то не столько через палача, который суть просто исполнитель, сколько через судью, который повелевает.
Вопрос 192. Я готов согласиться со всем этим. Но каковы различия между такими иллюстрациями и вещами, которые мы обсуждаем?
Ответ: Я думаю, что никаких. В противном случае нет ничего, или, по крайней мере, есть очень мало общего между любой вещью и символом. Тем не менее, я хочу, чтобы главные моменты были бы четко уяснены для вас, поэтому я могу ответить на них по отдельности.
Вопрос 193. Приговор судьи выносится после судебного разбирательства, но в вещах, о которых вы упоминаете, нет ничего схожего с последовательностью судебного процесса.
Ответ: Много ли могли бы сделать судьи в этом мире, если бы подсудимый не отвечал на вопросы? А ведь их полномочия куда меньше всезнания Бога, Который знает все прошлое и будущее, которое сокрыто в глубине человеческого сердца.
Вопрос 194. Палач не делает ничего, кроме как приводит в исполнение повеление о наказании, которое ему дано. Но где злые получали такое повеление, как убивать друг друга, или наносить вред хорошим людям?
Ответ: В этом и состоит ваше заблуждение, что предполагается, независимо от Бога, что Он всегда дает кому-то явным образом знание о том, чьи действия и каким образом Он использует. Тем не менее, опыт показывает, что это не всегда верно в любом случае, то есть, Он творит милость или суд независимо от того, что и как мы об этом достоверно знаем. Ибо кто будет сомневаться в том, что фараон был поставлен Богом возвысить Иосифа и подготовить место для Церкви? Тем не менее он сам внешне не получил повеления, касающегося этого, да и помыслить не мог о чем-либо подобном. Но при этом мы знаем от Бога, что даже тайные движения сердца фараона исполняли то, что Господь повелел. Пророки тысячекратно предсказывали, что халдеи Вавилона были поставлены наказать зло израильтян и поддержать добро среди их, и в то же время Навуходоносор не получил об этом прямого повеления, и Господь не дал такого же повеления халдеям; но, как пишет Иезекииль, сердце царя предано отчасти сатане и его рабам, отчасти его собственным желаниям, но оно выполнит то, что Господь определил. Сколько же говорилось о том, что Господь использует для исполнения Своей воли существа, воли не имеющие, животных и даже неодушевленные предметы. Так Он призвал мух, жаб, саранчу, град и смерть, чтобы наказать фараона, и даже лучшие из людей говорят, что они ничего не делают случайно. Все вещи совершаются во исполнение тайных повелений Бога. Но есть разница в том, что благие исполнители Его воли ничего не совершают иначе, чем по вере, то есть по убеждению в том, что они призваны делать то, что они делают, и обязаны повиноваться. Но злые и нечестивцы слепо исполняют волю сатаны и свои похоти, и лишь в последнюю очередь обращают внимание на послушание Богу, Который обязывает их знать, к чему стремиться. Таким образом, они не служат Господу, хотя Бог тайно использует их дела, и хотя они не желают этого, они делают лишь то, что Он постановляет.
Жан Кальвин твердо убежден, что Бог не является Автором греха.
В отношении грехопадения Адама он говорит следующее:
«Хотя Бог и предопределил грехопадение Адама, это не означает, что Он был Автором грехопадения».
«Тогда возникает следующий вопрос: как так может быть, что Бог Своим предузнанием и извечным постановлением предопределил судьбу человека и не стал участником грехопадения или автором (autor), одобрившим преступление Своих заповедей? Я повторяю: как такое может быть? Думаю, что сию тайну невозможно постичь человеческим разумом. Ее невозможно вместить в наши умы. Посему я не стыжусь признать, что у меня нет ответа на этот вопрос. Никому из верных не следует стыдиться признавать собственное незнание того, что Бог скрывает в сиянии Своей ослепительной славы».