Ниже приведены некоторые основные определения терминов, которые помогут (я надеюсь на это :-)) разобраться в различных взглядах на учение о последнем времени:
Эсхатология — это учение о конечной судьбе мира и человека. Иногда в этот раздел богословия включают исследования всех библейских пророчеств, в том числе и тех, которые уже произошли. А иногда ограничиваются только теми событиями, которые еще должны произойти в будущем.
Миллениум или Тысячелетние царство — это термин означающий 1000-летний период, когда Христос будет царствовать над землей. В этот период будет восстановлен Израиль и произойдет исполнение обетований, пророчеств данных Израилю в Ветхом Завете. Все великие безусловные заветы будут исполнены во всей полноте (Авраамов, Давидов и Новый). Сатана будет связан, земля будет населена преобразившимися верующими и людьми, которые родились во время самого тысячелетнего царства. Данный период описан в книге Исаии, особенно в главах 24, 51, 54, 60, 65-66. О нем также подробно говорится в Иезекииля 37-48, Даниила 7, Захария 8, и Откровение 19-20. В этот период «каждое обетование, данное Богом, будет исполнено, и Израиль в частности и язычники в целом насладятся благословениями от правления Христа» (Пол Бенвер).
Второе пришествие — это термин относящийся к событиям, которые происходят вокруг возвращения Христа на землю. Данные события включают вознесение церкви, время Великой скорби, появление антихриста, мерзости (описанные в книге Даниила 9 и 2 Фессалоникийцам 2), и также физическое возвращение Христа на землю.
Постмилленаризм — это взгляд о том, что тысячелетнее царство устанавливается в настоящем времени между первым и вторым пришествиями Христа, и что Иисус возвратится после него. Т.е данная позиция утверждает то, что второе пришествие произойдет после тысячелетнего царства. (Дуглас Уилсон, Р. С. Спроул, Тим Келлер).
Премилленаризм — это взгляд, считающий, что второе пришествие Христа произойдет до тысячелетнего царства. (Исторический премилленаризм: Бартон Пэйн, Джордж Элдон Лэдд, Уэйн Грудем, Миллард Эриксон. Диспенсационный премилленаризм: Джон МакАртур, Джон Волвурд, Алва Дж. Мак-Клейн, Чарльз Райри, Роберт Соуси, Крейг А. Блейзинг, Даррелл Лю Бок, Джон С. Файнберг, Д. А. Карсон).
Амилленаризм — учение, при котором отрицается буквальное тысячелетнее царство на земле после пришествия Христа. Среди тех, кто отстаивает данную позицию можно выделить две точки зрения на тысячелетние царство. Одни считают, что пророчества о тысячелетнем Царстве уже осуществились. Другие говорят, что эти пророчества осуществятся на небесах. Хотя и те и другие согласны с тем, что буквального царства Христа на земле не будет. (Беркхоф, Майкл Хортон, Марк Девер, Д. Пакер, Уорфилд, Освальд Эллис, Энтони Хокема, Роберт Стримпл, Вильям Хендриксон).
Великая скорбь – это семилетний период судов на земле, следующий за восхищением церкви и до возвращения Христа. Он является заключительным периодом этого века. Иногда его именуют «семидесятой седминой Даниила» и начинается с подписания договора между антихристом и Израилем (Данниила 9 глава говорит об этом). Данные семь лет разделяются на две части по три с половиной года каждая. Две главные цели для скорби: (1) привести народ Израиля (и некоторых язычников) под действие Нового завета; и (2) осудить нечестивых людей и народы. Если бы Бог не сократил продолжительность скорби, то не осталось бы в живых ни одного человека (см. Матфея 24 гл.).
Антихрист — духовный мировой лидер, который откроется перед вторым пришествием Христа и вызывает великие страдания преследования, но будет повержен Христом.
Мерзость запустения — это время описано в Даниила 9, где антихрист открывает себя в середине семилетней Великой скорби.
Восхищение — внезапное, сверхъестественное, физическое взятие церкви с земли и вознесение ее навстречу Господу на облаках. Данное событие завершает период церкви.
В связи с этим есть пять позиций касаемых вознесения.
Но нужно понимать, что все эти позиции имеют смысл только внутри премилленаризма. Амилленаристы и постмилленаристы считают второе пришествие Христа одним единственным событием, за которым последуют всеобщие воскресение и суд.
Посттрибулационизм — взгляд, что восхищение произойдет после Великой скорби. Таким образом, церковь останется на земле в течение всех семи лет периода Великой скорби и принимает участие во всех событиях этого времени. (Джордж Лэдд, Роберт Гандри, Дуглас Моо, Джон Пайпер, А. Рис).
Мидтрибулационизм – учит, что восхищение церкви произойдет в середине семилетнего периода Великой скорби, т.е. спустя три с половиной года после ее начала. (Оливер Басвелл, Глизон Арчер, Джеймс Макдональд).
Претрибулационизм – учит, что восхищение церкви произойдет перед семилетним периодом Великой скорби. (Джон МакАртур, Джон Волвурд, Чарльз Райри, Дуайт Пентекост, Алва Мак-Клейн, Джон Файнберг, Пол Файнберг, Джон Волвурд).
Восхищение до излияния гнева – данный взгляд учит, что все христиане будут восхищены по прошествии приблизительно трех четвертых периода Великой скорби. (Марвин Розентал и Роберт Ван-Кэмпен).
Частичное восхищение – взгляд, что только «духовные» христиане, которые бодрствуют и ожидают возвращения Господа, будут восхищены. Затем в течение семилетнего периода Великой скорби остальные святые эпохи церкви, которые не были готовы к первому Восхищению, будут взяты в различные моменты через некоторые интервалы времени. (Роберт Говетт, Д. Сейс, Г. Лэнг).