Мысль, которую нужно подчеркнуть, такова, что все наставления в послании к Римлянам в 12—16 главах предваряются и основываются на требовании “представьте тела ваши в жертву живую”. Стараясь понять, как жить христианской жизнью, мы должны исходить из этого повеления: прежде всего вы должны пожертвовать собой! Как это сделать? Рим. 12 показывает нам, что значит жертвовать собой.
И жертвовать собой — значит отдавать себя другим, живя в любви. Об этом говорит апостол Павел в стихах 9-16 двенадцатой главы послания к Римлянам. И совершенно очевидно, что большая часть (если не все) этих наставлений связана с первым требованием: “Любовь да будет непритвора”. Павел описывает жизнь в любви, не сопоставимую ни с чем, что человек может найти в мире. Давайте отметим эти наставления и обратим особенное внимание на 12 стих:
“Утешайтесь надеждой; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны”
Этот стих говорит о любви в трудные времена.
Легко проявлять энтузиазм, когда всё хорошо, и куда труднее, когда всё складывается не так. В стихе 12 Павел перечисляет три качества жертвенной любви, которые позволяют ей оставаться неизменной в солнечные и пасмурные дни.
Оптимистичная любовь
Во-первых, что бы ни случилось, любовь оптимистична. Стих 12 начинается так: «Утешайтесь надеждой». Даже если сегодня плохо, любовь надеется (уверенное ожидание), что завтра будет лучше.
Другими словами, как бы плохо ни складывались дела, у нас всё равно есть надежда, что придёт другая жизнь, где всё будет лучше.
В главе 8 Павел говорил, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (ст. 18). Любовь всегда имеет причину радоваться. Леон Моррис пишет:
«У первых христиан зачастую было мало поводов для радости и надежды в этом мире, но они всегда радовались в Господе (Фил. 4:4) и знали, что в них Христос, «упование славы» (Кол. 1:27)… Надежда поднимает [христианина] над его настоящими трудными обстоятельствами, и неизбежным результатом этого становится радость».
Терпеливая любовь
Так как любовь радуется в надежде, то в скорби она терпелива. Переведённое здесь как «скорбь», слово тлипсис (θλιψις) в первую очередь, означает «давление», «гнет»—давление, которое «отягощает дух».
В дни Павла христиане составляли крошечный сегмент общества, незащищённый перед эдиктами правительства и легко становившийся мишенью для религиозных противников. Для христианина скорбь была жизненным фактом (см. Деян. 14:22). И посреди этой скорби любовь смогла устоять. «Терпеливы» (υπομενω) означает «оставаться под», «жить под». Любовь не перестаёт; она не даёт нам оставить веру, когда так и кажется, что жизненные невзгоды вот-вот одолеют нас.
Мы должны быть терпеливыми. Мы должны оставаться верными Богу, какие бы трудности ни вставали на нашем пути.
Молитвенная любовь
Важным фактором надежды и терпения является молитва. Молитва—это «дорога жизни» к Создателю. Любовь побуждает нас быть постоянными в молитве (ст. 12). Слово, переведённое «постоянны», произошло от проскартерео (προσκαρτερεω), означающего «быть сильным», «выдерживать» (картерео с усилительной приставкой прос). Его смысл—«настойчиво, крепко держаться чего-либо». Для любви молитва не может быть необязательной; она—необходимость. В другом месте Павел напишет: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).
Мы должны быть постоянными в молитве. Бог поможет нам пережить тяжёлые времена. Но мы должны постоянно молится Ему, прося о помощи. Когда возникают проблемы, радуйтесь в вашей надежде, оставайтесь непоколебимы в вашей вере и постоянно обращайтесь к Богу в молитве.
«Надежда, терпение, молитва — вот три ценности, которые, как мне кажется, выражают суть практического воплощения Евангелия». — Р.Ч. Спроул