В каком случае мы должны перестать следовать за своими церковными лидерами? Когда наша преданность Богу должна быть выше верности определенной церкви?
Этот вопрос задала нам наша слушательница Пегги.
«Здравствуйте, пастор Джон. У меня к вам вопрос, который не дает мне покоя. Как христиане мы должны быть верными поместной церкви или Богу? Когда и как должна быть проведена эта черта?»
То, как я буду отвечать Пегги зависит от того, что она имеет в виду, когда говорит «верность церкви». Она имеет в виду верность Божьему народу в целом – а именно, Вселенской церкви, состоящей из всех детей Божьих, рожденных свыше Духом Святым через Евангелие? Или же она имеет в виду одно отдельное проявление этой церкви? Возможно, Пегги и не проводит такого различия, но оно есть и является очень важным. Поэтому я отвечу во-первых, отталкиваясь от того, что под верностью церкви подразумевается верность Вселенской церкви, а затем – верность конкретной поместной церкви.
Иногда у людей не остается выбора – они вынуждены отделиться от дискредитировавших себя руководителей церкви.
Три разных свидетеля в Новом Завете – Павел, Иоанн и Петр – говорят нам, что быть объединенным в Господе со Христом – значит быть объединенным в учении и любви с народом Божьим. Нам не позволено выбирать – быть нам с Богом или с Его народом. Бог и Его народ всегда вместе. Быть с Богом – значит быть в семье Божьего народа. Если Бог – твой отец – значит, Его дети – твои братья и сестры. И невозможно избежать этого. Именно так это работает. Любить Бога – значит любить Его детей.
Вот что говорит Иоанн:
“Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.” (1 Иоанна 5:1)
Вы не можете сказать: «Я буду любить Бога и буду верным Ему, но с христианами не хочу иметь никакого дела». Так не может быть. Вы не можете говорить это. Это противоречие.
Вот что говорится в 1 Иоанна 3:14:
“Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.”
Сама истинность того, что мы рождены свыше и принадлежим Богу как Его дети, проявляется только в одном – в том, что мы любим своих братьев и сестер по вере. Если вы не любите их, вы не можете быть уверены, что вы принадлежите Богу.
Вот 1 Иоанна 4:20:
“Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?”
Иоанн очень ясно все говорит, проводит четкую черту.
Невозможно серьезно воспринимать слова человека о его любви к Богу и верности Ему, если у этого человека нет любви к своим братьям и сестрам, Божьим детям.
А вот что говорит Павел в Римлянам 12:5:
“так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.”
Быть частью тела Христова по вере, быть объединенным с другими в Нем – значит быть членами, частью друг друга. Быть со Христом – значит быть соединённым с другими в одном теле. По-другому быть не может.
Вот свидетельство Петра:
“Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.” (Первое послание Петра 2:4-5).
Другими словами, прийти ко Христу – камню живому, значит быть использованным в качестве небольшого живого камушка, вместе с другими такими же живыми камнями, для строительства дома. Невозможно прийти к Нему на каких-то других условиях.
Мое заключение: верность Богу в Иисусе Христе обязательно включает в себя верность и любовь к Его народу. А это вселенская церковь – христиане, где бы вы их ни нашли.
Относитесь к членству в поместной церкви серьезно. Но верность поместной церкви не настолько абсолютное понятие как верность Вселенской церкви.
Итак, что насчет верности конкретной поместной церкви? Я думаю, Пегги спрашивает именно об этом.
Я считаю, что все слова в Новом Завете о том, что мы члены тела Христова, говорят о том, что к членству в поместной церкви нужно относиться очень серьезно, но эта верность – не абсолютное понятие, в отличие от верности народу Божьему в общем. Мы знаем, что это именно так, потому что в Новом Завете есть наставления, из которых можно сделать вывод, что церковное руководство может быть недостойно того, чтобы за ним следовать. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод, что оставаться под таким руководством не нужно.
Например, в 1 Тимофею 5:19 говорится о том, что происходит, когда кто-то из руководителей «теряет квалификацию», дискредитирует себя. Вот что происходит: “Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.”
Предположим, у вас есть три свидетеля и пресвитер виновен.
“Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.” (1 Тимофею 5:20).
Согрешающих (упорствующих в своем грехе), т.е. потерявших «квалификацию» быть пастором – это о пресвитере говорится – обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
Итак, из всего сказанного вытекает, что если не соблюден принцип обращения с упорствующем во грехе пресвитером, потерявшим «квалификацию», людям может не оставаться ничего другого, как отделиться от руководства потерявших квалификацию пасторов.
Вот что я имею в виду под «потерявшими квалификацию» руководителями церкви:
Они не могут больше руководить – значит они не мои руководители. Если они не уходят из руководства из-за «потери квалификации», значит, мы можем выйти из-под их руководства, чтобы остаться послушными вышеуказанному тексту Писания. Хочу сказать, что такое происходит в тысячах церквей, где пасторы не верят в основные истины Евангелия.
Вот еще два примера.
В 1Коринфянам 5:11 говорится:
“Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе”.
Что если это ваш пастор спит с разными женщинами, виновен в жадности, растратчик, идолопоклонник, злой на язык, пьяница, обманщик? Что если это ваш пастор живет в сексуальной нечистоте? Что если другие руководители церкви являются соучастниками этого, не принимая дисциплинарные меры, не наказывая его? Или для наказания привлекаются не имеющие отношения к деноминации структуры? Что ж, тогда Писание говорит, что вы не должны общаться с ним, и уж конечно, не должны быть под его руководством.
Преданность поместной церкви зависит от того, как руководство исполняет свои духовные и доктринальные обязанности.
Еще один пример:
“Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.” (2 Иоанна 1:10-11)
«Кто приходит к вам и не приносит сего учения» – а именно, апостольского учения, «того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.»
Так что если это ваш пастор не приносит апостольское учение, а другие руководители ничего с этим не делают? Писание говорит – даже не приветствуйте его. А если вы не приветствуете его – как вы можете быть в его церкви?
Пегги нужно понять, что принадлежать Христу и быть дитем Отца Небесного – значит любить, быть верными всем истинным христианам. Она не может не любить их – а значит, должна иметь общение с ними в том или ином виде. Она должна искать такое общение и находить в нем радость. Но ее преданность поместной церкви зависит от выполнения руководством церкви своих духовных и доктринальных обязанностей.
________
Оригинал статьи на сайте www.desiringgod.org