Когда любовь сталкивается со злом

Бог гневается на нечестие как раз потому, что Он любит. Исайя пишет о гневе как о необычайном, чудном действие Бога (Ис. 28:31), потому что гнев не представляет собой естественное состояние Бога, это ответная реакция на зло, потому что в Своей чистой любви Бог не терпит зла. И мне, как отцу, это вполне понятно: если бы я, глядя на страдания собственных дочерей, сидел сложа руки и позевывал, разве такое отношение послужило бы доказательством моей настоящей любви к дочерям? Но как раз потому, что я люблю дочерей, мне ненавистна сама мысль о том, что их может постичь какое-то зло. Насколько же сильнее проявляется любовь Отца света, в Котором абсолютно нет тьмы. Любовь небезразлична, и это значит, что она не может оставаться равнодушной ко злу. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру…» (Рим. 12:9). Только такая любовь непритворна.

Хорватский богослов Мирослав Вольф рассказывает о том, как окружавшие его ужасы межнациональной вражды помогли ему стать по-настоящему признательным Богу за благость Его гнева:

«Раньше я полагал, что гнев не достоин Бога. Разве Бог не любовь? Не должна ли божественная любовь быть выше гнева? Бог есть любовь; Бог любит каждого человека, каждое создание. И именно по этой причине Бог изливает на некоторых из них гнев. Я окончательно перестал противиться мысли о Божьем гневе, когда столкнулся с потерями во время войны в бывшей Югославии, откуда я родом. По некоторым подсчётам в ней погибло 200 тысяч человек, а три миллиона стали переселенцами. Селения и города моей родины были разрушены, мой народ каждый день обстреливали из артиллерии, некоторые люди пережили невообразимые издевательства, и мне трудно было представить, что Бог не гневается. Или же вспомните о Руанде, где в последнее десятилетие прошлого века в течение лишь ста дней зарубили 800 тысяч человек! Как Бог отреагировал на эти кровавые расправы? «Сюсюкался» со злодеями, подобно старенькому де’ душке? Отказался осудить массовые убийства и заявил, что в убийцах, в принципе, есть что-то хорошее? Разве Бог не преисполнился к ним яростного гнева? И, хотя ранее я выражал недовольство по поводу, как мне казалось, неприемлемых мыслей о Божьем гневе, я пришёл к выводу, что просто взбунтовался бы против Бога, Который не исполнялся бы гневом при виде злодеяний на земле. Бог проявляет гнев не вопреки любви. Бог проявляет гнев, потому что Бог и есть любовь».

Не будь наш Бог триединым, а следовательно, не будь Он по Своей сути вечной любовью, Его гнев делал бы Его похожим на капризного малыша-переростка, задиристого хулигана или безжалостного султана. Вспомните «гормональные всплески» древнегреческих и древнеримских богов. Но если речь идёт о Боге, Чьё естество — извечная любовь, тогда гнев Его, должно быть, и порождается любовью. Стало быть, Его гнев святой, отделённый (в корне отличный) от наших приступов раздражения; гнев — это реакция Божьей любви на зло. Отец любит Своего Сына и поэтому ненавидит грех, который в конечном итоге представляет собой отвержение Сына; Отец любит Своих детей и поэтому ненавидит, когда их притесняют; Отец любит Свой мир и поэтому ненавидит грех, присутствующий в нём. Как следствие, из любви Он искореняет в Своём народе грех, вплоть до наказания, чтобы освободить Свой народ от ига греха. Из Своей любви Он проявляет к нам терпение. И также из Своей любви Он обещает в конечном итоге уничтожить всё зло, подобно тому как свет полностью рассеивает мрак.

Гнев триединого Бога представляет собой качество кардинально противоположное некоему случайному импульсу или неприятной черте характера. Божий гнев служит доказательством непритворности Его любви, удостоверяет в Его искренней заботе. Божью любовь отнюдь нельзя назвать бесхарактерной и вялой; она страстная, мощная и преданная. В этом и сокрыта наша надежда: гнев живого Бога говорит нам о том, что Бог воистину любящий, что Своим гневом Бог уничтожит всю злобу, чтобы мы могли наслаждаться единством с Ним в очищенном мире, в обители праведности.

__________________

Отрывок из книги «Наслаждение Троицей», Майкл Ривз

Книгу можно приобрести — legere.ru или gracetime.ru

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *