Религиозный кальвинизм — это Реформатское учение, изложенное в наших доктринальных стандартах. Любой, кто принадлежит к Церкви, признающей Вестминстерские стандарты или Три формы единства, зовется вероисповедным кальвинистом. В таком случае вы признаете, что указанные вероисповедания являются правильным изложением истин Писания и исповедуете, что верите в указанную Реформатскую доктрину. О чем же она? В чреве большой рыбы Иона должен был признать: «спасение у Господа!» Какое простое и одновременно глубокое исповедание! Как сказал Сперджен: «это просто резюме кальвинизма; это его сумма и сущность» (1).
Реформатские учения о благодати — это раскрытие того, как и почему спасение является исключительно Божьим делом.
Благочестие невозможно без верной доктрины, однако ее принятие может быть оторвано от благочестия. Уильям Пламер отмечает: «любое знание, не прошедшее через душу и не воплощенное в жизнь надмевает разум и делает ожесточенным сердце. Лучше переживать действие проявлений благодати, чем быть способным дать им определение или же очень учено и уважительно говорить о них» (2). Кальвинист по доктрине, не живущий, руководствуясь истинами, которые он исповедует, запросто может быть практическим арминианином.
Нам нужен эмпирический кальвинизм. Обретя духовную жизнь, в наших сердцах мы испытываем силу величественных истин, которые мы исповедуем. Великий труд Святого Духа состоит в том, чтобы взять слово Божье и поместить его в сердце грешника, захватить его этой истиной, возбудить благоговение его реалиями, исполнить его обеты и реализовать в нем требования Слова. Вот это и есть эмпирический кальвинизм.
Когда человек переживает Божью благодать, доктрины благодати не могут оставаться какими-то сухими отстраненными мудрствованиями, они трансформируются в реальность. Тогда внутри вы вдруг осознаете, что полная испорченность – это реальность куда хуже, чем все те описания, что достигают ваших ушей с кафедры. Искупление превращается в славный путь примирения с Богом, побуждающий вас к безграничной любви к Спасителю. Непреодолимая благодать и стойкость святых — это удивительное объяснение, почему такой как вы грешник может быть и остается спасенным, и это еще больше заставляет вас ценить Святого Духа. Избрание обрисовывает чудесный источник спасения, переполненный любовью и Божьим благоволением к такому недостойному человеку как вы. Чем больше вы переживаете этот труд благодати, тем больше доктрины благодати становятся частью вашей практической жизни.
В центре этого практического, эмпирического кальвинизма находится то, о чем говорит Кальвин: «в самом деле, когда Бог – наш Учитель, мы по опыту убеждаемся, что Он точь-в-точь является тем, кем Он открыл Себя в Своем слове» (наставления, 1.10.2). По словам Б. Б. Уорфилда, кальвинизм-это «глубокое восприятие Бога в Его величии…(3) Ибо кальвинист — это человек, который видел Бога и, созерцая Бога в Его славе, переполнен, с одной стороны, осознанием собственной ничтожности и недостоинства стоять перед Божьим взором как творение, не то что как грешник, а с другой-с зачарованным удивлением, что этот Бог тем не менее является Богом, принимающим грешников». Господь Иисус в Своей заступнической молитве упоминает об этой благодати: «жизнь же вечная — это то, чтобы познали Тебя, Единого Бога истинного, и Иисуса Христа, посланного Тобой» (Иоан. 17: 3). В центре практического кальвинизма находится эмпирическое познание Бога.
Давайте прямо спросим себя, исповедующих кальвинистов: действительно ли мы практические кальвинисты, знающие истинного и живого Бога? Потому ли мы принимаем доктрины благодати, что Бог захватил нас ими? Подчиняемся ли мы им, что Бог покорил нас ими? Любим ли мы их потому, что Бог показал через них Свою любовь?
Опытный кальвинист
Этот эмпирический кальвинизм проявляется прежде всего на коленях. Каждый истинный верующий — практический кальвинист на коленях. Б. Б. Уорфилд смело подчеркивал: «кальвинизм – это просто религия в своем чистом проявлении». Далее он задает вопрос: «с каким отношением ума и сердца религия приобретает совершенство? Не в состоянии ли молитвы? Когда мы преклоняемся перед Богом, не только телом, но и разумом и сердцем, мы достигаем состояния, которое более всего заслуживает имени религиозного. И это религиозное состояние из-за Его величия очевидно просто состояние полной зависимости и смиренного доверия«.
Практическое арминианство противится состоянию полной зависимости и смиренного доверия. Сперджен отмечает, что много раз слышал арминианскую проповедь, однако ни разу не слышал арминианской молитвы: Господи, я благодарю тебя, что я не такой как те несчастные высокомерные кальвинисты. Господи, я родился со славной свободой воли; я родился с силой, которой могу обратиться к Тебе; я использую Твою благодать. Если бы каждый сделал то же самое с благодатью, что и я, они все могли бы спастись. Господи, я знаю, что Ты не заставляешь нас желать, если мы не пожелаем сами. Ты даешь благодать каждому; некоторые не доводят ее до совершенства, но я довожу. Я в полной мере использую то, что было мне дано, а другие не так – вот в чем разница между мной и ними.
Сперджен называет такую молитву дьявольской. А потом добавляет, что каждый, кто утверждает, что пришел ко Христу без силы Духа, ничего не знает о том, что значит прийти ко Христу (4).. Идея такова, что каждый истинный христианин на коленях — это кальвинист на практике. Он признает свою вину, испорченность и полную зависимость от Божьей благодати. Его надежда спасения неразрывно связана с Богом. Иногда бывает благословенна несогласованность между теоретическим арминианством и практическим кальвинизмом!
Однако нашей целью должен быть последовательный кальвинизм, где практика согласуется с доктриной. Каждый истинный христианин — практический кальвинист на коленях, однако Уорфилд отмечает, что: «кальвинист – это человек, полный решимости сохранить состояние, которое он приобретает в молитве, во всех своих мыслях, своих чувствах, своих действиях … Кальвинист – это человек, который принимает решение, что его интеллект, сердце и воля будут постоянно находиться на коленях и только опираясь на такое состояние думает, чувствует и действует» (5). Иначе говоря: «тот, кто безоговорочно верует в Бога и решительно стремится, чтобы Бог был для него Богом во всех его мыслях, чувствах и желаниях – во всех деяниях его жизни, интеллектуальных, нравственных и духовных-во всех отношениях, индивидуальных, социальных и религиозных является, … по сути, кальвинистом» (6).
Суверенная благодать
Подобный практический и эмпирический кальвинизм просто не может быть нашим собственным плодом. Религия, опирающаяся на достижения человека, даже с определенной провозглашаемой помощью от Бога, является всего лишь религией плоти, а «ходящие по плоти не могут угодить Богу» (Рим. 8:8). Наша плоть олицетворяет радикальную испорченность нашей греховной сущности. По природе, мы лишь испорченная плоть, ибо «рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Мы не в состоянии ничего сделать, чтобы спасти себя от испорченности, которая пытается возвысить нас самих и унизить Бога. Мы можем заменить самодовольство неправедностью, высокомерие фатализмом, один симптом практического арминианства другим, однако никак не способны привести себя к подлинному благочестию просто с определенной помощью от Бога.
Суверенная милость Бога должна быть единственным лекарством от практического арминианства. Только один Бог может сделать так, чтобы мы позволили Богу быть Богом. Только один Христос способен научить спасению через одного лишь Христа. Только один славный Бог может спасти во Славу только Бога. Только одна благодать может спасти нас одной благодатью. Как отмечает Рим.11: 6 «а если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы благодатью. А когда по делам, то это больше не благодать, иначе дело не есть уже дело«. Сама благодатность спасения исключает любой вклад с нашей стороны, а потому не лишает права получить спасение даже величайшего из грешников.
Эта суверенная благодать — не просто абстрактная доктрина. Это реальность. Бог — это Бог суверенной благодати. Божье избрание нечестивых грешников, не лучше других, формирует устои для спасения чистой благодати. Жертвенная смерть Христа за его народ гарантирует спасение чистой благодати. Святой Дух совершает спасение чистой благодати. Доказательством этой триединой благодати является спасение каждого, кто принадлежит к Его народу. Радуйтесь, ибо ваше собственное спасение — это доказательство его чистой благодати!
Славная песня
Ничто не приносит большего удовольствия или большего вдохновения, чем опытное познание этих невероятных истин. Джордж Уайтфилд, неутомимый благовестник XVIII века, признавал:
«Доктрины нашего избрания и свободного оправдания во Христе Иисусе каждый день все больше и больше пленяют мое сердце. Они наполняют мою душу святым огнем и придают мне большой уверенности в Боге, Спасителе моем. Надеюсь, мы будем зажигать друг друга этим огнем… который прежде всего обесценивает человека и возносит Господа Иисуса. Только доктрины Реформации и ничто другое не способно к этому. Все остальное оставляет человеку свободу воли и делает его, по крайней мере частично, своим собственным спасителем… Я знаю, что Христос есть всем во всем. Человек же ничто: он имеет свободу воли идти в ад, однако ничего, чтобы идти на небо-ибо то Бог вызывает в вас и хотение, и действие по доброй воле Своей. О, чудо доктрины избрания и стойкости святых до конца! Я убежден, что пока человек не примет верой и не почувствует эти важные истины, он не способен выйти за пределы самого себя. Только будучи убежденный и уверенный в них в применении к собственному сердцу, человек на самом деле будет жить верой!»
Восхищение этими истинами заставляло Уайтфилда провозглашать призыв Евангелия, приглашение и обещание спасения всем, кто только мог слышать, ведь он знал, что проповедь Христа – это сила Божья ко спасению. Он провозглашал и предлагал полного Спасителя полностью потерянным и видел как Спаситель делает то, что обещал: спасает грешников!
Если как Церковь мы и дальше желаем быть Реформатской, давайте не будем стесняться этих великих доктрин, зная, что они – Божья сила для спасения грешников, посох, еда, одежда, отдых и песня Его пилигримов. Учим же и слушаем истину! Стремимся переживать ее силу, потому что мы не ценим того, что не пережили, а то, чего не ценим, легко исказить, забыть и пренебречь. И наоборот, когда мы переживаем эти истины и их силу, мы уверяемся в них, достигаем ясности понимания. Это ведет нас к тому, чтобы низко преклониться перед Богом в искреннем раскаянии и смирении, наполняет нас радостью и миром веры, возбуждает желание ходить с этим Богом. Это придает сильную уверенность в Нем и надежду на Него, настраивает наше сердце на песню хвалы, вдохновляет мечтать о том дне, когда вся честь за спасение каждого из его избранных будет вознесена Богу в песне: «Тому, Кто восседает на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава, и сила на вечные века!» (Отк. 5:13).
________________________
[1] C. H. Spurgeon, [2] William S. Plumer, Vital Godliness: A Treatise on Experimental and Practical Piety (New York: American Tract Society), 7. [3] B. B. Warfield, The Theology of John Calvin (Presbyterian Board of Education, 1909). [4] C. H. Spurgeon, Sermon no. 52: Free Will – A Slave, preached December 2, 1855. [5] B. B. Warfield, “What is Calvinism?” The Presbyterian (1904): 6-7. [6] B. B. Warfield, The Theology of John Calvin.________________________
Источник: www.refspb.ru