«Всякий человек ложь», — утверждает псалом 115:2. Это утверждение созвучно приговору Апостола Павла: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4).
Ложь является для нас серьезной проблемой. Мы преступаем истину в нашей речи, наших действиях и взаимоотношениях. Мы лжем друг другу, Богу и себе. Эта проблема берет свое начало на самых первых этапах человеческой истории. Первая зарегистрированная ложь была произнесена змеем в Эдемском саду. Когда дьявол сказал Еве: «Нет, не умрете», он лгал. Сатана по природе своей лжец. Иисус так сказал о сатане:
«Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Конфликт между Богом и сатаной сосредоточен на вопросе истины. Бог является Источником всякой истины, а сатана — отцом всякой лжи. Главным различием между Христом и антихристом является отношение к истине. «Анти» означает противоположность чему-то, и поэтому слово антихрист может означать либо «против» Христа, либо «вместо» Христа. Антихрист борется против Христа, а его главная хитрость или уловка — выдать себя за Христа. Он обманщик и мошенник, который стремится вытеснить истинный Объект. Антихрист — это ложный Христос. Одним словом, обманщик и лжец, он подделка под Того. Кем он никогда не станет.
Антихрист — лицемер. Он затеял величайший обман. Он творит ложные чудеса и знамения. Все, что с ним связано, подделка. Его цель — подорвать уважение к истине, замутнить ее в глазах людей. Как сатана маскируется под Ангела света, так и антихрист пытается выдать себя за Христа.
Сила антихриста зависит от нашего отношения к истине. Он строит свое царство на такой лжи, которая нравится людям и от которой они получают удовольствие. Мы помним, что Иисус в противовес этому заявил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37).
Быть от истины — значит слушать голос Христа. Христос и есть воплощение истины. Битва между светом и тьмой, между Христом и антихристом является битвой между истиной и ложью.
Давайте просмотрим библейские высказывания об этом грехе:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый…» (Пр. 6:16—17). «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Пр. 12:22). «Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя» (Пр. 13:5). «Бедный человек лучше, нежели лживый» (Пр. 19:22). «Всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая» (Отк. 21:8).
ЛОЖЬ В АДРЕС ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Когда мы лжем, мы обычно лжем другим людям. Нас побуждают ко лжи несколько факторов. Мы уже обратили внимание на то, что ложь тесно связана с другими пороками — гордыней и ленью. Мы лжем другим, потому что боимся, что правда повредит общественному мнению о нас. Когда наша гордость не может вынести того, что открывается людям о нашем истинном «я», мы начинаем прикрываться ложью. Мы лжем, чтобы избежать наказания; мы лжем, чтобы скрыть свою вину.
Мы также лжем, чтобы скрыть свою лень. Одной из самых распространенных форм лжи является мошенничество. Мы изворачиваемся, чтобы скрыть свою несостоятельность. Если мы не подготовились к экзаменам, мы начинаем хитрить и прибегаем к мошенничеству как заменителю реальной подготовки. Та оценка, которую мы получаем, если нас не поймали, это оценка бесчестия. Это особенно серьезно, когда мы участвуем в конкурсном отборе. Наш обман становится формой воровства, поскольку нашей нечестностью наказываются другие люди.
Игрок в гольф, обманувший на соревнованиях, обворовывает других спортсменов, которые становятся жертвой его нечестности. Таким образом, своим обманом мы вносим дисгармонию в мир, приносим зло другим людям.
Мне стыдно вспомнить случай, который произошел со мной в колледже. У меня был друг, у которого были проблемы с греческим. Мы усиленно занимались перед каждой контрольной. Он с огромными усилиями подошел к последнему испытанию. На последнем экзамене преподаватель вышел из комнаты, оставив нас одних под «честное слово». Но мы повели себя недостойно.
Мой друг сидел рядом со мной. Время шло, и он нервничал все больше и больше. Он вытягивал шею, чтобы заглянуть в мои записи, и я помог ему. Я пододвинул свои записи к краю стола, чтобы он лучше видел. В этом деле я был активным соучастником.
Когда на двери кабинета профессора были вывешены наши оценки, двух оценок не было совсем. Напротив моей фамилии и фамилии моего друга были звездочки с пометкой «приглашаются к профессору». Мое сердце бешено колотилось, когда я постучал в дверь кабинета.
Профессор пригласил меня войти. К моему ужасу он предъявил мне табличку, в которой были представлены ответы всех студентов на все вопросы. Из всех работ только у двух студентов полностью совладала ошибка в одном и том же ответе. Свидетельство было очевидное. Профессор посмотрел на меня печально и спросил:«У меня только один вопрос». «Да, сэр?» — ответил я. «Вы сами отвечали на вопросы?» Я ответил: «Да, сэр, но…» Я вдруг понял всю сложность этого скандального положения. Он прервал меня на полуслове.
«Я не хочу ничего слышать, — сказал профессор. — Я хочу лишь знать, писали ли вы эти ответы сами». Я опять сказал: «Да», и он ту же отпустил меня.
До сих пор не знаю, почему меня не наказали, но я очень благодарен профессору за это. Я был полностью помилован. Мой друг не отделался так легко. Он получил «2» за весь курс. Этот результат стал для него полной катастрофой.
Мы оба обманули. Моя помощь была вызвана состраданием при виде того, как он паниковал. Я знаю, что втайне я гордился его достижениями, потому что помогал ему. Я обманул не столько ради него, сколько ради себя. В любом случае мы оба повели себя недостойно. С того дня я решил никогда и ни в каком виде не обманывать на экзаменах.
Позже, когда я стал руководителем молодежной группы в церкви, я заговорил с ними (их было тридцать человек) на эту тему. Я сказал: «Ребята, давайте посмотрим правде в глаза. Кто из вас когда-нибудь мошенничал при сдаче экзаменов?»
Ответ был потрясающим: все подняли руки. Я не знаю, что меня поразило больше: то, что все лгали, или то, что все были готовы признать эту ложь.
Затем мы долго обсуждали, почему они так поступали. Ответы были следующие: «Мои родители такие надежды возлагали на мою учебу…»; «Все обманывали, и это единственный способ выдержать конкуренцию»; «Я не хотел выглядеть глупым в глазах других»; «Экзамены — это вообще несправедливо».
Мы долго разговаривали и решили изменить свои привычки. В течение всего семестра каждую неделю я спрашивал их: «А на этой неделе вы обманывали?» Некоторые из них прекратили обман сразу. Другие боролись с этой привычкой дольше. В нашей группе возник дух товарищества и все вдохновляли друг друга на честность.
Но не всякая ложь связана с гордостью и ленью. В некоторых случаях причина обмана в желании получить то, чего мы не заслужили. Например, продавцы во время деловой сделки как будто забывают, что покупатель должен узнать всю правду о товаре. Нельзя прятаться за удобной фразой caveat emptor («Пусть покупатель сам остережется»). Если в моей машине есть скрытый технический дефект, мой долг открыть это, когда я решу продать ее. Попытка продать ее, скрыв имеющиеся недостатки, является мошенничеством. Покупатель должен знать правду.
Только недавно в Соединенных Штатах был принят закон, обязывающий быть честными при совершении сделок с ценными бумагами и в рекламе. Кредиторы больше не могут безнаказанно утаивать скрытые цены. Рекламодатели теперь преследуются законом в случае, если дали ложную информацию о своем товаре. Солгать в кредитных сделках, рекламе или продаже значит принять участие в серьезной форме воровства.
ЛОЖЬ О ДРУГИХ
Одно дело — солгать другим людям. И совсем иное — лгать о других. Это уже называется злословием. Сказать неправду о других людях — значит причинить им серьезный вред. Сам дьявол является мастером лжи. Он вдохновлял своих учеников на участие в сплетнях, разговорах за спиной и клевете. Утрата человеком своего доброго имени может быть значительно больнее, чем утрата имущества.
Бог считает ложь и клевету на других людей настолько большим грехом, что включил запрет на этот порок в Свои Десять заповедей. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).
Этот запрет включает в себя много больше, чем ложное обвинение ближнего на суде. В Израиле ответственность человека говорить на суде правду, всю правду и только правду воспринималась очень серьезно. Если во время суда обнаруживалось лжесвидетельство, наказание могло быть очень жестоким, вплоть до смертной казни.
Невозможно осуществлять правосудие, если суд не уверен в честности своих свидетелей. Но в повседневной жизни вредоносная ложь может принимать форму злословия. Давайте рассмотрим значение и силу злословия. Злословить кого-либо значит говорить о нем ложь, которая может причинить ему зло и вред. Злословие также включает в себя несправедливое обвинение. Мы все когда-нибудь встречали стрелы злословия, направленные в нас. Одно дело — пострадать от грехов, в которых ты действительно виноват. Другое дело — быть наказанным за то, чего не делал. Никому не понравится испытывать боль от ложных обвинений.
Иисус был жертвой злословия в течение всего Своего служения на земле. Даже в агонии смерти Он был подвергнут словесным оскорблениям. Во время распятия Он стал объектом спора, разгоревшегося между двумя разбойниками, которых казнили вместе с Ним. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39).
Иисус действительно был Христом. Не было никаких «если», и это предположение, высказанное в насмешливой форме, было злословием. А вот ответ второго разбойника:
«Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же ? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:40-41).
Второй разбойник признает, что его наказание было справедливым. Он действительно был виновен в тех преступлениях, за которые его распяли. Первый также был виновен в содеянных преступлениях. Они получили по справедливости, получили то, что заслужили. Но Иисус был невиновен по всем пунктам обвинений, которые Ему предъявлялись. Он стал жертвой ложных обвинений. Крест — центральный момент всей истории искупления — был с Божьей позиции наиважнейшим моментом спасения. Но с человеческой точки зрения крест стал самым ужасным актом несправедливости, когда-либо совершенной в мире. Это был величайший акт клеветы в истории человечества. Римское законодательство провозгласило, что невинный Сын Божий заслуживает смерти. Евреи, избранный народ Божий, которые ждали Мессию, предали невинного человека в руки римлян.
Второй разбойник сказал об Иисусе прямо: «Он ничего худого не сделал». Этот разбойник повторил приговор римского прокуратора Понтия Пилата: «Я не нашел Человека Сего виновным ни в чем» (Лк. 23:14). Но Пилат, провозгласив такое заключение, все же уступил бушующей толпе и позволил ложным обвинениям и клевете восторжествовать. Стоявший на страже римского правосудия плюнул в лицо справедливости в угоду разъяренной толпе.
Каким бы испорченным ни был второй разбойник, свои последние силы он потратил на борьбу за истину. Он умер со свидетельством во имя справедливости и с мольбой о помиловании на устах: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42).
Иисус был явно тронут тем, что такой человек защищал Его честь и достоинство. Он тут же ответил обетованием прощения: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Я думаю, что тот разбойник до сих пор пребывает в раю с Иисусом. А дьявол нет. В Царствии Христа нет места злословию.
Я настаиваю на том, что злословие является наиболее вредоносной ложью именно потому, что оно является главным оружием в борьбе дьявола против Божьего народа. Оклеветать человека — значит нанести ущерб его репутации, а репутация, «доброе имя» очень важны для нас. Жизнь и без того достаточно сложна, не будем усложнить ее клеветой и злословием.
ЛОЖЬ ВО БЛАГО
Иаков был хитрым человеком. Ложью и обманом он завладел первородством своего брата, Исава. Он украл это первородство хитростью. Когда Исаак состарился и ослеп, Иаков накинул на себя овечью шкуру и, представ перед отцом вместо своего волосатого брата Исава, обманул Исаака, чтобы получить благословение. Все это было сделано с помощью и под руководством жены Исаака Ревекки. Она стала матерью лжи:
«Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею» (Быт. 27:8—10).
Можно возразить, что Ревекка просто выполнила Божью волю. Бог предопределил, чтобы старший из братьев служил младшему. Иаков был дитя обетования, а Ревекка просто хотела удостовериться, что суверенная Божья воля будет исполнена.
Однако для выполнения Божьей святой воли Богу не требуются грешные помощники. Он стоит выше греха и не является автором греха. Да, действительно, Он совершил Свою волю через действия Иуды Искариота, однако этот факт никак не оправдывает преступления самого Иуды. В случае с братьями Иосифа они сделали свое дело во зло, но Бог обратил содеянное во благо. Поэтому всю ответственность за свой грех Ревекка несет сама. Ее грех произвел бесконечную горечь, продолжительную ненависть между Исавом и Иаковом, которая перешла и к последующим поколениям. Можно сказать, что кровавая вражда в Палестине происходит отчасти из-за беспринципной лжи этой женщины.
Но что можно сказать о лжи Раав блудницы? История Раав рассказана в Послании к Евреям 11:
«Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11:31).
Мы читаем об обмане Раав в Книге Иисуса Навина 2:
«Но женщина взяла двух человек тех, и скрыла их, и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они. Когда же в сумерки надлежало затворить ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли. Гонитесь за ними скорее; вы догоните их» (И. Нав. 2:4-5).
Мы видим откровенную ложь. Вопрос в том, благословил ли Бог Раав за ее ложь или несмотря на ее ложь. Некоторые исследователи относят Раав к той же категории, к какой принадлежит Ревекка, утверждая, что она была благословлена, несмотря на ложь. Такая позиция предполагает, что ложь всегда зло.
С другой стороны, существует принцип, согласно которому мы должны говорить правду тогда, когда ее нужно сказать. Такая позиция предполагает, что правду говорить не всегда нужно. То есть не все могут говорить правду.
Позвольте мне привести один пример. Когда я жил в Голландии, я снимал комнату в доме женщины, которая во время второй мировой войны пять лет жила на оккупированной территории. Фашисты отправляли молодежь на работы в Германию.
Эта женщина вырыла небольшое углубление под полом своего дома, чтобы прятать там своего сына. В этом маленьком пространстве она устроила вентиляцию и оставила небольшие запасы продовольствия.
Однажды, когда нацисты обыскивали деревню в поисках молодых людей, женщина спрятала сына под пол. Солдаты, вооруженные автоматами, ворвались к ней в дом без стука. Они прошли в спальню и стали искать одежду сына как свидетельство его присутствия. Они ощупывали кровати, чтобы убедиться, что в них кто-то спал. Наконец, они вернулись в гостиную и встали как раз над тем местом, где прятался сын. Солдат спросил женщину: «Ты прячешь здесь молодых людей?»
В чем заключался ее моральный долг? Следовало ли ей ответить: «Да, тут под полом есть один»? Думаю, нет. Она имела полное моральное право солгать. Она ответила: «Нет, здесь нет никаких молодых людей». Тогда солдаты стали стрелять в пол, наблюдая за реакцией матери, не станет ли она паниковать. Она не выдала своих чувств, хотя внутри у нее все онемело от ужаса. Наконец солдаты ушли. Охваченная страхом мать бросилась к тайнику. Ее сын вышел оттуда без единой царапины. Ее обман спас его.
Мы не обязаны говорить грабителям, где спрятаны наши ценности. Солдаты не обязаны докладывать врагу, где расположена их часть. Правду следует говорить тому, кто имеет на нее право. Мы не угождаем Богу, когда говорим правду людям, не заслуживающим ее.
ЛОЖЬ СЕБЕ
Сказать правду о себе самому себе труднее всего. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным. Разве такая задача может вызвать затруднение? Кто знает тебя лучше, чем ты сам?
И все же есть один человек, который желает думать о тебе лучше, чем ты заслуживаешь. Чрезвычайно болезненно лицезреть темные стороны своей личности и знать абсолютную истину о себе. Обычно для того, чтобы встретиться с реальностью и истиной о себе, нужна сила никак не меньше сверхъестественной силы Божьего обличения. Воистину, мы счастливые люди, потому что Святой Дух не открывает нам всей истины о нас сразу. Кто бы мог вынести такое полное откровение? Один мимолетный взгляд на святого Бога заставил Исайю проклясть себя. Иов и Аввакум чуть не умерли, когда Бог показал им неприкрытый их образ.
Мы лжем себе. Мы воспринимаем собственные действия в самом лучшем свете. Там, где мы скоры на осуждение ближнего, мы так же быстро оправдываем себя. Мы все большие мастеpa в искусстве самообольщения.
Мы помним Давида, мужа, угодного Богу. Когда он согрешил с Вирсавией, он призвал на помощь всю свою изобретательность, чтобы скрыть от себя свой грех. К своему преступлению он добавил убийство, причем этот грех он сотворил чужими руками, использовав свою власть и отправив Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть в бою.
После женитьбы на Вирсавии к Давиду пришел пророк Нафан и рассказал царю на первый взгляд безобидную притчу: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, которьй пришел к нему» (2 Цар. 12:1—4).
Когда Давид услышал эту историю из уст пророка, он разгневался:
«Сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания» (2 Цар. 12:5—6).
Тогда Нафан, рискуя собственной жизнью, пронзил сердце Давида, сказав ему прямо в лицо: «Ты — тот человек».
Давид был сокрушен. Его раскаяние было таким же серьезным, как и преступление. Он орошал свою подушку обильными слезами. Его раненая совесть породила бессмертные строки пятидесятого псалма. Но Давид никогда бы не смог увидеть свою вину сам. Только когда Нафан поднес к его лицу зеркало и Давид увидел себя без покрова, он сумел разглядеть свой грех. В истории преступления другого человека он сразу увидел состав греха. Но и тогда он никак не мог применить эту ситуацию к себе, пока Нафан не указал на это прямо.
Давид в этом не одинок. В своей склонности обманывать себя Давид является прообразом каждого человека.
ЛОЖЬ БОГУ
Мы лжем другим людям, мы лжем себе. Но наша вина усложняется до бесконечности, когда мы лжем Богу. Ложь Богу настолько же глупа, как и непочтительна. Безрассудно думать, что мы можем обмануть Его. Любая потаенная мысль в нашем сердце тотчас же становится известной Ему. Ни одна гора не может быть достаточно большой, чтобы скрыть нашу вину от Его всепроникающего взгляда.
Мы лжем Богу самыми разными способами. Со времен Адама мы пытаемся спрятать свой стыд, скрываясь от Него. Мы преступаем Его истину. Мы нарушаем наш завет с Ним. Принести клятву Богу, а затем нарушить ее — значит солгать Ему.
Самый яркий пример попытки обмануть Бога, приведенный на страницах Писания, — это случай с Ананией и Сапфирой: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось ? для чего ты положил это в сердце твоем? ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:]—4).
Как только Петр вынес этот приговор, Анания упал замертво. Через несколько минут последовала смерть его жены. Суд Божий был быстрым и решительным. Он не стал терпеть такого бесчестия.
В Деяниях говорится, что в результате такой Божьей кары, павшей на Ананию и Сапфиру, «великий страх объял всю церковь» (Деян.5:11).
Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они отказывались продать свою собственность. Этого церковь не требует от своих членов. Их грех заключался во лжи. Они взяли перед Богом на себя обязательство и не выполнили его.
Здоровый страх, объявший церковь в первом веке, давно уже исчез. Мы знаем, что в современной церкви обязательства выполняются на восемьдесят—восемьдесят пять процентов. В церкви до сих пор царит дух Анании, солгавшего Богу.
Иисус пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Его народ призван стать народом истины. Как христиане, мы должны отречься от своей греховной склонности лгать. Надо покончить с ложью. Если мы хотим бороться за единство церкви, мы должны стремиться к правдивости.
Истина свята, потому что Бог есть Бог истины. Он не имеет ничего общего с фальшью. Его словам можно доверять абсолютно, и мы должны быть отражением такой верности истине. Мы должны говорить правду, делать правду и жить правдой. Поступая так, мы сможем угодить Богу истины.