Пожалуй, нет более спорного аспекта жизни и смерти Иисуса, чем новозаветное учение о том, что после Своего распятия руками римлян Он воскрес телесно. Да и естественно, ведь это полностью выходит за рамки обыкновенного человеческого опыта. То, что мы знаем о смерти, говорит нам, что люди оттуда не возвращаются!
Некоторые люди утверждают, что умирали, а потом возвращались к жизни, но всё это крайне субъективные, кратковременные переживания, которые невозможно проверить. Даже если эти люди действительно умирали, а потом возвращались к жизни, они не будут жить вечно, как Иисус, по утверждению Нового Завета. Их опыт, пусть даже и реальный, не соответствует полностью Его опыту. Как ни странно, многие люди сегодня готовы скорее поверить этим историям, нежели поверить в возможность воскресения Иисуса на основании документов, в которых это описано.
Первое, что приходит в голову многим людям, когда они узнают о воскресении Иисуса,— «Это невозможно!» Поскольку современная наука не знает подобных примеров, то на этом часто их размышления по данному вопросу и заканчиваются. Однако нам следует быть осторожными с заявлениями типа «такое невозможно», особенно если дело касается божественного.
Действительно, единственно как можно объявить воскресение Иисуса невозможным, это отвергнуть возможность существования Бога—что, конечно, некоторые и делают. Но пока мы признаём даже просто лишь возможность существования Бога (а с философской точки зрения, мы должны признать это, так как это нельзя опровергнуть), мы не можем сказать, что воскресение Иисуса «невозможно». Если вы верите в Бога, то вам не следует отрицать возможность воскресения. Следующий шаг, и мы об этом уже говорили,—задать вопрос о вероятности, а не о возможности. Тут на сцену выступает историк; его задача—восстановить, основываясь на свидетельствах, что наиболее вероятно в событиях прошлого. Вот что мы должны спросить относительно воскресения Иисуса: какова вероятность того, что Он воскрес из мёртвых?
НАСКОЛЬКО ВАЖЕН ЭТОТ ВОПРОС?
Прежде чем приступить к этой части дискуссии, нам следует спросить, на что влияет этот вопрос. Насколько важно нам знать ответ? Почему мы не можем ограничиться обсуждением того, что мы знаем о жизни и смерти Христа, и вообще не рассматривать спорную тему Его воскресения? Разве не чувствовали бы мы себя более уверенно в историческом и духовном плане, если бы просто избегали разговоров о воскресении и позволили бы каждому человеку думать то, что он или она хочет по этому поводу? Всё это хорошие вопросы, и они заслуживают того, чтобы их рассмотрели.
Однажды, когда я учился в аспирантуре, я получил задание прочитать для семинарского занятия учёную статью известного немецкого теолога по вопросу историчности воскресения (то есть было или нет воскресение на самом деле). Автор уделил более тридцати страниц рассмотрению всех «за» и «против» этого важного вопроса и затем сделал вывод, что, в конечном счёте, не имеет никакого значения, воскресал Иисус или не воскресал. Важно одно, сказал он,—что пасхальным утром каждый верующий «чувствует, что душа его сияет воскресением», независимо от того, произошло ли это событие на самом деле. Я был ошеломлён! Как мог кто-либо, кто хотя бы пытался мыслить исторически, говорить, что воскресение Иисуса не имеет значения? Как мог такой блестящий мыслитель сделать такой неожиданный переход от обоснованного исторического расследования к субъективному религиозному опыту?
Подумайте ещё раз о прогулке Нила Армстронга по Луне. Он либо ходил по Луне, либо нет. Мы не можем сказать, что настоящее значение имеет только то, «сияет» или нет наше воображение «прогулкой по луне». То же самое относится к воскресению Иисуса: Он либо воскрес, либо не воскресал. Это делает воскресение законным предметом исторического расследования, особенно если учесть, что у нас имеются многочисленные источники, которые говорят, что Он воскрес. Не хочу сказать, что мы можем «доказать» или «опровергнуть» воскресение, но мы определённо можем обсуждать вопрос вероятности. Будет недостаточно просто сказать: «Это неважно». Если Иисус действительно воскрес, то получится, что мы отвергаем как незначительный самый значимый момент в человеческой истории. Интеллектуальная честность запрещает нам делать это. Да и зачем? Пусть неверующие радуются возможности опровергнуть такой фантастический миф! Верующим же следует радоваться возможности подтвердить воскресение Иисуса как великую истину!
Авторы Нового Завета прекрасно осознавали важность этого вопроса; об этом говорят их комментарии. Они понимали, что воскресение было основополагающим моментом в христианской вере. Павел даже заявил, что исключение воскресения полностью сводит на нет всю христианскую весть! В 1 Кор. 15:3–5 он указывает на смерть, погребение, воскресение и явления Иисуса после воскресения, которые он проповедовал коринфянам, как на вещи первостепенной важности. Затем он утверждает:
«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших; значит, и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:14–18).
Павел не пытается уйти от тех выводов, которые можно сделать из его проповеди. Он готов сказать не колеблясь, что евангелие—спасающая весть о жертве Христа за наши грехи—подтверждается или опровергается реальностью воскресения.
Почему не может быть христианства без воскресения? В конце концов, оно по-прежнему бы чтило Христа и учило нравственному образу жизни—но всё это, согласно Павлу, не главное. В Рим. 1:1–4 он кратко формулирует, что есть евангелие, которое он проповедует:
«…благовести[е] Божь[е]… о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем.»
Что имел в виду Павел, когда сказал, что Иисус «открылся Сыном Божиим… через воскресение»? Некоторые понимают это как то, что Иисус стал Сыном Божьим после того, как воскрес из мёртвых. Не это имел в виду Павел. Воскресение не «делало» Иисуса Сыном Божьим. Согласно Павлу, оно «показало», что перед нами Сын Божий. Это была демонстрация того, что Иисус действительно был тем, кем Себя провозглашал. Павел знал это из личного опыта, так как именно встреча с воскресшим Иисусом убедила его в том, что Иисус воистину должен был быть Мессией Израиля, а не обманщиком, за которого вначале Павел принимал Его (Деян. 9:1–5; 1 Кор. 9:1).
Павел был не единственным, кто понимал воскресение Иисуса подобным образом. В Деян. 2:14–36 кратко излагается то, что можно по праву назвать «первой христианской проповедью». Впервые после распятия и воскресения провозглашалось, кто такой Иисус. Оратором был Пётр. После заявления о том, что событие, засвидетельствованное множеством иудеев, собравшихся в Иерусалиме для празднования дня Пятидесятницы (2:1–13), было исполнением мессианского пророчества из Иоил. 2:28, он начал говорить об Иисусе (Деян. 2:22). Обратите внимание, как быстро Пётр переходит от событий жизни и смерти Иисуса (2:22, 23) к Его воскресению, что, несомненно, является основой его проповеди. Он доказывает, основываясь на пророческом тексте из Пс. 16, что кто- то должен был воскреснуть из мёртвых: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (2:27). Затем он заявляет, что Давид не мог говорить о себе, так как общеизвестно, что Давид умер и был похоронен. Местоположение его могилы известно до сих пор. Далее он утверждает, что Давид говорил не о себе, но «о воскресении Христа [Мессии]» (2:31), после чего делает вывод: «Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (2:36). Воскресение показывало, что Иисус—Господь и Христос (Мессия). Без него Он был бы просто ещё одним мессианским притворщиком.
Вся состоятельность христианской веры зависит от того, воскрес Иисус или нет. Более чем удивительно, что сегодня так много признающих себя христианами не понимает этого аспекта евангелия.
ГДЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА?
Теперь, когда мы ясно понимаем, что поставлено на карту при обсуждении воскресения Иисуса, давайте вернёмся к вопросу о вероятности. Есть ли какие-либо свидетельства вероятности того, что Иисус воскрес из мёртвых?
Древние источники.
Самыми ранними источниками, приводящими свидетельства по этой теме, являются сами писания Нового Завета.
Самое удивительное здесь то, что все древние тексты говорят (или допускают) одно: Иисус воскрес из мёртвых. Все четыре Евангелия сообщают о воскресении Иисуса. В первых проповедях апостолов, записанных в книге Деяний, утверждается то же самое; об этом же писал и Павел (1 Кор. 15; Рим. 1:1–4). Заявления Павла представляют собой особую важность, так как он писал за двадцать-двадцать пять лет до того, как были написаны Евангелия. О том, что христианская вера тщетна, если Христос не воскрес (см. 1 Кор. 15), Павел писал в середине 50-х гг. Ещё раньше, скорее всего в 51–52 гг., он сделал это же заявление в 1 Фес. 4:14: «Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним». Некоторые утверждают, что «миф о воскресении» возник в ранней церкви, когда были написаны четыре Евангелия, через сорок или более лет после самого события. Это был бы поразительно короткий срок для сочинения и укоренения такого мифа, а Павел писал лишь спустя лет двадцать после смерти и воскресения Иисуса. Очевидцы событий той Пасхи в Иерусалиме должны были быть ещё живы, и они могли бы опротестовать заявления Павла, если бы Иисус не воскрес, если бы Его мёртвое тело видели после предполагаемого воскресения. Павел даже рассказал о явлении после воскресения «более нежели пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15:6). Павел явно говорил: «Очевидцы ещё живы, пойдите и спросите их!» Смелое заявление, если Павел знал, что написанное им не соответствует действительности.
Все самые древние источники говорят о том, что Иисус воскрес из мёртвых. Ни один из них не утверждает обратного. Если бы христианство было допустимо без воскресения, то, наверняка, хоть кто-то из новозаветных авторов засвидетельствовал бы это.
Погребение Иисуса.
Тот факт, что Иисус после распятия был погребён, может нам показаться неважным, но для авторов Нового Завета он был крайне важен.
О погребении Иисуса сообщают все четыре Евангелия (Мф. 27:57–61; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–56; Ин. 19:38–42). Эти повествования согласуются с иудейскими традициями погребения, насколько мы можем установить из других древних источников. Трупы обычно перед погребением омывали, смазывали благовониями (для оказания чести, но в не меньшей степени и для того, чтобы отбить трупный запах) и обматывали пеленами. В Мк. 16:1 и Лк. 24:1 сообщается, что женщины, пришедшие к могиле рано утром в воскресенье, пошли туда для того, чтобы смазать тело Иисуса благовониями. Помните, что Иисус был погребён в спешке, так как приближалась суббота, и поэтому не было времени для «надлежащего» погребения (Ин. 19:41, 42). В качестве мест погребения часто использовались ниши, вырубленные в стенах пещер, и закрывавшиеся большими камнями; многие такие могилы, которые до сих пор можно найти в Палестине, датируются временем Иисуса. Евангелия в описании погребения Иисуса согласуются между собой, и информация, почерпнутая в них, согласуется с тем, что мы знаем из других источников.
Такое количество информации из Евангелий указывает на важность данного аспекта жизнеописания Иисуса для этих авторов. Павел в проповедуемом им евангелии среди вещей первостепенной важности назвал тот факт, что Иисус «погребён был» (1 Кор. 15:4). Почему погребение Иисуса так важно, и как оно может служить свидетельством воскресения?
Значение этого факта нетрудно понять. Погребение Иисуса доказывает несомненность Его смерти и служит необходимым вступлением к воскресению. Знание того, что Иисус был физически мёртв, помогают нам понять, что имеет в виду Новый Завет под Его «воскресением». Другими словами, это не было просто «духовное» воскресение (что бы это ни значило), как часто считается, но воскресение Его мёртвого тела. Создаётся впечатление, что древние авторы пытались заранее ответить на некоторые общепринятые возражения, которые вы- сказываются в связи с воскресением—идеи вроде той, что на самом деле Он не умер, а только потерял сознание и позднее очнулся в могиле, или что Он «ожил снова» в сердцах Его последователей, но не «воскресал» физически. Авторы Евангелий хотят, чтобы мы знали: тело Иисуса было абсолютно, физически мёртвым. Если бы там присутствовал врач, вооружённый всеми современными средствами для медицинского анализа, то он бы констатировал смерть Иисуса; он не обнаружил бы ни пульса, ни при- знаков активности мозга на электроэнцефалограмме, ни дыхания. Так как Иисус был мёртв, Его похоронили. Это готовит почву для Его воскресения.
Если Иисус был погребён, тогда что-то должно было произойти с Его телом. Как легко было бы иудейским властям или Пилату предъявить мёртвое тело, если бы оно оставалось в могиле! Таким образом они бы подавили новое христианское движение ещё в зародыше! Поразительно, но они этого не сделали—они не могли это сделать.
Пустая могила.
То, что могила была пуста, признали и друзья Иисуса и Его враги.
Когда женщины пришли к могиле в воскресенье утром, они обнаружили, что она пуста. Это как-то нужно было объяснить. Может, они пришли не к той могиле—к могиле, которой ещё не пользовались? Вряд ли, так как в Мк. 15:47 сделано следующее примечание к повествованию о погребении Иисуса: «Мария же Магдалина и Мария, мать Иосии, видели, где Его положили». В Лк. 23:55 добавлено: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гробницу, и как полагалось тело Его». Марк и Лука сделали заявления, которые исключают предположение, что женщины заблудились при тусклом свете раннего утра и пришли к чужой могиле.
Пустую могилу Иисуса необходимо как-то объяснить. Ведь это же логично, разве нет? Если бы власти обнаружили, что могила Джона Кеннеди на Арлингтонском Национальном кладбище оказалась пустой, как вы думаете, разве не проводилось бы никаких расследований, направленных на обнаружение тела? Чтобы объяснить, что с ним случилось, исследовалось бы любое предположение. Где- то ведь оно должно было находиться. Собственно, с телом Христа было то же самое. Если его не было в могиле, тогда где же оно было?
Возражая против идеи воскресения, некоторые указывают на то, что апостолы не акцентировали внимание на пустой могиле в своей проповеди о воскресении. Они хотят сказать, что это скорее современное изобретение, чем древняя реальность, и потому не является убедительным аргументом. Однако возьмите проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:22–36). Заявив, основываясь на Пс. 15, что Божий «святой» не увидит тления, он не колеблясь провозгласил: «Мужи братья! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня» (Деян. 2:29). Хотя Пётр конкретно не упомянул пустую могилу Иисуса, смысл сказанного им достаточно ясен: могила Иисуса пуста; могила Давида—нет. Кроме того, апостолы сами видели воскресшего Христа. Естественно, по отношению к этому пустая могила была второстепенным свидетельством.
Попытки отрицать реальность пустой могилы и её значение варьируются от невообразимых до комичных, но ни одна из них никогда не имела многочисленных приверженцев даже среди учёных-скептиков. Предположение, что враги Иисуса выкрали Его тело для того, чтобы предотвратить сфабрикованное заявление о воскресении, просто нелогично: могила без тела в ней—самое последнее, что они могли хотеть. Альтернативная идея, что тело Иисуса выкрали Его последователи, чтобы представить всё так, будто Иисус воскрес, в равной степени невероятна, так как в конечном итоге они умерли за своё заявление. Идеи типа «теории обморока» (что Иисус на самом деле не умер, что в прохладе могилы Он пришёл в себя, а затем вышел) вряд ли заслуживают серьёзного рассмотрения и обычно не рассматриваются.
Сообщения о воскресении.
Кроме того, следует учесть то, как именно в Евангелиях сообщается о воскресении.
Один из типичных доводов в критике реальности воскресения—что это была выдумка ранней церкви (некоторые говорят, что придумал это Павел), чтобы обосновать новую религию. Смысл состоит в том, что Иисус не провозглашал Себя Мессией или Сыном Божьим, не творил на самом деле чудес и не воскресал из мёртвых. По сути, утверждается, что авторы Евангелий придумали рассказ (или четыре отдельных рассказа, так как в деталях они не совпадают друг с другом) о том, что Иисус воскрес из мёртвых и всё ещё жив. На первый взгляд, для критика это может звучать очень логично, но в этом рас- суждении есть несколько серьёзных недостатков.
Если Матфей, Марк, Лука и Иоанн просто придумали историю о воскресении, тогда почему они не назвали никого, кто был фактическим свидетелем события? Все четыре Евангелия сообщают, что Иисус умер и был похоронен, но потом, в воскресенье, женщины обнаружили могилу пустой. Никто не наблюдал появления Иисуса из могилы—видели только пустую могилу и, позднее, воскресшего Христа. (Мф. 28:11 может навести на мысль, что воины, охранявшие могилу, видели, как выходил Иисус, но нельзя однозначно сказать, что фраза «обо всём происшедшем» обязательно подразумевает это). Надо сказать, что это достаточно странный и неубедительный способ создания мифа. Если бы история была просто выдумана, то четыре евангелиста (как часто называют авторов Евангелий), наверняка, указали бы каких- нибудь убедительных свидетелей. Для подтверждения факта воскресения Иисуса там мог оказаться первосвященник иудеев или даже Пилат. То, что авторы не пытались увеличить список очевидцев, говорит в пользу их правдивости. Другими словами, они не пытались сказать больше, чем они на самом деле знали. Вот ещё один момент, который следует принять во внимание. Первыми, кто увидел пустую могилу и воскресшего Христа, были женщины.
Сегодня в этом нет ничего особо удивительного, но в иудаизме I века это было равноценно отсутствию свидетелей вовсе. Женщины не свидетельствовали в суде и обычно не считались надёжными свидетелями. Это нашло своё отражение и в рассказе о воскресении Иисуса в Новом Завете. Лука прямо говорит, что когда женщины пришли к ученикам, чтобы рассказать о том, что они обнаружили, то слова женщин «показались им… пустыми, и не поверили им» (24:11). Кроме того, в Евангелиях со всей откровенностью говорится о том, как не торопились поверить в воскресение последователи Иисуса мужского пола. В Мф. 28:17 сказано, что ученики, встретившись с Иисусом на горе в Галилее, как Он повелел им, «поклонились Ему, а иные усомнились». Фома, услышав о том, что Иисус воскрес и явился другим ученикам, заявил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю» (Ин. 20:25). Разве не странно, что авторы, стремившиеся убедить неверующих в истинности воскресения, сообщают о том, что даже те, кто был Иисусу ближе всего, вначале не поверили этому! Какая ирония, что первыми увидевшие воскресшего Христа не имели права выступать свидетелями! Не очень-то убедительная история! Можно предположить, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн не стали бы упоминать эти потенциально смущающие детали, если бы не знали или, по крайней мере, не верили в то, что они правдивы.
Явления Христа после воскресения.
В-пятых, нам рассказывается о явлениях Христа после Своего воскресения.
Называя церкви в Коринфе «самое важное» (1 Кор. 15:3; НРП), Павел, наряду со смертью, погребением и воскресением, упоминает и тот факт, что после воскресения Иисус явился многим Своим последователям (1 Кор. 15:5–8; см. также Деян. 1:3, где сказано, что эти явления происходили в течение сорока дней). Являлся Он не только одиннадцати ученикам, но также и «более нежели пятистам братьям одновременно» (1 Кор. 15:6), Иакову (вероятно, брату Иисуса) и, наконец, самому Павлу. О некоторых явлениях, но явно не обо всех, сообщается в четырёх Евангелиях. Другие упоминаются в рассказе об обращении и призвании к апостольству Павла в Деян. 9; 22; 26.
Не сразу поверили последователи Иисуса, и явления после воскресения были необходимы, чтобы убедить даже учеников Иисуса в том, что Он действительно воскрес из мёртвых, и чтобы они получили право свидетельствовать, что впоследствии стало их основной обязанностью. То, что было так много явлений таким разным людям и что Павел практически приглашал побеседовать со свидетелями, подтверждает их историчность.
Обращения в веру.
Среди свидетельств воскресения Иисуса— обращения в веру Савла и Иакова.
Не было большего скептика в отношении подлинности личности и воскресения Иисуса, чем Савл Тарсянин, позднее известный как апостол Павел. Он был гонителем христианского движения (см. Деян. 9; 22; 26; Гал. 1:13, 14; 1 Тим. 1:12–15). Деяния представляют его как главного противника церкви и сообщают, что после его обращения церковь переживала времена беспрецедентного мира (9:31). Сам Павел упоминает, что Иисус явился «Иакову» (1 Кор. 15:7). Поскольку он перед этим говорит о явлении «двенадцати» (ст. 5) и «всем апостолам» (ст. 7), то похоже, что Иаков не был апостолом. Кем мог быть этот Иаков, и почему Павел считает это явление настолько важным?
Больше всего заслуживает доверия предположение, что это брат Иисуса, который стал од- ним из руководителей первой церкви и который считается наиболее вероятным автором новозаветного послания Иакова. Как и Павел, Иаков стал верующим, скорее всего, в результате это- го явления. В Мк. 3:21 сообщается, что в своё время родственники Иисуса «пришли забрать Его, потому что они говорили: “Он не в своём уме”» (НРП). Другими словами, жители тех мест, откуда происходил Иисус, полагали, что Его слова и поступки безумны, и семья пошла взять Его на своё попечение. Это, безусловно, объясняет, почему, когда народ сказал Иисусу: «Вот, мать Твоя, и братья Твои, и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя», Он ответил им: «…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мк. 3:31–35). В Ин. 7:5 сказано, что «и братья Его не веровали в Него», однако в Деян. 1:14 говорится, что после Его воскресения и вознесения на небо оставшиеся одиннадцать апостолов «единодушно пребывали в молитве с некоторыми женщинами и Марией, матерью Иисуса, и с братьями Его». Очевидно, где-то между распятием и Деян. 1 Иаков стал верующим. В случае Иакова, как и в случае Павла, это, несомненно, можно отнести на счёт явления после воскресения, и такое объяснение более удовлетворительно, нежели любое другое, поскольку до этого обоих ничто не могло убедить.
Жертвенная преданность.
Ученики готовы были умереть за провозглашение воскресения.
Согласно раннехристианским преданиям, все изначальные апостолы Христа (за исключением Иоанна и, понятное дело, Иуды) умерли мученической смертью за своё свидетельство о том, что Иисуса распяли и что Он воскрес из мёртвых. Было бы трудно объяснить их готовность принять смерть за заведомую ложь. Не может быть, чтобы никто из них не проявил бы слабость и не признался, что вся история является фикцией. Но нет ни одно- го исторического свидетельства, подтверждающего, что хотя бы один из них поступил так.
Церковь.
Нельзя отрицать, основываясь на исторических данных, что первая церковь, возникнув внезапно после смерти Иисуса, быстро распространилась по всей империи.
Церковь продолжает существовать и по сей день. Чем-то нужно объяснить этот исторический феномен, особенно учитывая тот факт, что первые последователи Христа часто подвергались гонениям и даже смерти. Много движений начиналось и разрасталось во время гонений. Но уникальность христианства—в той внезапности, с какой оно вышло на сцену, и в той скорости, с которой оно распространялось.
Этот феномен можно объяснить только твёрдым убеждением в том, что Иисус воскрес из мёртвых и даровал жизнь вечную тем, кто последует за Ним. Трудно представить себе какое-либо иное объяснение. Джеймс Данн недавно констатировал, что христианское движение можно удовлетворительно объяснить лишь влиянием, которое оказал Иисус на Своих первых последователей, и что Евангелия появились как результат того впечатления, которое Он произвёл на них. «Исторический факт христианства невозможно объяснить без исторического факта существования Иисуса из Назарета и того впечатления, которое Он оставил»,—писал Данн. Это «впечатление» привело к написанию новозаветных текстов о Его воскресении. Бен Визерингтон III согласен с этим мнением:
«…после распятия нужно было чудо, чтобы создать церковь—и даже чтобы создать внутренний круг последователей Иисуса. Наши самые ранние источники абсолютно недвусмысленно высказываются по поводу того, что почти весь внутренний круг учеников мужского пола отверг, покинул или предал Иисуса, в то время как женщины присутствовали при Его смерти и потом пошли возложить венок, как бы мы сейчас сказали, на могилу. Именно это историческое событие [воскресение] развернуло на сто восемьдесят градусов ход происходящего, без чего рассказ о жизни Иисуса был бы выброшен на свалку истории и забыт»
ОН ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ?
Иисус воскрес из мёртвых и продолжает жить одесную Своего Отца на небесах (см. Мк. 16:19). Это основа христианской веры. Павел писал:
«Но Христос воскрес из мёртвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через одного человека, так через одного Человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: Первенец Христос, потом Христовы—в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, пока не низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится—смерть» (1 Кор. 15:20–26).
Продолжающаяся жизнь Иисуса вселяет надежду на конечное будущее верующих, когда даже сама смерть перестанет быть проблемой.
Подобным же образом и в Евр. 7:23–25 после слов о том, что Иисус—последний «первосвященник», превосходящий священников, которые служили во времена Моисеева закона, утверждается, что Иисус, «пребывающий вечно… может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Верующие в смерть и воскресение Иисуса находят большое утешение в том, что Он не только умер и воскрес, но что Он вечно жив, а потому может помочь нам. Он духовно ходатайствует перед Богом за тех, кто следует за Ним.
Вопрос, воскрес или нет на самом деле Иисус, крайне важен. Рассмотрите свидетельства и ответьте на него сами для себя.