Что членам вашей церкви следует знать о Реформации

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Реформация началась с Мартина Лютера, но на него самого повлияли учение и практика пасторского служения предыдущих веков. Давайте рассмотрим несколько основных движений, которые повлияли на прорыв Лютера.

Другие люди видели проблемы в католической церкви до Лютера.

  • Джон Уиклиф (1320-1384) и Ян Гус (1369-1415), например, видели серьезные ошибки в учении католической церкви.
  • Даже некоторые католические гуманисты, как, например, кардинал Гаспаро Контарини (1483-1542) учили оправданию по вере до того, как Тридентский собор (1545–63) не осудил этот взгляд.
  • Великий гуманист Эразм Роттердамский и другие знали, что католическая церковь нуждалась в моральных реформах среди ее высших чинов, включая папство. Они писали сатирические произведения, направленные против безнравственности церкви.

Существовал целый ряд католических доктрин о спасении.

Существовал интерес к традиции Августина (354-430), с его упором на абсолютное всевластие Бога. Это, однако, было наименьшим движением.

Большинство, как и Фома Аквинский, верило в необходимость содействия Божьей благодати, доступной людям через церковные таинства.

Небольшая группа придерживалась номинализма, или «современного пути», учившего, что человеку необходимо сделать первый шаг до того, как он сможет получить Божью благодать в церковных таинствах. Мартин Лютер был воспитан именно так – его учили, что необходимо «делать всё, зависящее от человека» (лат.: facere quod in se est), чтобы получить Божью благодать. Он чуть не сошел с ума, борясь с собственной чувствительной совестью и не зная, достаточно ли он сделал.

Два последних взгляда приводили многих к вопросу, достаточно ли хорошо они жили, чтобы попасть в рай, или же их ожидали столетия наказаний в чистилище.

Таким образом, можно сказать, что на практике Реформация была библейской и пасторской реакцией на католическое богословие, в котором жизненно важным вопросом стала уверенность в спасении. Начиная с Лютера, был получен библейский ответ на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы спастись?», который ставил упор на Божью благодать, явленную во Христе, а не на человеческие усилия.

Большое влияние гуманизма.

Гуманизм подчеркивал необходимость поиска ответов в первоисточниках (лат: ad fontes) через чтение древних греческих и римских произведений на языках оригиналов.

Ведомый гуманистическим интересом, Эразм издал Новый Завет на греческом в 1516 году. Это произвело большее влияние на Реформацию, чем любое другое событие, потому что теперь, впервые за многие века, образованные мыслители могли читать Новый Завет на языке оригинала.

Например, на следующий год после издания Нового Завета, Лютер использовал его в своих первых «95 тезисах», когда отметил, что повелением Иисуса было «покаяться» (греч.), а не «принести епитимию (раскаяние)» — веками использовавшийся перевод на латыни.

МАРТИН ЛЮТЕР (1483–1546) И ЛЮТЕРАНСТВО

Лютер искал уверенность в спасении в Новом Завете и трудах Августина, и это привело к протестантской Реформации. Все началось с мучительных попыток Лютера понять стих Римлянам 1:17 в его контексте. Это привело к его сомнению в правомерности продажи индульгенций, а далее, и к сомнению во многих других католических доктринах. Лютер надеялся, что католическая церковь сможет себя изменить самостоятельно, однако был отлучен от нее. Так началась первая «протестантская» группа, уместно названная в честь своего общительного, достойного цитирования основателя. Джеймс Аткинсон справедливо отметил, что «Реформация – это Лютер, а Лютер – это Реформация».

Из-за своего желания спасти собственную душу, Лютер вошел в августинский монастырь в 1505 году.

Он боролся с глубокими духовными сомнениями (нем.: Anfechtungen). Лютер начал читать Св. Августина и нашел успокоение в его трудах. Однако наибольшую помощь он нашел в чтении Нового Завета на языке оригинала.

Настоятели Лютера заставили его получить докторскую степень, чтобы он перестал заниматься постоянным самоанализом. Так Лютер стал профессором Библии в Виттенберге в 1512 году.

Он преподавал те книги Библии, изучением которых интересовался сам. В его список попали книги, превосходно подходящие для будущего протестанта: Псалмы (1513–1515); Римлянам (1515–1516); Галатам (1516–1517); Евреям (1517–1518); и вновь Псалмы (1518–1519).

31 октября 1517 года Лютер опубликовал свои 95 тезисов. Их целью было проведение дебатов с другими академиками на тему правомерности недавно начатой церковной практики продажи индульгенций. Индульгенции продавались всем, кто мог их себе позволить. Их целью было сокращение времени наказания за свои грехи в чистилище. Лютер не расценивал свои действия как призыв к Реформации. Более того, в более поздних размышлениях он называл свои тезисы «слабыми и папскими».

Тем не менее эти тезисы повлекли за собой ответ от лица церкви, что привело к стремительному развитию мысли Лютера. Вот некоторые из наиболее важных событий:

Экспозиция «богословия креста» (в отличие от «богословия славы» католической церкви, которое отличалось гордостью и праведностью, заслуженной делами) на Гейдельбергском диспуте (1518). Реформатор Мартин Буцер приписывает свое обращение к выступлению Лютера в Гейдельберге.

В «Двух видах праведности» (1518) Лютер провел различие между «чужой праведностью» Христа, которая вменяется христианину через веру и «собственной праведностью» верующего, которая становится результатом вмененной праведности Христа.

В Лейпцигском диспуте (1519) против Йохана Экка, Лютер пришел к заключению, что лишь только Библия (sola Scriptura) является авторитетной в вопросах христианского учения и практики.

В «Вавилонском пленении церкви» (1520) Лютер отвергает существовавшие на тот момент 7 церковных таинств в пользу лишь 2 церковных установлений – крещения и причастия.

  • Лютер учил о телесном присутствии Христа «в, с и под» (со слов более поздних лютеранских богословов) хлебом и вином вечери.
  • Лютер верил, что младенцев следует крестить после проповеди Евангелия на богослужении, так как Бог суверенно наделяет верой через слышание Евангелия.
  • В «Свободе христианина» (1520) Лютер прекрасно разъясняет роль веры в объединении христианина с Иисусом и передаче ему всех заслуг Христа с момента уверования.
  • Изначально Лютер находил защиту от католической церкви со стороны хитрого Фредерика Саксонского, а также осторожного Карла V – императора Священной Римской империи, не желавшего действовать поспешно. Но по мере развития богословских убеждений, на Лютера обрушился гнев и церкви, и империи. Он был отлучен от католической церкви в январе 1521 года. Он был объявлен вне закона Империей по решению Вормсского рейхстага в апреле 1521 года, когда он произнес знаменитые слова, что является пленником Писания, а не предания церкви.
  • В последующем изгнании в замке Фредерика (Вартбург) Лютер перевел Новый Завет на немецкий за 11 недель! При этом он говорил, что в тот период был поражен ленью.
  • Лютер вернулся в Виттенберг и проводил там реформацию до конца своей жизни. Его подход к переменам был медленным – Лютер изменял католическую литургию и практику, лишь когда они существенно влияли на Евангелие.
  • Это привело к так называемому «нормативному принципу» лютеранства (и англиканства) – идее того, что в поклонении церкви дозволено всё, что явно не запрещено Писанием.
  • Это отличалось от «регулятивного или предписывающего принципа» Кальвина – идее того, что Бог через Писание определяет, как Ему следует поклоняться. Церковь на богослужении обязана делать лишь то, что Писание явным образом требует или показывает через пример.
  • Лютер женился на Катарине фон Бора в 1525.
  • В 1525 году Лютер написал один из своих самых великих трактатов «О рабстве воли» в ответ на «О свободе воли» Эразма Роттердамского, написанного годом ранее. Работа Лютера являет собой исчерпывающую защиту библейской доктрины о Божьем всевластии в спасении, необходимом в виду полной отчужденности и смерти человечества во грехе.
  • Во время обсуждения в Марбурге 1529 года Лютер и Ульрих Цвингли не смогли прийти к протестантскому консенсусу о значении Вечери Господней. Из-за этого лютеранская и реформатская традиции стали обособленными движениями на протяжении 16 века.
  • Лютеран впервые назвали «протестантами» на Шпайерском рейхстаге 1529 года.
  • Лютер верил, что оправдание одной лишь верой (sola fide) занимало центральное место в христианской вере. В Шмалькальденских артикулах 1537 года он сказал: «Ничем в этом заявлении [об оправдании] нельзя поступиться, даже если будут уничтожены земля и небо… На этом заявлении стоит все, чему мы учим и что исповедуем против Папы, дьявола и мира. Поэтому мы должны быть полностью уверенными и не иметь никаких сомнений. В противном случае все потеряно – и Папа, дьявол и все наши враги одержат победу».
  • К концу своей жизни Лютер все больше и больше выступал против евреев, негодуя из-за того, что они в большинстве своем не обратились к Иисусу как к своему Мессии. Его резкие и полные греха высказывания использовались нацистами для оправдания Холокоста.
  • После смерти Лютера в 1546 году лютеранством начал руководить Филипп Меланхтон (1497-1560). Он изменил Августиново богословие Лютера, начав подчеркивать необходимость сотрудничества человека с Божьей любовью к грешнику, явленному в Евангелию. К концу 16го века лютеранство, по крайней мере в вопросах сотериологии (т.е. богословских вопросах искупления и спасения человека), приняло направление, которое Лютер бы не признал.

ЖАН КАЛЬВИН (1509–64) И РЕФОРМАТСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Другая главная традиция в протестантизме берет свое начало от Кальвина. Кальвинизм был во многом похож на лютеранство (например, sola scriptura, оправдание sola fide и крещение младенцев). В то же время он развил более систематически согласованное библейское направление по таким доктринам, как предопределение и поклонение в церкви.

Основателем данной традиции был Цвингли, который служил в Цюрихе (Швейцария) с 1519 по 1531 годы. Он погиб, сражаясь с наступающими католическими войсками. Цвингли делал богословский упор на:

  1. Разъяснительную проповедь (не зная, откуда следует начать, так как он ни разу не видел живого примера, Цвингли начал с Матфея 1:1)
  2. Регулятивный принцип поклонения
  3. Ковенантный (заветный) подход к чтению Писания, подчеркивающий большую меру целостности Ветхого и Нового Заветов, в то время как подход Лютера подчеркивал разрыв между Законом и Евангелием

Жан Кальвин стал преемником данной традиции. Его биография покажется более скучной по сравнению с Лютером и Цвингли.

Родился во Франции, отучился на юриста в гуманистической традиции. Обратился в протестантство между 1533 и 1535.

Желая стать писателем, он бежал из Франции из-за своей протестантской веры в 1536 году. По дороге Кальвин остановился в Женеве (Швейцария). Там протестантский евангелист Гийом Фарель убедил Кальвина остаться и помочь Реформации в городе.

Кальвин был изгнан из Женевы (1538–41) в Страсбург, где на него оказал глубокое влияние Мартин Бюцер, один из великих пасторов Реформации. В Страсбурге Кальвин женился на Иделетте де Бюр.

По возвращению в Женеву Кальвин стал главным богословским обвинителем унитария (течение, отрицающее доктрину триединства Бога) Мигеля Сервета, который был казнен в 1553 году за еретичество. Кальвин не был судьей и присяжным. Эту ответственность нес магистрат Женевы.

Кальвин безустанно работал практически до конца своей жизни. Это привело к проблемам со здоровьем, вызванным, по-видимому, недостатком сна на протяжении большей части его взрослой жизни. Кальвин спал в среднем по 4 часа за день, чтобы больше времени посвятить работе.

Кальвин стал великим систематизатором Реформации. Вот некоторые из его наиболее важных богословских трудов:

Наставление в христианской вере. Первое издание было в 1536 году. Последнее, 1559 года, было в 5 раз толще первого. Важные доктрины, описанные Кальвином в этой книге:

  • Знание Бога.
  • Писание. Бог открывает Себя в рамках наших ограниченных возможностей так же, как и родитель лепечет, разговаривая с ребенком. Дух свидетельствует о подлинности Писания, когда христиане читают Его.
  • Божий абсолютный промысел.
  • Из-за нашего греха в Адаме, Бог должен спасти нас; мы ничего не можем сделать для собственного спасения.
  • Оправдание дается лишь по вере и лишь через подвиг Христа только по Божьей благодати.
  • Оно приводит к единению со Христом.
  • Оправдание происходит по Божьему предопределению. Его предопределение милостиво и суверенно.
  • Главное сравнение христианской жизни – это жизнь пилигрима. Верующий – это странник в этом мире, несущий крест Христов по пути к небесам.
  • Видимая церковь отличается от невидимой, которая состоит из избранных. В церкви есть четыре должности (исповедующие, пасторы-учители, пасторы-руководители и дьяконы).
  • Христос духовно присутствует во время Вечери, в то время как через Духа христианин пребывает в общении со Христом на небесах.
  • Младенческое крещение верно из-за непрерывности между ветхозаветным обрядом обрезания и крещением при новом завете.

Кальвин был энергичным писателем комментариев к Библии. Он начал с послания к Римлянам в 1540 году. Его целью была «ясная краткость».

Ответ на письмо епископу Садолету (1539) – самое короткое и язвительное введение в богословие Кальвина. Он также включает один из немногих автобиографических материалов во всех его трудах.

Кальвин строго придерживался регулятивного принципа, включая в поклонение лишь пение Псалмов а капелла.

Магистрат Женевы оплачивал труд стенографиста, чтобы записывать проповеди Кальвина, которые были впоследствии опубликованы. Сам Кальвин проповедовал по многу раз в неделю, обычно без всяких заметок, используя лишь Ветхий Завет на еврейском и Новый Завет на греческом.

Кальвин подчеркивал важность миссий, отправив за свое служение более 100 мужчин в католическую Францию для основания новых церквей. Он даже отправил двух женевцев в Бразилию для проповеди Евангелия среди коренного населения. Кальвин точно не был «гиперкальвинистом»!

АНАБАПТИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Лютер и Кальвин были «магистратскими реформаторами» в том смысле, что их поддерживали правительства (магистраты). Анабаптисты были первыми из «свободной церкви», потому что они считали, что церковь и правительство должны быть отделены друг от друга. Из-за названия вы можете подумать, что анабаптисты были некими прото-баптистами, однако, на самом деле, их выделяли многие отличительные взгляды. Они были подвержены жестким гонениям как со стороны католиков, так и со стороны протестантов практически по всей территории Европы, находя убежище лишь в частях Моравии (Чехии) и Нидерландов.

Вот некоторые из их важных событий и личностей:

  • 1525: первое «крещение» человека, как исповедующего последователя Христа, в Цюрихе. Практически незамедлительно начались гонения на анабаптистов.
  • 1527: публикация Шлайтхаймского исповедания – вероучения, состоявшего из 7 самых важных пунктов их веры.
  • 1528: самый образованный богослов анабаптистов, Бальтазар Губмайер, и его жена были казнены католиками в Вене.
  • 1529: Шпайерский рейхстаг сделал незаконным «повторное крещение» (от греческого слова «ана» — опять, вновь) на территории Священной Римской империи.
  • Томас Мюнцер (1489-1525), радикальный анабаптист, воевавший во время Крестьянских войн, а также аморальное бесчинство в городе Мюнстер под предводительством двух анабаптистов (1534-35) закрепило за анабаптистами репутацию греховной секты.
  • Менно Симонс (1496-1561) был одним из самых ранних анабаптистских богословов и писателей, которому удалось прожить наиболее долго.

Отличительные верования анабаптистов:

  • Церковь – это сообщество посвященных учеников Христа, которые знают цену следования за Иисусом, включающую готовность пострадать за свою веру. Церковь отличается от окружающего ее светского общества.
  • Крещение (обычно совершалось через омовение водой крестимого, а не через его или ее погружение в воду) предназначено для тех, кто совершил достоверное исповедание веры в Иисуса.
  • Христиане должны быть отделены от мира, поэтому они не могут служить в правительстве или армии.
  • Церковь должна «исключать» (т.е. отлучать) тех, кто не живет в соответствии с требованиями церкви.
  • Неприятие кальвинистской сотериологии.

КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ И ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР.

Мы уже отметили отношения Лютера и католической церкви. Наконец, в 1545–1563 Вселенский собор в Тренте стал решительной реакцией на протестантизм, давший ответ, среди прочего, на новые доктрины о церковной власти, оправдании и таинствах.

Касательно власти в вопросах доктрин, Трент постановил, что истина содержится и в «написанных книгах [Библии] и неписанных преданиях – то есть тех, которые были получены апостолами из уст самого Христа или были получены от самих апостолов (будучи продиктованным Святым Духом), и дошли до нас, будучи переданными из рук в руки». Принцип Sola Scriptura был аннулирован.

Касательно оправдания, Трент ясно определил его как прощение греха и освящение. «Оправдание – это не только прощение грехов, но и освящение и обновление внутреннего человека через добровольное получение благодати и даров, на основании которых человек из неправедного становится праведным».

Трент предал анафеме (отлучению) всех, кто учил оправданию sola fide (лишь через веру) посредством вменения одной лишь Христовой праведности.

Трент подверг анафеме взгляд на то, что оправданный человек мог иметь уверенность в спасении во время земной жизни (такая привилегия была доступна лишь немногим «святым»).

Трент повторно подтвердил католическое учение о таинствах, включая доктрину пресуществления (хлеб и вино чудесным образом превращаются в тело и кровь Христа). Он также подтвердил верование в то, что месса – это настоящая искупительная жертва, которая представляет повторяющуюся бескровную жертву Христову на алтаре креста за верных, участвующих в евхаристии (причастии).

Отвержение Трентом «формального принципа» (sola Scriptura) и «материального принципа» (оправдание sola fide) показывает, что Реформация по сегодняшний день имеет огромное значение для верящих в Библию христиан. Мы знаем свой грех и нашу неспособность делать какое-либо добро. Мы видим, что Христос сделал все необходимое для нашего спасения, поэтому мы отдаем себя всецело на Его милость и находим покой для своей души лишь в Нем одном. То, что Лютер, Кальвин и другие вновь открыли в XVI веке, значимо для нас сегодня, как и для них тогда.

 

Источник.

Шон Райт
Доцент кафедры церковной истории Южной баптистской теологической семинарии в Луисвилле, штат Кентукки. Трудится пастором баптистской церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *