«Страх Божий — это сердце благочестия.»
Чарльз Сперджен«В самой сердцевине жизни каждого из нас находится нечто или некто. Нет человека, чья жизнь не направлялась бы той движущей силой или всепоглощающей страстью, которая контролирует центр его сущности. У некоторых людей их жизнь вращается вокруг хороших приоритетов — таких как, например, их дети, карьера, родители или даже служение в церкви. У других в центре их жизни находятся вещи поверхностные: любимая спортивная команда, дворику дома или какое-нибудь увлечение. А у третьих жизнь строится вокруг самых пустых вещей, то есть самих себя. Но жизнь христианина вращается вокруг одной неодолимой страсти, одного главенствующего стремления — Самого Бога. Бог должен занимать центральное положение в жизни каждого человека, в противном случае жизнь человеческая окажется напрасной. Все остальное и все остальные люди должны быть на второстепенном положении; Богу же должна отводиться первостепенная роль. Такова суть богоцентричной жизни» (Стивен Лоусон)
В этом и заключается главная тема псалма 111.
Псалом 111 во многом схож с предыдущим. Оба написаны акростихом, состоят из десяти стихов и в общей сложности содержат по двадцать две строки. Эти строки начинаются в строгом соответствии с порядком расположения букв в еврейском алфавите. Будучи хвалебными псалмами, оба они начинаются с аллилуйя, что значит “славьте Господа!”
Эти сходства заставляют нас сделать вывод, что оба псалма сочинены одним и тем же вдохновенным анонимным автором.
Этот псалом можно рассматривать как продолжение псалма 110, завершившегося определением мудрости: в нем дается описание тех благословений, которые приходят к мудрому человеку, боящемуся Бога.
Кто такой человек Бога, или Божий человек? Что он собой представляет? Давайте позволим псалму 111 развернуть перед нами его портрет.
Первая черта благочестивого человека — послушание. Он любит исполнять Божью волю.
«Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (ст. 1)
Предыдущий псалом показывал, как нужно славить Бога за Его удивительные дела. Здесь же мы видим, что Бога нужно славить за то, как Он благословляет и формирует тех, кто истинно уповает на Него.
Комментируя данные стихи Чарльз Сперджен пишет:
«Господь всегда заслуживает нашей хвалы, и мы должны воздавать ее непрестанно. К сожалению, мы нередко забываем это делать и потому нуждаемся в постоянных напоминаниях. Псалмопевец направляет свой призыв хвалить Бога ко всем благоразумным людям, боящимся Господа»
Призвав читателей псалма славить Бога, автор отвечает на вопрос, что значит бояться Бога. Ответ составляет основу для благочестивой жизни: здраво бояться Бога — значит охотно повиноваться Его заповедям. Благочестивый человек радостно и совершенно отдается всему, что заповедал Бог. Он подчиняется Божьему водительству. Страх Божий тесно связан с верой в Бога и упованием на Него. Когда человек имеет такой чистый и искренний страх Божий, он выражает его соблюдением Божьих заповедей и исполнением Божьей воли.
«Благочестивый муж не просто размышляет над заповедями Божьими, но делает это с удовольствием. Святость приносит ему блаженство, молитва — восторг, истина — великое богатство. На пути заповедей Божьих он безмерно радуется» (Чарльз Сперджен)
Слово “заповеди” не следует ограничивать только Десятью заповедями; под ними нужно понимать все Божьи наставления. Благочестивый человек не только повинуется Богу, но и делает это с удовольствием. Он изучает Его заповеди, размышляет над ними и неукоснительно исполняет их.
«Сильно будет на земле семя его, род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек» (ст. 2, 3)
Какие блага придут к тому, кто повинуется Богу? Стихи 2 и 3 говорят, что такой человек благословится Богом. Его потомки будут сильны на земле. От благочестивого человека благословения перейдут на его семью. Как он блажен, так будут блаженны и они. Его дети, скорее всего, пойдут по его стопам и тоже станут слушать Бога. Он научит их жить по справедливости. Его дела не принесут в его дом грех и нечестие; они будут широкой дорогой, по которой в его семью придут праведность и истина.
В ветхозаветные времена материальное благосостояние считалось знаком божественной милости, так как Господь часто даровал благочестивым земные благословения. Поэтому стих 3 говорит, что в доме благочестивого человека будет изобилие и богатство. Обычно так оно и было; однако случались и исключения, например страдания Иова.
Важнее земного благосостояния вечная природа духовных благословений, которые Божья благодать производит в жизни благочестивых людей. Праведность порождает в награду плоды, которые пребудут вовек.
Еще одной чертой благочестивого человека является милосердие. Как описывает его псалмопевец, он с удовольствием помогает другим. Он бескорыстен и сострадателен.
«Во тьме восходит свет правым, благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает, он даст твердость словам своим на суде» (ст. 4, 5)
Повинующийся Богу милосерд к бедным, как и Сам Бог.
Добрые дела, которые совершает этот человек, немедленно вознаграждаются. Добродетель милосердия распространяет вокруг себя сладкое благоухание, окутывая им того, от кого оно исходит, и тех, кто соприкасается с ним. Милосердный выручает попавших в беду, ибо это служит во благо и принимающим помощь и оказывающему ее.
Бескорыстию и стремлению помогать другим обычно сопутствует здравый смысл. Имеющий эти качества всегда благоразумно ведет свои дела. Здоровая забота о других помогает человеку более эффективно справляться со своими делами. Он так ведет свои дела, что никому при этом не причиняет вреда и никто не может обвинить его.
Правильные взаимоотношения с Богом и людьми придадут праведному человеку уверенности. Его отличительной чертой будет стабильность.
«Он вовек не поколеблется, в вечной памяти будет праведник» (ст. 6)
Его успех будет твердым и постоянным, а его самого будут помнить за оказанные им благодеяния. Среди его земных наград будет пожизненное уважение других и вечная память о нем после смерти. Поскольку в основание своей жизни праведник поставил Бога и поскольку на него потоком льются Божьи благословения, он не меняет своей позиции. Он обладает стойкостью, надежностью, к которой все тянутся.
Праведный человек всем сердцем уповает на Бога. Он знает, что Бог позаботится о нем. Он не боится “худой молвы”, потому что совесть его чиста. Его не мучают угрызения совести и не терзает чувство вины.
«Не убоится худой молвы, сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (ст. 7, 8)
В случае нападок злых людей он не сомневается, что в свое время его дело — которое является и Божьим делом — победит. Он не живет в постоянном страхе, ибо сердце его утверждено в Господе, великом Помощнике.
Благочестивый человек щедр и не боится растратиться; он великодушно делится своим благосостоянием. Он охотно подает нищим. Он раздает, дарит и расточает.
«Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки; рог его вознесется во славе» (ст. 9)
Как обычно, слово “рог” означает силу и власть. Сила праведного человека будет крепкой, вознесенной и уважаемой. Люди всегда будут высоко чтить его.
«Так как он был щедр, его доброту к нищим никогда не забудут. Рог его (символ силы) вознесется во славе. Он будет увенчан и никогда не унизится. Павел цитирует этот стих во 2 Коринфянам 9:9, говоря о долгосрочной выгоде щедрости.»(МакДональд)
«Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет» (ст. 10)
Когда нечестивый смотрит на праведного человека, его грызет зависть и досада. Желания праведного вознаграждаются, а нечестивый остается ни с чем. Благополучие праведного человека очень раздражает его. Успех благочестивого доведет неправедного до полного расстройства, ибо цепи, которые он рисовал в своем воображении, не будут достигнуты.
Барнс замечает:
«Судьба нечестивых резко противопоставляется тому, что, как следует из этого псалма, ждет праведных. Они будут процветать и радоваться; они смогут осуществить свои планы; их будут уважать при жизни и помнить после смерти; Они увидят, что Бог на их стороне в самые мрачные часы; они будут тверды и спокойны в момент опасности и невзгод; они будут уповать на Господа и у них все будет хорошо. Без сомнения, есть преимущество… в том, чтобы быть другом Бога и Его детём».
Иначе говоря, Господь вознаграждает тех, кто действительно боится Его, и не дает исполниться планам врагов Своего народа. Хоть мы в жизни и видим некоторые исключения из этого правила, правило это реально. Истину, о которой говорит псалмопевец, может увидеть каждый, стоит только ему посмотреть вокруг. Завершаясь почти так же, как и псалом 1, этот псалом заканчивается объявлением, что нечестивый будет разочарован, а планы его рухнут.
Божий человек достоин восхищения и уважения. Его характеризует послушание, милосердие, уверенность, упование и щедрость. Тему псалма 111 можно определить так: человек, который боится Бога и славит Его в искреннем послушании, будет благословлен.
В качестве побочной темы псалом описывает, как благословляется человек: его образ жизни повлияет на его семью, его благополучие, его отношение к другим людям, его стабильность в жизни и его репутацию.
В итоге, когда ваши сердца с Господом, ни дурные вести, ни плохие люди не заставят нас поколебаться. Псалмопевец не обещает, что благочестивого человека минуют беды, но он обещает, что Бог, который заботится о нас, разрешит наши проблемы по Своей мудрости и благодати. Он приведет нас к. конечной победе за наше повиновение Его воле и в силу Свой благости по отношению к Своим.
Псалом заканчивается резким контрастом: с одной стороны изображен добродетельный человек — праведный, стойкий, уповающий на Бога, живущий ради благородных целей, уважаемый в этой жизни и получающий награду после своей смерти. С другой стороны мы видим непокорного человека — живущего не по Божьей воле, терзаемого досадой, презираемого и постепенно превращающегося в ничто.
«Этот псалом обязывает каждого читателя спросить самого себя: «Что является центром моей жизни? Нахожу ли я удовольствие в Слове Божьем? Желаю ли я изучать Писание и жить согласно ему?» Каждый верующий должен возрастать в высоком представлении о Боге, если он хочет жить богоцентричной жизнью. Следовательно, каждый святой должен сосредоточиться на познании Божьего характера — Его святости, суверенности, неизменности, вездесущности, всеведении, всемогуществе и гневе» (Стивен Лоусон)