Молитва — это сердцебиение нашей веры.

Жан Кальвин называл ее «разговором с Богом», и даже «задушевной беседой с Богом». В молитве мы отвечаем Ему. Мы молимся, веря, что Он слышит и отвечает.

Однако наша молитвенная жизнь всегда в процессе строительства, и нам постоянно нужно размышлять о смысле и практике молитвы. В век бесконечных отвлечений нам нужен взгляд на молитву, который напоминал бы нам, чем она является и почему она так важна. В этом отношении опыт пуритан очень помогает. Они много говорили о молитве — ее богословской основе и практической важности в благочестивой жизни — и мы можем многое из этого почерпнуть.

Вот лишь пять (из множества) полезных взглядов на молитву от пуританских писателей.

1. Молитесь со смирением

Когда мы обращаемся к Богу и начинаем молиться, мы осознаем, кто Он и кто мы. Мы обращаемся к нашему святому Богу как грешные люди. Мы нарушили Его законы и лишились Его славы (Римлянам 3:23). Джон Удалл убеждал: «Народ Божий должен начинать свои молитвы Богу со свободного исповедания своих грехов (Псалом 31:5). Исповедуя свои грехи, мы становимся более смиренными и лучше подготовленными к молитве». В смирении мы ищем у Бога прощения в Иисусе Христе, чтобы жить так, как желает Бог. Каждый день нам нужно исповедовать свои грехи в молитве.

2. Молитесь посреди бедствия

Нас поражает грех и прочие неприятности, страдания и трудности в жизни. Посреди всего этого мы молимся. Ссылаясь на Иакова 5:13, Винсент Олсоп сказал: «Молитва в невзгодах свидетельствует о том, что мы верим, что наш Бог добр и милосерден, что Он может поддержать нас в бедствии, может извлечь много добра из него и избавить нас». Молитва в бедах отражает нашу веру в то, что Бог благ и милосерден. Он нас не подведет. Он поддерживает нас и помогает нам преодолевать неприятности так, как мы того и не ждем. Наши молитвы выражают эти убеждения. Мы молимся с верой, полагая, что «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Псалом 33:20). Молитесь посреди невзгод и бед.

3. Молитесь во хвалу Богу

В любых жизненных обстоятельствах мы молимся. Мы молимся, потому что знаем, что Бог с нами и является источником всех благословений. Мы благодарим и выражаем Ему всю хвалу и славу! Как писал Мэтью Генри: «Каждый кусочек пищи, который мы едим, и каждая капля воды, которую мы пьем, — это Его милость; каждый шаг и каждый вдох, который мы делаем, — это Его милость. [Это] то, что мы можем признать с благодарностью во хвалу Бога». Царь Давид вознес хвалу Ему: «Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий… И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое» (1 Паралипоменон 29:11, 13). Великая цель в нашей жизни — признать Бога источником всех благословений. В молитве мы приносим Ему все, восхваляя и благодаря Его за милость.

4. Молитесь терпеливо

Однажды я слышал проповедь под названием «Почему Бог не торопится?». Мы задаемся этим вопросом. Мы молимся и молимся, но ответа, кажется, всё нет и нет. Наша вера может вспыхивать и гаснуть. Но, как заметил Артур Хильдершам, «мы можем быть уверены, что, поскольку Господь действительно слышит и учитывает каждую нашу молитву, Он непременно даст нам милостивый ответ в свое время». В свое время — значит в Божье время. Бог слышит и отвечает, но тогда, когда Он решит это сделать. И Его время лучше, чем наше. Несмотря на нашу тревогу в ожидании, мы можем доверять Богу, который ответит тогда, когда Он пожелает. Это наше утешение, поскольку Его воля — быть милостивым к нам. Как сказал псалмопевец: «Господь долготерпелив и многомилостив» (Псалом 110:4, 144:8).

5. Молитесь с ожиданием

Мы молимся, потому что верим, что Бог слушает нас. Он не отстранен и не равнодушен; Он рядом с нами, Он внимателен. Пол Бейнс писал: «Давайте будем уверены в том, что Он собирает наши слезы в сосуд, хранит наши молитвы, записывая их перед Собой». Представьте себе, Бог «помещает наши слезы в сосуд» (Псалом 55:9)! Наши молитвы не улетают в никуда. Он их слышит, и они записаны перед нашим милостивым Богом, Который их помнит. Наши молитвы дороги Ему, как «слезы в сосуде». У Него есть «книга памяти», наполненная нашими молитвами. Мы можем быть уверены, что Бог слышит и ответит.

Эти пять точек зрения присутствуют во всех пуританских писаниях, но это лишь беглый взгляд на прекрасные понимания и мудрость, которые можно найти по этой теме. Для более глубокого изучения духовного опыта пуритан я бы рекомендовал следующих пуританских классиков: Джон Буньян «Молитва»; Томас Гудвин «О пользе молитвы»; Мэтью Генри «Метод молитвы» и Роберт Хилл «Путь к молитве и благочестию».

Молитва так же важна для христиан сегодня, как и для верующих, которые жили 400, 800 и 1200 лет назад. Давайте научимся у наших предков в вере тому, как почитать эту важнейшую из христианских практик.

___________________________

Оригинал статьи на thegospelcoalition.org

Перевод статьи на ieshua.org

Поделиться
Написал Дональд МакКим
Бывший пастор, академический декан семинарии и профессор богословия, а также исполнительный редактор богословия и справочной литературы Westminster John Knox Press