Весь Христос

«Мне интересна эта книга по трем причинам: в ней есть история шотландской церкви XVIII века, хирургически точно изложенное Евангелие и… возможность поучиться у самого Синклера Фергюсона. Эта книга не только захватывающе рассказывает о церковной истории, но и очень ясно разъясняет с библейской и богословской точек зрения суть законничества, антиномизма и уверенности в спасении. Я благодарен Фергюсону за то, что он вложил ум богослова и сердце пастора в такую важную книгу».
Кевин Деянг

Книга, которую вы держите в руках, не просто содержит полезные рассуждения об исторических событиях. Она актуальна именно для нашего времени.

Спор о «Сути» велся в церкви Шотландии в начале XVIII века. Поводом для него — хоть и не главной причиной — стало переиздание книги Эдварда Фишера «Суть современного богословия». Это событие привело к разделению церкви. Спор был вызван сложностью, с которой постоянно сталкиваются те, кто пытается правильно осмыслить взаимосвязь между делами и благодатью, законом и Евангелием не только в систематическом богословии, но и в проповеди, пасторском служении и в конечном итоге в наших сердцах. Синклер доступно и интересно излагает ход спора о «Сути». Но его главная цель — не просто пересказать историю. Привлекая внимание к этому древнему спору, он пытается помочь нам разрешить вышеупомянутую постоянную сложность — сложность, которая терзает церковь и сегодня. Никто из евангельских авторов в знакомых мне недавних публикациях не делает это столь умно и захватывающе, как Синклер.


Спор о «Сути» поразителен тем, что, хотя сторонников «Сути» обвиняли в защите антиномизма, а ее критиков — по крайней мере некоторых — подозревали в законничестве, все стороны соглашались с тем, что сказано об оправдании и делах в Вестминстерском вероисповедании. В вероисповедании это учение изложено на редкость точно и ясно.

Там говорится, что вера в Христа приводит к оправданию на основании того, что послушание Христа и принесенное Им удовлетворение вменяются нам, а не на основании чего-то такого, что совершается в нас или нами. Хотя добрые дела никоим образом не являются причиной оправдания, они, тем не менее, чрезвычайно важны как свидетельство того, что у нас есть оправдывающая вера. При этом, снова-таки, такое «евангельское послушание», то есть добрые дела, проистекающие из благодарности за наше спасение и уверенности в нем, никогда не становится одной из причин нашего оправдания перед Богом — оправдания, которое не может быть утрачено, даже когда из-за своих грехов мы навлекаем на себя «Божью отеческую немилость».

Это чрезвычайно точное и тонкое изложение протестантского понимания оправдания только верой и только через Христа. Все стороны, вовлеченные в спор о «Сути», подписывались под этим точно сформулированным богословским утверждением. Откуда же тогда появились обвинения в антиномизме и встречные обвинения в закон-ничестве, обнажившие серьезные расхождения в церкви и в итоге приведшие к разделению в деноминации? Хотя богословская точность чрезвычайно важна, она все же не решает всех сложностей, связанных с вопросом о роли закона и послушания в христианской жизни.

На основе конкретного исторического спора Синклер не только делает несколько выводов, но и показывает, как мы можем применить их в наше время. Я упомяну некоторые из его тезисов и аргументов, которые показались мне очень полезными, убедительными и мудрыми.

Первый и бесспорный вывод состоит в том, что законничество и антиномизм — это намного больше, чем просто доктринальные позиции. Ни одна из сторон спора о «Сути» не утверждала, что делами можно спастись или что, обретя спасение, можно уже не повиноваться закону Божьему. Ни одна из сторон не придерживалась явной за-коннической или антиномистской доктрины. Тем не менее и законничество, и антиномизм могут сильно проявлять себя в служении. Обе доктринальные позиции складываются из наших глубинных ценностей, устоявшихся практик, черт нашего характера и методов толкования Писания. Синклер даже отмечает — и вполне обоснованно — что дух законничества частично состоит в том, что мы чувствуем по отношению к Богу.

Дух законничества характеризуется ревностью, обидчивостью, беспощадной суровостью к ошибкам, а также мелочностью и отсутствием великодушия. Как автор «Сути современного богословия», так и Томас Бостон, ведущий приверженец изложенного в этой книге учения, трогательно и убедительно рассказывали о том, как они провели годы в служении, придерживаясь правильного учения об оправдании, но при этом действуя так, словно закон Божий был «заветом дел», а не «правилом жизни». В то же время практический антиномизм может развиваться даже там, где отрицается антиномизм доктринальный. Скажем, он может приобрести форму секулярного евангелия о принятии себя, которое выдает себя за христианство.

«Эта замечательная книга разбирает важнейший вопрос о том, как благодать и дела связаны между собой в нашем спасении»  Дэвид Уэлс

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *