Самая большая ересь протестантов

Давайте начнем с экзаменационного вопроса по истории Церкви. Кардинал Роберт Беллармин (1542-1621) был человеком, к которому нельзя относиться без должного внимания. Он был личным теологом Папы Клемента VIII, и одним из самых видных деятелей движения Контр-Реформации в Римском Католицизме 16 века. Однажды он написал: «Самой большой ересью протестантов является ____________.» Вот и попробуйте окончить, объяснить и обсудить высказывание Беллармина.

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Какая ересь протестантов является самой большой?

Может быть оправдание верой?

Может быть «только Писание», или какой-нибудь другой лозунг Реформации?

Эти ответы довольно логичны. Но ни один из них не подходит, чтобы завершить высказывание Беллармина. Вот что он написал: «Величайшей ересью протестантов является уверенность [в спасении].»

И небольшое размышление объяснит нам почему это так. Если оправдание не только верой, не только во Христе, не только благодатью — если вера должна быть дополнена делами; если труд Христов в какой-то мере должен быть повторен; если благодать не даром и не суверенна, тогда всегда нужно что-то делать, что-то должно быть «добавлено», чтобы окончательное оправдание стало нашим. Именно в этом и заключается проблема. Если окончательное оправдание зависит от чего-то, что мы должны сделать, то невозможно наслаждаться уверенностью в спасении. Поскольку тогда, с точки зрения богословия, окончательное оправдание непредвиденно и сомнительно, и это невозможно для кого-либо быть уверенным в спасении (за исключением, по мнению Рима, случаев особого откровения). Но если Христос все совершил, если оправдание по благодати, без добавления дел; и оно принимается в пустые руки веры — тогда уверенность, даже «твердая уверенность», возможна для каждого верующего.

Не удивительно, что Беллармин думал, что полная, дарованная, неограниченная благодать была опасной! И не удивительно, что Реформаторам так нравилось Послание к Евреям!

Вот почему автор Послания к Евреям делает паузу, как бы переводя дыхания, достигнув вершины своей экспозиции труда Христова (Евр. 10:18), он продолжает свое доказательство, как это делал апостол Павел, со слова «итак» (Евр. 10:19). Затем он побуждает нас «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (англ. «твердой уверенностью», прим. пер.; Евр. 10:22). И нам не надо перечитывать все послание, чтобы увидеть логическую силу этого «итак«. Христос — наш Первосвященник; наши сердца были очищены от порочной совести, также как и наши тела были омыты чистой водой (стих 22).

Христос однажды и на все времена стал жертвой за наши грехи, и был поднят и утвержден в силе неразрушимой жизни, как представляющий нас священник. Через веру в Него, мы также праведны перед троном Бога, как и Он праведен. Поскольку мы оправданы в Его праведности, Его оправдание принадлежит только нам! И мы настолько же не можем потерять это оправдание, насколько Он не может пасть с неба. Поэтому наше оправдание больше не требует завершения, также как и Христово!

Подразумевая это, автор говорит, «ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Причина, по которой мы можем стоять перед Богом в полной уверенности в том, что мы уже испытали очищение — «кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:14).

Кардинал Беллармин резко ответил на это: «А, вы попробуйте учить этому, и те, кто вам поверят, будут жить без ограничений и в беззаконии». Но послушайте вместо этого логику Послания к Евреям. Радость от этой уверенности ведет к четырем вещам: Первое, к непоколебимой верности нашему вероисповеданию в Иисуса Христа, как единственной надежде для нас (стих 23); второе, внимание к тому, как мы можем ободрить других к «любви и добрым делам» (стих 24); третье, к продолжающемуся общению с другими Христианами в поклонении и во всех других аспектах нашего общения (стих 25а); четвертое, к жизни, в которой мы призываем друг друга ожидать Христа, и быть верным Ему, пока время Его возвращения все приближается (стих 25б).

Это хорошее дерево производит хорошие плоды, а не наоборот. Мы не спасены делами; мы спасены для дел. На самом деле, мы творение Бога, созданное для дел (Еф. 2:9-10)! Таким образом, вместо того, чтобы привести нас к жизни в моральном и духовном безразличии, совершенный однажды и навсегда труд Иисуса Христа и полная уверенность, которую он нам дает, снабжает верующих самым мощным стимулом к жизни для Божьей славы и радости. И кроме того, эта полная уверенность укоренена в том факте, что это Сам Бог сделал это для нас. Он открыл нам Свое Сердце через Христа. Отцу не нужна была смерть Христа, чтобы полюбить нас. Христос умер, потому что Отец любит нас (Ин. 3:16). Он не прикрывается за Своим Сыном со зловещими намерениями, желая навредить нам, и останавливаясь только из-за жертвы, которую принес Его Сын! Нет! Тысячу раз нет! Сам Отец любит нас в любви Сына и любви Духа.

Те, кто наслаждаются подобной уверенностью не идут к святым и Марии. Те, кто взирают только на Иисуса, не нуждаются в том, чтобы смотреть куда-либо еще. В Нем мы наслаждаемся полной уверенностью в спасении. Так что же, величайшая из всех ересей? Если ересь, позвольте мне наслаждаться этой самой благословенной «ересью»! Поскольку это Божья истина и благодать!

_______________________________

Перевод: refspb.ru

Оригинал статьи на ligonier.org

Синклер Фергюсон
Несет служение старшего пресвитера в Первой пресвитерианской церкви города Колумбия, штат Южная Каролина, а также является профессором систематического богословия в семинарии «Искупитель» (Redeemer) города Даллас, штат Техас.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *