Лютер родился в немецком городе Эйслебен. Шахта его отца приносила достаточно дохода, чтобы платить за хорошее образование сына: за минимально отведенный срок Мартин получил степени бакалавра и магистра в солидном Эрфуртском университете. Его отец надеялся, что сын будет изучать право, но однажды Мартина едва не убила молния во время грозы и он дал обет святой Анне, небесной покровительнице шахтеров, что станет монахом. Он сдержал свое слово и поступил в августинский монастырь.
Хотя Лютер стал доктором богословия и профессором Виттенбергского университета, его приводила в ужас мысль о собственной греховности. Он знал о Божьем гневе, но не о Божьей любви.
Готовя проповедь о Послании к Римлянам, Лютер недоумевал, как праведный Бог может быть милосердным, и задумался над словами Павла: «праведный верою жив будет». Наконец он понял: праведный жив праведностью Бога, данной нам через веру в Иисуса Христа, а не через наши добрые дела. Вернулся догмат оправдания верой — возродилась измученная душа Лютера — началась Реформация.
Свои 96 тезисов вероучительных положений он прибил к дверям католической церкви в Виттенберге для всеобщего ознакомления. А с помощью недавно изобретенного печатного станка его революционные идеи были растиражированы и стремительно распространились по Европе.
Папа римский осудил 41 из тезисов Лютера за ересь, а его самого назвал Диким вепрем в Божьем винограднике.
Пока Рим и Виттенберг обменивались богословскими выпадами, Лютер укрепил аргументацию и дополнил свои вероучительные положения, настаивая на том, что только Писание может быть эталоном для определения того, что есть истина и жизнь. В Риме понимали, что учение Лютера может оказаться смертельным ударом, поэтому папа за «ересь» отлучил его от Церкви и приказал ему явиться на суд в город Вормс.
Многочисленные судебные процессы и путешествия подорвали его здоровье, и в 62 года Лютер скончался.
Он не хотел устраивать беспорядки или раскалывать церковь — он просто хотел познавать Бога и славить Его, но он изменил ход истории. Иногда Лютер говорил неприятные вещи, но всегда оставался смиренным человеком. Он считал себя простым монахом и учителем, который стремится открыть для себя Божью истину, жить по ней и учить ей других.
Лютер провозглашал приоритет Божьего Слова, тем самым бросая вызов как религиозному авторитету церкви, так и ее политической власти над подданными империи. Подобное убеждение затрагивало и понимание простыми верующими своих христианских обязанностей в повседневной жизни. Теперь совесть каждого христианина, наставляемого Писанием, ставилась выше, чем указания церковных властей. Мужественное поведение Лютера укрепило основу мощного протестантского движения, о котором мечтали Джон Уиклиф и Ян Гус.
______________________________________________
Источник: Рик Корниш, «История церкви. Коротко о важном.»