Сегодня многие церкви и христианские организации издают исповедания веры, излагающие их убеждения. Однако в прошлом предполагалось, что документы такого рода должны быть настолько наполнены библейской мудростью и так тщательно продуманы, чтобы христиане запоминали их наизусть и использовали для духовного роста и обучения. Такие документы составляли в форме вопросов и ответов и называли катехизисами (от греческого katechein, что значит «устно учить, наставлять»). Одними из наиболее известных считаются Гейдельбергский катехизис 1563 года и Вестминстерский краткий и полный катехизисы 1648 года. Для многих современных церквей они служат доктринальными стандартами.

В наши дни практика катехизации, особенно среди взрослых, почти полностью утрачена. Современные программы обучения сосредоточены на изучении Библии, молитве, общении и благовестии и нередко поверхностно относятся к доктринальным вопросам. Напротив, классические катехизисы проводят обучающихся через Апостольский символ веры, десять заповедей и молитву Господню – идеальное сочетание библейского богословия, практической этики и духовного опыта. Кроме того, катехизический способ запоминания способствует более глубокому усвоению понятий. Такая форма обучения естественным образом побуждает более ответственно подходить к изучению материала, чем обычные учебные курсы. И наконец, повторение материала в форме вопросов и ответов позволяет наставникам и учащимся выстраивать процесс обучения как живое общение, как диалог.

Катехизисы писались по меньшей мере по трем причинам. Во-первых, необходимо было дать полное разъяснение Евангелия – не только раскрыть его суть, но и показать составляющие библейского учения, на которые оно опирается, например, доктрины о Боге, о человеческой природе, о грехе и так далее. Во-вторых, разъяснить Евангелие нужно было таким образом, чтобы дать отпор ересям, ошибкам и ложным убеждениям своего времени и культуры. В-третьих, преследовали еще одну задачу, связанную в большей степени с пастырской опекой: создание особого народа, своего рода контркультуры, в которой образ Христа отражался бы не только в каждом из верующих, но и в жизни всей церковной общины.

СТРУКТУРА КАТЕХИЗИСА НОВОГО ГОРОДА

Катехизис нового города состоит всего из 52 вопросов и ответов (в отличие от 129 в Гейдельбергском катехизисе и 107 в Вестминстерском кратком катехизисе). Таким образом, на каждую неделю года приходится по одному вопросу и ответу, что упрощает планирование церковного календаря и облегчает жизнь людям с напряженным рабочим графиком. Катехизис нового города основан на Женевском катехизисе Кальвина, Вестминстерских катехизисах, кратком и полном, и – в большей степени – на Гейдельбергском катехизисе. Это позволяет ознакомиться с богатством и глубиной великих катехизисов эпохи Реформации. Можно надеяться, что такое знакомство подтолкнет читателей к более внимательному изучению исторических катехизисов, то есть к дальнейшей катехизации на протяжении всей жизни.

Как и в большинстве традиционных катехизисов, каждый вопрос и ответ сопровождает отрывок из Библии. Кроме того, после каждого вопроса и ответа приводится комментарий из сочинений или высказываний богословов прошлого, а также комментарий современного проповедника, что поможет в размышлениях над соответствующей темой. Каждый вопрос заканчивается краткой молитвой.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАТЕХИЗИСОМ

Катехизис нового города состоит из 52 вопросов и ответов, поэтому проще всего пользоваться им, запоминая каждую неделю года по одному вопросу и ответу. Так как катехизис задуман как диалогический, лучше всего изучать его вдвоем, в семьях или домашних группах, что поможет отрабатывать ответы на вопросы не только по одному за раз, но и по десять, по двадцать и так далее – по мере изучения. Место Писания, комментарии и молитву к каждому вопросу и ответу можно использовать в качестве духовного чтения в один из дней недели. Это поможет в размышлениях над вопросами и практическими выводами, следующими из ответов. В группах катехизисом можно пользоваться, каждую неделю изучая в первые пять-десять минут встречи по одному вопросу. Таким образом весь катехизис можно выучить за год. Если же участники группы предпочтут пройти все вопросы и ответы за более короткий срок, можно заучивать за неделю, к примеру, по пять-шесть вопросов, а потом на встрече всей группы проверять друг друга, обсуждать вопросы и читать сопровождающие комментарии

Поделиться
Написал Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.