Как благодать наставляет нас, и чему она учит? Библейский ответ на этот вопрос — решительное опровержение доктрины антиномизма: «Благодать Божия.. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (К Титу 2:12). Та же самая благодать, что спасает грешников от наказания за грех, также научает их святости.

ДИСЦИПЛИНА

Греческое слово παιδεύω, переведённое как “научающая”, говорит о дисциплине. Это же слово переведено как “наказать” в Луки 23:16, 22 и во 2 Коринфянам 6:9. Оно несёт в себе идею обучения, исправления, наказания. То же самое слово используется в Евреям 12:6: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает”. Оно описывает процесс, который временами «кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но впоследствии те, кто был научен наказанием, пожинают урожай праведности и мира» (НРП).

Вторая глава содержит в себе больше. Посмотрим на более широкий контекст. Павел говорит Титу:

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Титу 2:11-15)

ИСПРАВЛЕНИЕ

Благодать не только дисциплинирует нас ради святости; она также учит нас отвергать грех и побуждает нас ожидать возвращения Христа. Почему? Потому что «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.» (1-е Иоанна 3:3)

Внимательно отметьте, что ещё Павел говорит Титу: Христос умер не просто для нашего освобождения от наказания за грех, но и для нашего избавления от самого беззакония — для нашего очищения и преображения в людей, ревностных к добрым делам. Более того, Павел научает Тита не “продавать задешево” эти жизненно важные истины. Он должен увещевать и обличать тех, кто небрежен в принятии освящающего научения Божьей благодати, и не должен позволить кому-либо игнорировать послание. В сущности Павел говорит: “Возьми в «оборот» антиномистов и исправь их ошибочное представление о благодати”.

СИЛА

Есть другой ключевой путь, которым Писание изображает благодать, как силу динамичную, а не инертную. Римлянам 5:21 говорит о том, что благодать должна царствовать над нашими сердцами точно так же, как однажды царствовал грех. Благодать — не дверной коврик, о который мы привыкли вытирать ноги, испачканные грехом; она, подобно монарху, управляет нами. Каким образом благодать избавляет нас от беззакония и очищает нас? Не просто научая, дисциплинируя и увещевая жить “целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке”, но и давая нам силу для этого. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:13)». В конце концов Господь сам поставит нас “пред славою Своею непорочными в радости» (Иуды 1:24) Можно ли сказать проще? Освящение — это процесс борьбы за совершенную радость, в котором я не продаюсь за дешёвый заменитель.

Конечно, в процессе необходимо дисциплинирование и исправление, но такое дисциплинирование — «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евреям 12:10). Снова наша цель — уподобиться Христу. И это снова возвращает нас туда, откуда мы начали — к словам Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Галатам 4:19) Неподходящая цель для пастора — надеяться на то, что паства будет удовлетворена его проповедями. Ни один пастор не должен воображать, что размер общины — мерило его эффективности. Благочестивый пастор может быть удовлетворен только освящением своей паствы. Цель, которая не будет достигнута полностью до тех пор, пока мы не будем окончательно прославлены.

Подобно этому, вот цель, к которой следует устремляться каждому верующему.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1-е Иоанна 3:2-3)

_____________________________

Переведено и отредактировано специально для semperreformanda.ru

Оригинал статьи на crossway.org

Поделиться
Написал Джон МакАртур
Пастор-учитель, Grace Community Church, Sun Valley, CA. Является автором многочисленных книг, статей и библейских толкований.