Бог славен, потому что Он совершенен. Все, что Он делает, совершенно. Поэтому мы должны сказать, что хотя мир вокруг нас и люди в нем находятся под сильным влиянием греха, тем не менее всегда есть возможность упрочить славу Божью в этом мире. Оспаривать это — значит отрицать, что все дела Бога совершенны, а также полагать, что Бог не в состоянии положить конец такому развитию греха в мире, какое мы можем видеть в настоящее время.
Бог сотворил Адама и дал ему свободу выбора. Хотя Он знал, что Адам согрешит и подведет все человечество под Божье осуждение. Если все, что делает Бог, совершенно, тогда и то, что произошло, должно быть частью процесса, который, завершившись, продемонстрирует совершенство Бога. Писание учит, что, славным образом, милостиво избирая из падшего Адамова племени огромное семейство для спасения, Бог показывает Свое неограниченное совершенство. Этот акт отбора, производимого Богом по Его милости, обычно называется избранием, или избирательной благодатью.
Избрание — это истина, которая подвергается сейчас большим нападкам. Вне сомнения, в прошлом она считалась очень важной, особенно среди реформаторов. Но сейчас говорят, что она противна человеческому разуму, безнравственна, вредна для истинного благочестия и пагубна для человечества в целом. Неудивительно, что она непопулярна!
Но почему же данная истина подвергается столь резкой критике? Если я не очень ошибаюсь, она рубит под корень нашу человеческую гордость. Делая спасение результатом милостивого решения Бога, избрание не проводит никакого различия между одним человеком и другим относительно того, почему этот человек должен быть спасен, а тот нет. За спасение людей слава достается одному Богу. Этот факт задевает гордую независимость человеческого сердца. Есть также и другие причины, почему эту истину так сильно критикуют. Но этой причины вполне достаточно. Я не намерен приводить здесь доводы в защиту избрания. Другие, у которых больше свободного времени и возможностей, чем у меня, очень хорошо справились с этим. Я просто разъясню здесь, что означает эта истина и как она помогает нам.
Так как Писание говорит об «избранных», из этого следует, что этот термин включает в себя не все человечество. Там, где одни — избранные, другие должны быть отвергнутыми. Все это ясно выражается словами «избирать» и «выбирать».
Те, которые в Писании называются «избранными», не являются целыми народами или общинами, они являются отдельными индивидуумами. О них говорится как о тех, чьи имена «написаны на небесах» (Лк.10:20) и «в книге жизни» (Отк.20:15). Они те, о которых говорят: «…Все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48). Из этих стихов мы должны сделать вывод, что избранные — это определенные, конкретные личности.
Это также подтверждается тем фактом, что спасение было добыто Иисусом Христом, Который сделался посредником и заместителем для этих грешников. Абсурдно полагать, что кто-то может быть заместителем или посредником для неизвестных ему людей. Если один человек в законном порядке становится ответственным за долги другого, он, конечно же, будет иметь точную информацию об этой конкретной личности! Спасение кого-либо может быть несомненным только в том случае, если личность этого человека точно установлена. Допустим, что замысел Бога — просто спасти «всех, кто уверует в Иисуса», тогда сомнительно, что кто-нибудь когда-нибудь будет фактически спасен, потому что вряд ли кто-то уверует.
Но если вы скажете определенно, то некоторые уверуют; я отвечу, что такая определенность должна проистекать из замысла Бога. Иначе будущее не может быть определенным.
Если Бог запланировал, что некоторые уверуют, Он должен знать, кто они, потому что их вера — «Божий дар» (Еф.2:8). Также кажется ясным, что Бог всегда знал, кто будет спасен, так как несколько мест из Писания указывают, что верующие были избраны «прежде создания мира» (Еф.1:4).
Можно ли найти причину, почему одни были выбраны, а другие оставлены? Нельзя найти причину в самих людях, потому что все человечество одинаково недостойно получить Божье благословение. Единственную причину, почему делается разница между людьми, дает Писание. Бог сказал: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим.9:15).
Если даже изначально не было разницы между людьми, могло ли быть так, что Бог предвидел тех, кто уверует, и поэтому избрал их? Ни в коем случае! Потому что тогда благодать не царствовала бы, но зависела бы от веры людей.
Писание показывает, что вера — это не причина, а результат избрания. «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48). «Он избрал нас… чтобы мы были святы…» (Еф.1:4). «А кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:30). «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих» (Ин.10:26). «Призвавшего… не по делам нашим, но по Своему изволению… прежде вековых времен» (2Тим.1:9).
Вера и святость подобны малым и большим ветвям в сравнении с корнем растения. Они сами не являются ни корнем, ни плодом; ни основанием, ни конечной целью. Они — результат роста корня и средство к формированию плодов. Так что вера и святость — это результат благодати и средство достижения славы. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру» (Еф.2:8). Вера не причина, а результат избрания.
Кроме того, если люди были избраны, потому что Бог видел, что они уверуют, зачем тогда было избирать их? Те, кто имеет веру, должны так или иначе быть спасены! Там, где уже есть вера, избрание не нужно! Но Писание во многих местах настаивает на факте избрания.
Павел наиболее просто разъясняет нам этот вопрос в Рим.9:10-23. Он также отвечает на мнимые возражения, возникающие против избрания, утверждая, что если Бог является Богом, Он должен иметь право делать то, что Он желает делать. Если человеческим царям разрешается делать что они хотят, должно ли Богу, Который правит всем, быть отказано в царских правах? Высшее совершенство Бога означает, что Он не может принимать неразумных решений, или несправедливо управлять, или строить Свои планы без любви.
Так, после внимательного рассмотрения владычества Бога, Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим.11:33). Что бы ни делал Бог, Он делает это как мудрый и сострадательный Отец. Почему же Он избрал некоторых, чтобы спасти, хотя никто этого не заслуживает? Потому что наш Творец милостивый! Но почему Он избрал одних, а не других? Потому что наш Творец имеет неоспоримое право делать то, что Он желает, с теми, кто Ему принадлежит.
Теперь я хочу рассмотреть, что Бог намеревался достигнуть, используя избирательную благодать. Слишком легко мы допускаем, что все, о чем беспокоится Бог, — это счастье избранных и мучение грешников. Это огромная ошибка. Это богохульно полагать, что в высшей степени добрый Бог получает удовольствие от страдания мучащихся грешников.
Библия ясно утверждает, что причина, по которой Бог действует посредством благодати, — это восхваление Его собственной славы. Когда Бог наказывает грешника, Он показывает, насколько Его чистая природа противостоит греху. Когда Бог спасает грешников от того, чего они заслуживают, Он показывает Свое удивительное и бесконечное милосердие. Поэтому все действия Бога демонстрируют какую-нибудь сторону Его славы. Божьи деяния осуществляются, «дабы вместе явить богатство славы Своей» (Рим.9:23).
Так что Бог делает то, что Он делает, для того чтобы показать Свою славу. И не только это. Способы, которыми Бог делает Свои дела, также показывают, как Он славен. Спасение грешников осуществляется посредством жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа, вечного Сына Божьего, и Святого Духа, действующего в жизни верующих, и дает им возможность таким образом быть святыми. Все эти деяния Бога — славные! Также все, что делает Бог, — неизменно и обязательно демонстрирует Его славу. Как? Предположим, Он может передумать, и тогда это должно привести либо к лучшему, либо к худшему. Если к лучшему, то, значит, Он 14 был не совсем разумным раннее. Если к худшему, то, значит, Он не разумен сейчас. Таким образом, тот факт, что Богу никогда не нужно менять Свое решение, — это еще одно свидетельство Его славного совершенства. Он всегда прав, Ему никогда не нужно меняться. «А кого Он предопределил… тех и прославил» (Рим.8:30). Если бы Бог мог передумывать, Павел не мог бы так уверенно утверждать это. Но так как о Боге, избирающем тех, кого Он хочет спасти, Библия говорит, что Он неизменный, мы знаем, что это также должно быть чудесной правдой.