Христиане и разногласия

Почему споры и разногласия иногда необходимы

Недавно я наблюдал, как одна молодая мамаша быстро и решительно отреагировала на мелкую ссору двух дошколят. Мамочка, не откладывая дело в долгий ящик, вынесла каждому участнику конфликта праведное и эффективное дисциплинарное взыскание. После этого она повернулась к двум «обвиняемым» и провозгласила окончательный приговор: «Никогда нельзя драться!»

Я, конечно, извиняюсь, мамаша, и прекрасно понимаю, что вы пытались этим сказать. Но такое наставление вряд ли поможет этим мальчуганам в будущем, когда они повзрослеют. Драться (бороться, подвизаться) можно, но им нужно будет научиться понять, когда нужно будет, как заповедано в Библии, «подвизаться добрым подвигом веры».

А что можно сказать о церкви? Бывают ли ситуации, когда отдельные христиане или целые церкви должны вступать в спор? Безусловно, ответ на этот вопрос утвердительный! Бывают ситуации, когда верующие имеют разногласия по очень серьезным вопросам, влекущим за собой далеко идущие последствия. В таких случаях споры – это неизбежный результат. Единственный способ избежать всяких споров – это перестать считать всякие убеждения настолько важными, чтобы бороться за них, а истину перестать считать достаточно дорогой, чтобы не идти на компромисс по вопросам истины.

Мы знаем, что Христос заботится о том, чтобы в Его церкви царил мир. В Иоанна 17, молясь о церкви, Иисус просит Отца уберечь овец Его стада и сохранить единство между ними, которое должно быть видно и неверующим. В то же время, Иисус ясно говорит, что Его церковь должна быть объединена и освящена истиной. Иными словами, нет подлинного единства, если нет единства в истине, открытой Богом.

Новозаветные авторы не пытаются скрывать от нас серьезную и важную полемику, происходившую среди ранних христианских общин и даже между христианскими руководителями. Апостолу Павлу пришлось защищать Евангелие, когда ему пришлось вступать в полемику с галатами за чистоту Евангелия (Гал. 1:6–9). В письме коринфянам (1 Кор. 5) ему пришлось прибегнуть к нелестным словам и вести спор о морали. Павлу пришлось противостать самому Петру по вопросу об обрезании язычников (Гал. 2:11–14). Иуда предупреждал и увещевал «подвизаться за веру» против врагов Евангелия (Иуды 3). Иоанн предостерегал церковь, что она стала настолько теплой и равнодушной к истине, что в споре никогда не смогла бы выстоять (Откр. 3:14–22).

История церкви также напоминает нам о необходимости споров, когда на кону оказывается истина Евангелия. Не раз и не два в истории случались критические моменты, в которые истину предстояло либо отстоять, либо отвергнуть. Церковь должна пристально смотреть на главенствующее в ней учение, и четко определять, соответствует ли оно Писанию. Это обычно порождает споры и полемику. И если бы церковь верила, что споров и полемики следует избегать любой ценой, у нас бы даже не было представления о том, что такое Евангелие.

К нашему стыду, в церкви очень часто наблюдались разделения, вызванные совершенно неоправданными спорами. Отдельные общины и целые конфессии разделялись по вопросам, которые в свете Слова Божьего не имели настолько большого значения. Более того, некоторые церкви только и ждут возникновения споров и противоречий, а некоторые члены и даже руководители церкви сами являются причиной разногласий. Это постыжает церковь и становится поводом для упреков, отвлекая Тело Христово от благовестия и ученичества.

Но как же нам узнать, стоит ли конфликт того, чтобы на него идти? Какой спор правильный, а какого следует избегать?

Единственный способ ответить на этот вопрос – обратиться к Священному Писанию и оценить важность спорных вопросов. Все вопросы, касающиеся истины, важны, но не все важны в одинаковой степени. Обойти вопросы по главным или существенным доктринам будет означать готовность отречься от чистоты Евангелия. В послании к Галатам Павел предупреждает церковь, не желавшую разбираться с доктринальными дебатами первостепенной важности, что, пойдя на подобный компромисс, она вскоре начнет проповедовать «иное благовествование». Церковь обязана серьезно относиться к спорам по таким фундаментальным вопросам учения как полная божественность и человечность Христа, природа Троицы, оправдание одной лишь верой, истинность Священного Писания. Если бы эти вопросы были обойдены вниманием, то Евангелие и авторитет Писания были бы сведены на нет. Подобные дебаты и споры происходили по вопросам первостепенной важности – без этих доктрин существование христианской веры невозможно.

Второй уровень важности – это доктрины, которые не относятся к фундаментальным аспектам Евангелия или призыву к покаянию и вере во Христа. В то же время они объясняют причину, по которой церкви разделились на деноминации. Разные конфессии возникли в результате разногласий по поводу крещения, церковного устройства и другим вопросам, которые неизбежно возникают в жизни церкви.

На третьем уровне находятся вопросы, которые можно обсуждать, по которым можно не соглашаться и даже спорить. Однако эти вопросы не должны приводить к разделению верующих на разные церкви и деноминации. В церквях и деноминациях должна вырабатываться библейская и духовная зрелость, которая поможет судить о степени важности разногласий и о том, какие споры допустимы, а какие нет.

В наше время политики часто говорят о том, что нельзя позволять, чтобы серьезный кризис пропал впустую. Точно так же церковь не должна допускать чтобы серьезный спор пропал впустую. Верная церковь должна стремиться к тому, чтобы споры и разногласия приносили пользу. Любые возникающие дебаты должны приводить церковь ко Христу и обращать ее внимание на Священное Писание, а верующие должны стремиться узнать, о чем учит Библия. Полемика и дебаты должны ставить церковь на колени, чтобы верующие в молитве искали согласие под водительством Святого Духа. Споры, если их правильно вести, послужат для церкви сигналом, предупреждающим о возможном наступлении апатии и о необходимости личного смирения.

Наконец, споры должны побудить Церковь молиться о том единстве, которое Христос обеспечит только тогда, когда прославит Свою церковь. Ей гряди, Господи Иисусе! А до тех пор, не будем позволять, чтобы споры пропали впустую.

_____________________

Источник: propovedi.ru

Альберт Молер
Д-р Р. Альберт Молер-младший является президентом Южной баптистской богословской семинарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *