Когда королева Мария Стюарт вышла замуж за французского дофина, народ опасался, что она может присоединить Шотландию к Франции. Чтобы противостоять королевскому могуществу и королевской испорченности, требовалось подлинное бесстрашие. Оно нашлось у Джона Нокса, человека вспыльчивого и раздражительного, который мог поссориться с кем угодно, но для Бога он был самым подходящим человеком, чтобы осуществить Реформацию в Шотландии, в которой Католическая церковь владела половиной земли и получала доходов в 18 раз больше, чем Корона.
Нокс родился в простой семье. Он изучал богословие и право в университете Глазго и Сент-Эндрюсском университете, правда образование так и не завершил. Благодаря простонародному воспитанию, он умел находить общий язык с людьми из низших слоев общества.
Сан католического священника он принял в 1536 году, но когда услышал, как Томас Джульяме проповедует идеи Реформации, стал протестантом. Новая вера так захватила его сердце, что он стал сопровождать в качестве охранника еще одного странствующего проповедника, Джорджа Уишарта, которого позднее по приказу католического кардинала сожгли на костре. Вскоре кардинала убили сторонники Уицарта. В этом убийстве Нокс не участвовал, но одобрял его, поэтому его тоже заточили в Сент-Эндрюсский замок.
Французский флот через некоторое время захватил замок и взял его узников в плен, так в течение 18 месяцев Нокс стал рабом на галере. Потом он был освобожден при обмене пленными, но бежал в Европу, к Жану Кальвину, когда на английский престол взошла Мария Тюдор.
В 1559 году вернувшись в Шотландию, Нокс стал пропагандировать Реформацию кальвинистского толка, критикуя все, что было связано с католицизмом. Его проповеди зачастую выглядели таким образом: полчаса он спокойно знакомил прихожан с библейским текстом, а потом яростно разъяснял его, стуча кулаком по кафедре и призывая шотландцев восстать против Рима. Он проповедовал с такой страстью, что однажды после его проповеди начались беспорядки. Избранный в Эдинбурге капелланом, он продолжал раздувать пламя протестантизма.
Парламент предложил ему и пяти его соратникам написать «Шотландское исповедание веры», которое вскоре было утверждено правительством, и Римская церковь оказалась в Шотландии вне закона.
К моменту смерти Нокса благодаря ему Шотландия стала самой кальвинистской страной в мире. О его значении для истории свидетельствуют слова королевы Марии Шотландской: «Молить Джона Нокса я боюсь больше, чем всех европейских армий».
Шотландский громовержец никого не боялся — ни королевы, ни папы, ни народных толп. Неистовая страстность Нокса напоминает нам ветхозаветных пророков, которые, провозглашая Божью истину, были не вежливыми и уклончивыми, а прямолинейными и убедительными. Нокса не заботили ни богатства, ни положение в обществе, ни личная безопасность — только служение Богу.
_______________________________________________
Источник: Рик Корниш, «История церкви. Коротко о важном.»