Слышали ли вы о «другом реформатском богословии»?
Многие представители реформатского возрождения знают только один аспект широкого исторического потока реформатского богословия, и, к сожалению, многие стереотипы о «кальвинизме» существуют из-за того, что наследие Жана Кальвина было неосознанно усечено. Слишком часто реформатское богословие определяется просто «пятью пунктами кальвинизма»: полная порочность, безусловное избрание, ограниченное искупление, неотразимая благодать и сохранение святых. Хотя акцент на том, что Бог спасает грешников, имеет значение, он не отражает всей полноты наследия реформатской мысли.
Два основных течения реформатского богословия развились из работ Жана Кальвина: шотландское кальвинистское течение и голландское реформаторское течение. Шотландская традиция делает большой акцент на доктринах спасения и ordo salutis (порядку спасения). Но голландская реформаторская традиция также подчеркивает мировоззрения, культурное взаимодействие и господство Иисуса над всеми аспектами жизни. Два потока не слились в той мере, в которой можно было бы ожидать, учитывая их общее происхождение.
Итак, давайте совершим небольшой экскурс в шотландские и голландские реформаторские богословские традиции.
Шотландская традиция
На ранних этапах Реформации пастор-богослов Джон Нокс (1514–1572) был частью группы, пытавшейся реформировать шотландскую церковь; его участие в ней, однако, привело к его тюремному заключению и, в конечном итоге, изгнанию. Находясь в изгнании, он отправился в место, где свою работу вел Жан Кальвин в Женеве, Швейцарии. Там Нокс увлекся доктриной предопределения. В конце концов Нокс вернулся в Шотландию и стал ключевой фигурой в основании Шотландской церкви, которая стояла у истоков пресвитерианства.
Последующие поколения в шотландской реформатской теологической традиции (включая английских пуритан, таких как Ричард Бакстер и Джон Оуэн) за проникновение в частную жизнь членов церкви, и за подавление искусства приобрели репутацию (не совсем справедливую) мрачных проповедников ада, практикующих суровую церковную дисциплину. Американские богословы, такие как великий Джонатан Эдвардс, также находились под влиянием шотландского богословия и философии и унаследовали подобного рода критику. В каждом из распространенных критических замечаний может быть доля правды, но сами практики возникли в результате уникальных культурных условий и не должны быть единственным мерилом, по которому судят о шотландском реформатском богословии. Часть шотландского реформатского богословия перешла к более жестким формам кальвинизма, но его первоначальное исповедание (Шотландское исповедание 1560 г.) поддерживало миссионерский характер церкви и евангелизационную направленность богословия. Реформатское учение шотландцев никогда не было отдельным от практической жизни. Шотландцы смотрели на Вестминстерское исповедание веры как на свой доктринальный стандарт (ниже Писания) и стремились применять эти великие богословские истины в своей повседневной жизни.
Голландская традиция
Кальвинизм пришел в Нидерланды во время третьей волны Реформации в 1560-х годах. Голландский кальвинизм внес свой вклад в Реформацию в качестве некоторых из наиболее важных ранних реформатских верований и конфессий: Бельгийское вероисповедание 1561 г. дало первоначальное определение голландской реформатской церкви; Гейдельбергский катехизис 1563 г. способствовал единству голландских и немецких реформаторов; и канон Дорта в 1619 г. служили реформатским вселенским собором. Со временем Голландская реформатская церковь свелась к теологическому либерализму. Затем, в конце 19 века, работа неокальвинистов, таких как Авраам Кайпер, Герман Бавинк и Луис Беркхоф, сформировала то, что сейчас известно как голландская реформатская школа богословия (о каждой из этих фигур со временем последуют статьи).
Хотя голландская реформатская мысль имеет много общего с более широкой реформатской традицией, ее отличают несколько особенностей. Некоторые из лучших резюме голландской реформатской мысли отражены во фразе Дугласа Уилсона «Все Христово для всей жизни» и в знаменитых словах Авраама Кайпера: «Во всей сфере нашего человеческого существования нет ни одного квадратного дюйма, над которым Христос, владыка над всем, не восклицал бы: «Мое!» Кайпер приводил доводы в пользу господства Христа над всей жизнью и призывал христиан не отвергать определенные области культуры и общества как «мирские». Он считал, что Бог установил структуры власти в разных сферах творения, и признание границ между этими сферами сохраняет и уравновешивает справедливость и порядок в обществе. По словам Кайпера, Божье правление на земле осуществляется через преданное культурное присутствие его церкви. Эта вера побуждала голландских богословов делать акцент на культурной деятельности христиан. Кайпер хотел, чтобы христиане поняли, что каждое мировоззрение имеет уникальные философские допущения и что христианские допущения определяют то, как верующие должны действовать во всех сферах жизни. В результате абсолютного суверенитета Бога христиане ощущают благодать Божию во всех аспектах жизни, а не только в церковной деятельности и богослужении. Вершиной голландского реформатского богословия, возможно, является «Систематическое богословие» Луи Беркхофа (полная открытость: я впервые пришел к реформатскому богословию, читая Беркхофа, когда мне было 17 лет). Голландское реформатское богословие разделяло важные основы богословской школы Старого Принстона (из шотландской кальвинистской традиции) в Соединенных Штатах, но они значительно различались в некоторых областях. Голландцы считали, что люди не обладают религиозно нейтральными, «объективными» мыслительными способностями. Это означало, что между верующими и неверующими не могло быть ничего общего. Это сделало апологетику скорее столкновением мировоззрений, чем спором о свидетельствах.
Дополняющий, не противоречащий
Может показаться, что шотландское и голландское течения реформатской церкви сильно расходятся в своих акцентах, но важно отметить существенно различающиеся культурные условия, в которых развивалась каждая из традиций. Голландские богословы столкнулись с тем, что церковь уступила модернистскому теологическому либерализму в 19 веке, и попытались найти культурный дом в своих новых поселениях в Соединенных Штатах. Таким образом, мы можем ожидать от них акцента на верховном правлении Христа над идеологиями дня и тщательного понимания культуры. В некотором смысле голландское реформаторское богословие применяло общие принципы Реформации. Шотландцы больше сосредоточились на основных доктринах Реформации, чем на их конкретном применении к новым культурным особенностям. Более того, шотландские реформаты перенесли первоначальную Реформацию в близлежащие регионы, что объясняет их упор на миссии. Тем не менее, даже при таких различных акцентах, как шотландские, так и голландские реформатские богословы сосредоточились на воспитании учеников и распространении Евангелия на окружающий их мир. Обе традиции представляют собой убедительные примеры для развития реформатского движения сегодня.
________________________________
Источник: ru.thegospelcoalition.org