Распространение легенд и мифов

Как и у многих крупных фигур в истории церкви, память о французском реформаторе Жане Кальвине была подвергнута различным искажениям, которые трансформировались в легенды и мифы, и которые начали достаточно широко распространяться.

Миф #1: Кальвин казнил Михаэля Сервета.

Дело Михаэля Сервета было заслушано в Женеве в 1553 году. Кальвин действительно был вовлечен в выдвинутые против него обвинения — (анабаптист Михаэль Сервет (ок. 1511-1553 гг.) упорно отрицал Троицу) — и его казнь на костре. Однако Кальвин ранее предупреждал Сервета не приезжать в Женеву, поскольку он, несомненно, будет арестован городским судьей. Но анабаптисты верили, что Бог послал его в Женеву, чтобы устроить что-то вроде диспута с Кальвином. Сервет только что бежал от инквизиции в Испании и смерти на костре. Он появился в Женеве несмотря на предупреждение Кальвина, был распознан во время богослужения в соборе Святого Петра и впоследствии арестован.

В то время Кальвин не был гражданином Женевы, поэтому у него не было политических полномочий инициировать судебный процесс над Серветом, не говоря уже о вынесении ему обвинительного приговора. На самом деле, Сервет был обвинен в ереси, а Кальвин был вызван в качестве свидетеля обвинения. Кальвин просил совет не сжигать Сервета, но совет хотел продемонстрировать свою независимость от Кальвина и решил казнить анабаптиста сожжением.

Теперь не то, чтобы я хотел приукрасить позицию Кальвина в этом деле. Даже в свое время реформатор Себастьян Кастеллио (1515-1563 гг.) справедливо противоречил Кальвину о казни Сервета. Тем не менее, необходимо четко понимать, что на самом деле сделал Кальвин, а что нет; аналогичным образом, необходимо понимать его действия в контексте своего времени.

Миф № 2: Тиран Кальвин осуществлял в городе власть, подобную ГУЛАГу, во время основного периода своей работы в Женеве с 1541 по 1564 год.

Тот факт, что Кальвин был вовлечен в страшную историю смерти Сервета на костре, дал ему репутацию после его смерти как кровожадного тирана, под началом которого Женева превратилась в своего рода исправительный лагерь.
Кальвин, безусловно, мог кусаться в своих словесных нападках на тех, кто, по его мнению, был еретиком и на его богословских оппонентов. Но нет причин полагать, что он пытался убить их. Из города были изгнаны такие люди, как Жером-Эрмес Большек (умер в 1584 г.) и Себастьян Кастельо (1515-1563 гг.), которые вели богословские сражения с Кальвином в Женеве. В этом контексте необходимо осознать, что большинство христианских деятелей XVI века — будь то протестанты или католики — считали ересь не просто странной интеллектуальной особенностью, а «клеймом нравственной развращенности», и, соответственно, ересь должна была быть удалена из общины, прежде чем она затронула все общество. Если бы женевское городское начальство оставило Сервета в живых после того, как он был признан и арестован в городе, это было бы воспринято противниками Реформации — особенно католической церковью — как доказательство того, что реформаторы были одинаково еретичны, раз уж они терпели эту ересь.

Кроме того, в начале 1550-х годов политическое положение Кальвина в Женеве все еще было нестабильным. Многие патриции города не доверяли французскому реформатору и с радостью воспользовались бы возможностью избавиться от него — как они это уже делали однажды в 1538 году. Фактически, один из сореформаторов Кальвина, Вольфганг Маскул (1497-1563 гг.), был убежден, что Сервет прибыл в Женеву именно для того, чтобы использовать разногласия между Кальвином и магистратом в своих целях. Хотя в 1550-х годах «глубокая ненависть Кальвина к Сервету была очевидна «, он просто не имел власти казнить еретика. Обвинение Ж.Б. Галиффе (автор 19 века) в том, что Кальвин был «тираническим священником», который «подчинил Женеву самому гнусному рабству», явно ложно, поскольку в нем полностью упускается из виду, насколько сильно была ограничена политическая власть Кальвина.

Однако были и другие люди, которые были казнены во время служения Кальвина в Женеве. Когда чума вспыхнула в Женеве в период между 1544 и 1545 годами, около 38 мужчин и женщин были обвинены в преднамеренном распространении чумы и впоследствии казнены — мы бы сказали сегодня: за биотерроризм. Кальвин, похоже, поверил обвинениям, выдвинутым против этих биотеррористов XVI века, которые были обвинены в размазывании чумной мази в замочных скважинах женевских домов!

Затем в 1547 году была казнь Жака Грюэ. Он был материалистом, возможно, и атеистом. Но он был казнен не из-за своих убеждений, а потому, что он угрожал жизни Кальвина, а также пытался спровоцировать переворот в городе. Неудивительно, что число казней, которые, как утверждается, произошли в Женеве во времена Кальвина, было преувеличено врагами Кальвина. В частности, цифры возросли в XVIII и XIX веках, когда кальвинизм часто подвергался нападениям.

Миф #3: Теологию Кальвина можно резюмировать аббревиатурой TULIP.

(TULIP: полное развращение; безусловное избрание; ограниченное искупление; непреодолимая благодать; неотступность святых)

Сторонники Кальвина неразумно помогли установить мифы о своем герое. Например, они приписали аббревиатуру TULIP своему знаменитому идолу, как инструмент для обобщения библейской сотериологии. На самом деле, однако, она начала использоваться лишь недавно и появилась на рубеже XX века . Основа теологии Кальвина, несомненно, опирается на два столпа: полный суверенитет Бога над каждой сферой творения и слава Божья как цель всех его действий и работы в пространстве и времени. Существуют обоснованные дебаты о том, представлял ли Кальвин «ограниченное искупление» или нет — я думаю, он это делал, — но этот вопрос не стоял в центре богословской мысли Кальвина. Поэтому совершенно бессмысленно использовать TULIP для того, чтобы им суммировать его богословие. Авраам Купер (1837-1920), голландский кальвинист, правильно сказал — и тем самым отразил мысль, высказанную Кальвином: «Ни один кусок нашего мира мысли не может быть герметически изолирован от остального, и нет ни одного квадратного сантиметра во всей сфере нашего человеческого бытия, о котором Христос, Господь над всеми, не восклицает: «Мое!»

Кальвин непреклонно настаивает на том, что человеческие дела бесполезны для нашего спасения, и страстно подчеркивает, что «слава Его должна быть сохранена в целости и сохранности». Спасение, основанное на человеческих делах, лишает Бога Его славы как единственного источника спасения. Кальвин правильно заметил: «Мы видим, как часто и как искренне Писание учит нас воздавать хвалу только Богу, когда речь идет о справедливости. Если для Мартина Лютера (1483-1546) ключевым вопросом был: «Как мне получить милостивого Бога?», то центральным вопросом для Кальвина был: «Как мне прожить жизнь во славу Божию?

Миф #4: Монергическая сотериология Кальвина приводит к склонности к антиномии.

С тех пор как Кальвин занялся этим вопросом — «Как я могу жить во славу Божию?». Это заставило его настаивать на том, что добрые дела необходимы в жизни христианина. Хотя никто не спасен в результате дел, Кальвин настаивал на том, что никто не будет спасен без них. Французский реформатор однажды отметил:

«Верующие никогда не примиряются с Богом, не получив дара освящения; разумеется, с этой целью мы оправдываемся, поклоняясь Богу в святости жизни. Ибо иначе Христос не омывает нас Своей Кровью и не примиряет нас с Богом, если не даст нам участия в Его Духе, обновляющем нас к святой жизни». (Corpus Reformatorum, Bd. 49, S. 104.)

Через силу обитающего в ней Святого Духа жизнь христианина должна быть святой и исполненной поистине добрых дел. Действительно, как отмечает Кальвин, Писание показывает нам Христа как образец, на котором должны строить свою жизнь Его последователи. Как реалист, Кальвин прекрасно понимает, что такая жизнь ученичества никогда не достигнет совершенства в этом мире. Но верующий должен стремиться «в искренней простоте» подойти к цели совершенной святости с постоянным, ежедневным прогрессом — цели, которая станет реальностью только в грядущем мире.

И как выглядит жизнь христианского ученичества, жизнь добрых дел? Для него характерно, прежде всего, самоотречение, осознание того, что христианин не принадлежит самому себе, а полностью Богу, а потому должен жить во славу Божью. По словам Кальвина:

«Закон Господень, несомненно, дает нам величайшее и превосходное руководство в ведении нашей жизни. Тем не менее, нашему Небесному Учителю было приятно сформировать Свое собственное в соответствии с правилом, которое Он установил в Законе. Главный принцип такого способа обучения заключается в следующем: верующие имеют полномочия «приносить свои тела в жертву, живую, святую и угодную Богу — таково их благоразумное поклонение! (согласно Рим. 12:1). … Сейчас великое дело, что мы освящены для Господа — чтобы в своих мыслях, речах, стремлениях и поступках мы не делали ничего, кроме того, что служит для Его славы! «

Миф №5: Кальвин не интересовался миссией.

Часто утверждалось, что Кальвин — как и реформаторы XVI века в целом — имел лишь недостаточно развитую миссиологию; эта миссия была предметом, о котором они почти не задумывались. Поэтому в этой аргументации говорится, что они заново открыли апостольское Евангелие, но у них не было видения, как довести его до конца земли. В некоторых кругах практически считается неопровержимым, что реформаторы не заботились о зарубежной миссии к неверующим и что среди них не было осведомленности о всеобъемлющем миссионерском характере церкви.

Однако теперь необходимо понять — как отметил Скотт Хендрикс — что Реформация в целом была попыткой «сделать европейскую культуру более христианской, чем она была до этого». Если хотите, это была попытка перевернуть веру, а именно — перехристианизировать Европу». С точки зрения реформаторов, эта ориентация включала в себя два взаимосвязанных убеждения. Во-первых, они считали, что христианство, которое они нашли в позднесредневековой Европе, в лучшем случае субхристианским, а в худшем — языческим. Кальвин так описал условия в своем ответе кардиналу Садоле (1539 г.):

«…свет божественной истины погас, Слово Божье погребено, то, что Христос приобрел для нас, глубоко забыто, пастырское служение нарушено». Между тем, безбожье распространилось настолько, что практически ни одна религиозная доктрина не осталась свободной от примесей, ни одна церемония, свободная от ошибок, ни одна часть поклонения — пусть даже малая — не была затуманена суеверием. (14 Scott Hendrix, „Rerooting the Faith: The Reformation as Re-Christianization“, in: Church History, Nr. 69, 2000, S. 561.)

Реформаторы действительно понимали свою задачу как миссионерскую: Они основали истинно христианские церкви.
Существует бесчисленное множество примеров миссионерского мышления Кальвина в его работах. В своем комментарии к Исаии 12:5, например, Кальвин рассматривает распространенное неправильное толкование Божьего суверенитета:

«[Исайя] показывает, что наш долг — возвещать благость Божью всем народам». Но когда мы увещеваем и ободряем других делать это, мы сами не должны сидеть сложа руки в одно и то же время, но вполне уместно, чтобы мы сами подавали пример другим; ибо нет ничего более абсурдного, чем бездельничающие и ленивые люди, которые хотят заставить других прославлять Бога. (John Calvin, Commentary on the Book of the Prophet Isaiah, übers. von William Pringle, Edinburgh: Calvin Translation Society, 1851, Bd. 1, S. 403).

Кальвин был справедливо убежден в том, что важнейшим способом, с помощью которого Бог использует свой народ для обращения других людей, является молитва — с их молитвами об обращении неверующих. По словам Кальвина, Бог «приглашает нас молиться о спасении неверующих « (Elsie McKee, „Calvin and Praying“, S. 133); более того, Священные Писания, такие как 1 Тимофею 2:4, призывают нас «не переставать молиться за всех людей вообще»(Elsie McKee, „Calvin and Praying“, S. 138) .

Например, каждая из его проповедей о Бытие заканчивается молитвой, в которой говорится нечто подобное: «Пусть [Бог] дарует Свою [спасительную] благодать не только нам, но и всем народам и нациям земли» : «Мы просим Тебя сейчас, Боже милостивый и милосердный Отец, за всех людей во всех местах».

В литургии, которую Кальвин составил для своей церкви в Женеве, присутствует эта молитва:

«Ибо Твоя воля — быть признанным Спасителем всего мира через искупление, полученное Твоим Сыном Иисусом Христом, даруй тем, кто все еще отчужден от Его познания, кто находится во тьме и пленении, к заблуждениям и невежеству, чтобы просвещение Твоего Святого Духа дошло до них и провозглашение Твоего Евангелия, правильного пути искупления, который состоит в том, чтобы познать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал!» (Elsie McKee, „Calvin and Praying“, S. 139.)

Здесь же следует отметить, что Кальвин и пасторы Женевы продвинули евангелизационную работу европейской Реформации через публикации. После смерти Кальвина его интерес к христианской литературе привел к тому, что в Женеве было создано не менее 34 типографий, печатающих Библию и христианскую литературу на различных европейских языках. Особенно в 1550-х годах в Женеве был настоящий поток библейских изданий и переводов. К ним относятся, например, греческий Новый Завет Роберта Эстенна (1551 г.), который впервые разделил текст на стихи; новое издание Вульгаты; перевод на итальянский и испанский языки в 1555 и 1556 гг. соответственно; и, по крайней мере, 22 издания Библии на французском языке. А полный английский перевод Библии был напечатан между 10 апреля и 30 мая 1560 года — Женевская Библия, которая стала основой раннего английского пуританства.

Кальвин очень заботился о евангелизации своей родной страны, Франции, и своих французских соотечественников. По оценкам, к 1562 году во Франции было основано около 2150 общин, насчитывающих около 2 миллионов членов. Многие из них были обращены по свидетельству мужчин, прошедших подготовку в Женеве . Эти 2 миллиона человек составляли около 50% представителей высшего и среднего класса, т.е. всего 10% от общей численности населения. Этот рост примечателен, особенно если учесть, что в начале 1530-х годов, во время обращения Кальвина, во Франции, вероятно, насчитывалось всего несколько тысяч протестантов.

Но Кальвин заботился не только о Франции, но и о реформации Церкви в Шотландии, Англии и Испании, а также в Польше, Венгрии и Нидерландах. Он даже способствовал миссионерской деятельности в Бразилии в 1555 году, но это было неудачей. Примечательно, что современный летописец (и участник этой миссионерской деятельности в Бразилии) Жан де Лери описывает реакцию женевской общины, когда они услышали о такой возможности в Бразилии: «Когда женевская община услышала эту новость, они сразу же поблагодарили Бога за распространение Царства Иисуса Христа в такую далекую и столь чуждую страну, а также в страну, которая до сих пор совершенно не знала истинного Бога».

_________________

Оригинал статьи www.crossway.org 

 

Поделиться
Написал Майкл Хейкин
Профессор церковной истории в Южной Баптистской Теологической Семинарии (Луисвилл, Кейсин, США)