Профессор Дж. Гёрстнер, мой многоуважаемый наставник, мог совершенно по особенному привлечь моё внимание к некой проблеме и помочь мне лучше разобраться в ней. Я до сих пор помню, как сказал ему, что проблема зла — это неразрешимая проблема. Я отметил, что до сих пор самые лучшие апологеты и теологи церкви не смогли ответить на вопрос о существовании зла в этом мире, и сказал, что не думаю, что этот вопрос может быть решён кем-либо до того как Бог откроет нам это в вечности. В ответ, он сделал мне выговор: «С чего ты взял, что проблема зал никогда не будет решена? Может это будешь ты или какой-нибудь другой мыслитель, которого Бог назначит для этого дела?».
При всём моём уважении к профессору Гёрстнеру, я думаю, что он сильно переоценивал своих студентов. С тех пор, я не изменил своего мнения об этом вопросе. За многие годы моего преподавания философии, апологетики и теологии, я много раз беседовал с людьми, проходящими через период страданий, и полный ответ на проблему зла всегда ускользал от меня. Кроме того, последние события ещё больше выдвигают эту проблему на передний план. Только за прошедший год мы столкнулись со взрывом бомбы на бостнском марафоне и со стрельбой по детям в начальной школе в Коннектикуте (статья написана в 2013 году, прим. пер.). А недавний ураган Сэнди погубил почти 300 человек в северо-восточной части США. К этому можно добавить и сотни тысяч погибших от цунами в 2004 и в 2011гг. И этот список можно продолжать почти бесконечно.
Если возложить ответственность за зло на людей, то оно становиться более понятным, не удивительно, что злые люди совершают плохие поступки. Но вопрос с природными явлениями — это настоящая проблема. Как надо воспринимать естественные природные катаклизмы, которые в равной мере уносят жизни старых, и молодых, здоровых и больных? Многие люди, даже христиане, задаются вопросом: «Как же благой Бог мог допустить это?»
И «ответов» на эти вопросы существует великое множество. Из самых лучших соображений многие люди создали свои собственные теодицеи — системы, которые объясняли присутствие зла в мире и оправдывали Бога. Так например, философ 18 века Готтфрид Лейбниц, написал книгу «Теодицея», где пытался объяснить присутствие зла тем, что мы живём в «самом лучшем из миров, который [Бог] смог создать». Другие мыслители объясняли зло как нечто необходимое для воспитания в нас добродетели или для сохранения свободной воли человека. Все эти ответы можно оценить лишь как неудовлетворительные, к тому же они обычно приписывают Богу не абсолютный суверенитет, а ограниченный.
Я не думаю, что Бог открыл нам полный и окончательный ответ на вопрос о зле и страданиях. Но это не значит, что Он не дал нам никакой информации по этому вопросу. И Писание может помочь нам в этом.
Первое, зло — это не иллюзия, оно слишком реально в нашем мире. Некоторые религии учат, что зла не существует, но Библия никогда не скрывала от нас истину о страданиях и боли. Более того, люди, описанные в Библии показывают нам, что отказ воспринимать зло — это не правильный ответ на его присутствие. Они рвут на себе одежды, открыто причитают пред Богом и по настоящему плачут. Наш Спаситель Сам прошёл Свой крестный путь на казнь и был назван Мужем Скорбей, изведавшим горе.
Второе, Бог не капризен и своеволен. Он не действует иррационально, Он не позволяет и не совершает никакого насилия без цели. Это не значит, что мы всегда будем знать, зачем произошло то или иное печальное событие. И не зная всех причин, стоящих за неким бедствием или злом, мы не можем напрямую связывать вину или грех человека и свалившееся на него несчастье. Такие места Библии как Книга Иова и Ин. 9 удерживают нас от безоговорочных выводов о том, что боль является специфическим наказанием за определённый грех. Это значит, что когда происходит необъяснимое бедствие, мы должны придерживаться слов Мартина Лютера: «позвольте Богу быть Богом». Иов страдал, но сказал: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21). И это было не поверхностное проявление набожности или отрицание боли. Нет, Иов кусал свои губы и изо всех сил старался быть верным Богу во всех своих страданиях и болях. Иов знал, кто такой Бог, и отказался проклясть Его.
Третье, это не самый лучший из возможных миров. Этот мир грешен. Страдания вошли в мир только потому, что грех запятнал прекрасное и благое творение. Конечно же, это не значит, что все страдания связаны с определёнными грехами, или что мы можем провести прямую связь между греховностью человека и тем, насколько он должен страдать. Тем не менее, страдания связаны со всеми теми грехами, которые люди совершают в мире. До тех пор, пока творение страдает от рук человека, оно отвечает злом. Библия говорит нам, что творение злиться на своих хозяев-людей. Вместо того, чтобы мудро использовать ресурсы земли и восполнять их утрату, мы просто эксплуатируем их и загрязняем свою среду обитания. И до второго пришествия Христа с новой землёй и новыми небесами, нам придётся страдать от бурь, землетрясений и наводнений. До тех пор, мы можем только мечтать об обновлении мира.
И последнее, зло не безгранично. Христиане никогда не отвергали ужас зла, но и не признавали его силу равной или большей, чем сила Бога. Писание говорит, что зло будет побеждено. Творение стенает и ждёт окончательного искупления, и эти стенания не напрасны. Над всем творением стоит воскресший Христос — Христос Победитель, который покорил себе все силы зла и в конце обновит всё, что существует.
____________________________
Оригинал статьи на ligonier.org