Ради кого умер Христос?

«Мы говорим, что Христос умер так, что он безошибочно обеспечил спасение множества людей, которых никто не может сосчитать, которые через смерть Христа не только могут быть спасены, но и спасены, должны быть спасены и ни в коем случае не могут подвергнуться опасности быть кем угодно, только не спасенными».
Чарльз Сперджен

Было время, когда я называл себя “кальвинистом по 4 пунктам”. Есть много людей, которые используют этот термин, и почти все время один пункт из пяти, который они отвергают, — это ужасное, ужасное «Л» (L — TULIP) — Ограниченное искупление (Limited Atonement). Просто в этом термине есть что-то такое, что звучит не совсем правильно. Как может быть ограничено искупление Христа? И это именно то, что я говорил до тех пор, пока не начал серьезно задумываться над всем этим вопросом. По моему опыту, большинство из тех, кто отвергает конкретное или ограниченное искупление Христа, на самом деле не верят в полное господство Бога, или полную порочность человека, или безусловное избрание Бога. Большинство возражений, которые выдвигаются против этой доктрины, на самом деле являются возражениями против одного из предыдущих пунктов, а не против самого ограниченного искупления.

“Прорыв” в моих размышлениях произошел после прочтения книги Эдвина Палмера, Пять пунктов кальвинизма. [Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1980), с. 41-55.] Когда я вел радиопрограмму об истине Божьей избранной благодати, звонивший бросил мне вызов по поводу смерти Христа. “Зачем Христу умирать за весь мир, если Бог не собирался спасать всех?” Я посмотрел на своего соведущего, а он посмотрел на меня, и я сделал мысленную пометку подробнее изучить этот конкретный вопрос. Я схватил книгу Палмера, как только вернулся домой, и начал читать главу об искупительном деле Христа.

Я стал полным “пятипунктником”, прочитав следующий раздел: Вопрос, на который нужен точный ответ, таков: сделал Он это или нет? Действительно ли Христос принес заместительную жертву за грехи или нет? Если бы Он это сделал, то это было бы не для всего мира, ибо тогда весь мир был бы спасен. (Палмер, Пять пунктов кальвинизма, с. 47.)

Я был поставлен перед решением. Если бы я придерживался “универсального” искупления, то есть, если бы я сказал, что Христос умер заместительно вместо каждого отдельного мужчины и женщины во всем мире, то я был вынужден либо сказать, что 1) все будут спасены, либо 2) смерти Христа недостаточно для спасения без дополнительных дел. Я знал, что не желаю верить в то, что смерть Христа не может спасти вне человеческих действий. Поэтому я должен был понять, что смерть Христа была совершена от имени избранных Божьих, и что она действительно исполняет свое намерение, она исполняет спасение тех, для кого это сделано. В этот момент я понял, что все это время “ограничивал” искупление.

На самом деле, если вы не верите в реформатскую доктрину “ограниченного искупления”, вы все равно верите в ограниченное искупление! Как же так? Если вы не универсалист (то есть, если вы не верите, что все будут спасены), тогда вы верите, что искупление Христа, если оно совершено для всех людей, ограничено по своему действию. Вы верите, что Христос может умереть вместо кого-то, и все же этот человек все еще может быть потерян для вечности. Вы ограничиваете силу и эффект искупления. Я ограничиваю лишь область применения искупления, говоря при этом, что его сила и действие безграничны!

Один писатель хорошо выразил это, когда сказал: «Пусть в этом вопрос не будет недоразумений. Арминианин ограничивает искупление так же определенно, как и кальвинист. Кальвинист ограничивает его масштабы тем, что он говорит, что она применима не ко всем людям…в то время как арминианин ограничивает его силу, поскольку он говорит, что само по себе она фактически никого не спасает. Кальвинист ограничивает его количественно, но не качественно; арминианец ограничивает его качественно, но не количественно. Для кальвиниста это похоже на узкий мост, который перекрывает всю реку; для арминианца это похоже на большой широкий мост, который проходит только половину пути. На самом деле, арминианин налагает более строгие ограничения на дело Христа, чем кальвинист». (Лоррейн Бетнер, Реформированная доктрина предопределения, Филипсбург, Нью-Джерси: Пресвитерианское и реформированное издательство, 1932., с. 153.).

Поэтому мы не говорим о том, чтобы представить какое-то ужасное ограничение дела Христа, когда говорим об “ограниченном искуплении”. На самом деле, мы на самом деле представляем гораздо более широкий взгляд на работу Христа на Голгофе, когда говорим, что смерть Христа действительно чего-то достигает в реальности, а не только в теории. Мы считаем, что искупление было реальным, действительным, замещающим, а не возможным, теоретическим, которое по своей эффективности зависит от действий человека. И, как человек, который часто делится Евангелием с людьми, вовлеченными в ложные религиозные системы, я скажу, что библейское учение об искуплении Христа — это мощная истина, которая является единственным посланием, оказывающим реальное влияние на многие еретические учения о Христе, существующие сегодня в нашем мире. Иисус Христос умер за тех, кого Отец от Вечности постановил спасти. Существует абсолютное единство между Отцом и Сыном в деле спасения Божьих людей. Отец предопределяет их спасение, Сын умирает вместо них, а Дух освящает их и приводит в соответствие с образом Христа. Это последовательное свидетельство Писания.

Намерение искупления

Почему Христос пришел, чтобы умереть? Пришел ли Он просто для того, чтобы сделать спасение возможным, или Он действительно пришел, чтобы получить вечное искупление (Евр. 9:12)? Давайте рассмотрим некоторые отрывки из Священного Писания в ответ на этот вопрос.
Ибо Сын Человеческий пришел искать и спасать то, что было потеряно (Лк. 19:10).

Здесь Сам Господь Иисус говорит о причине Своего пришествия. Он пришел, чтобы искать и спасать потерянных. У немногих есть проблемы с Его поисками; у многих есть проблемы с мыслью, что Он действительно выполнил всю Свою миссию. Иисус, однако, ясно дал понять, что Он пришел на самом деле спасти заблудших. Он сделал это Своей смертью.

Вот заслуживающее доверия высказывание, которое заслуживает полного признания: Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, из которых я худший (1 Тим. 1:15). Павел утверждает, что цель пришествия Христа в мир состояла в том, чтобы на самом деле спасти грешников. Ничто в словах Павла не приводит нас к выводу, который так популярен сегодня, — что смерть Христа просто делает спасение возможностью, а не реальностью. Христос пришел спасти. Так Он это сделал? И как Он это сделал? Разве это не было вызвано Его смертью? Совершенно определенно. Искупительная смерть Христа дарует прощение грехов всем тем, для кого она совершена. Вот почему пришел Христос.

Ходатайственное дело Христа

«Но поскольку Иисус живет вечно, у Него есть постоянное священство. Поэтому он способен полностью спасти тех, кто приходит к Богу через Него, потому что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:24-26). Новый Завет тесно связывает деятельность Христа как нашего Первосвященника и заступника с Его смертью на кресте. В этом отрывке из Послания к Евреям нам говорится, что Господь Иисус, поскольку Он живет вечно, имеет неизменное или постоянное священство. Он не похож на старых священников, которые умерли, но Он совершенный Священник, потому что Он остается навсегда. Благодаря этому Он способен полностью спасти тех, кто приходит к Богу через Него. Почему? Потому что Он всегда живет, чтобы ходатайствовать за них.

Теперь, прежде чем рассмотреть связь смерти Христа с Его заступничеством, я хочу подчеркнуть тот факт, что Библия говорит, что Христос способен полностью спасти людей. Он не ограничивается просто второстепенной ролью великого Учителя, который дает человеку возможность спастись самому. Те, кто приблизится к Богу через Христа, найдут в Нем полное и совершенное спасение. Кроме того, мы должны помнить, что Христос ходатайствует за тех, кто приближается к Богу. Я чувствую, что очевидно, что Христос не ходатайствует за тех, кто не приближается к Богу через Него. Ходатайство Христа совершается от имени народа Божьего. Сейчас мы увидим, насколько это важно.
На каком основании Христос ходатайствует перед Отцом? Стоит ли Он перед Отцом и просит Его забыть о Его святости, забыть о Его справедливости и просто забыть о грехах людей? Конечно нет. Сын ходатайствует перед Отцом на основании Своей смерти. Ходатайство Христа основано на том факте, что Он умер как замена Божьему народу, и, поскольку Он понес грехи Его людей в Своем теле на дереве (1 Пет. 2:24), Он может представить Свою жертву Отцу вместо них и ходатайствовать за них на этом основании. Сын не просит Отца компрометировать Его святость или просто оставить грех без внимания. Христос позаботился о грехе на Голгофе. Как мы читаем в Евр. 9:11-12: «Когда Христос пришел как Первосвященник всех благ… Он прошел через большую и более совершенную скинию, которая не создана человеком, то есть не является частью этого творения. Он вошел не через кровь козлов и телят, но он вошел в Самое Святое Место раз и навсегда со Своей собственной кровью, получив вечное искупление».

Когда Христос вошел во Святое Святых, Он сделал это со “Своей кровью”. Когда Он сделал это, нам говорят, что Он “обрел вечное искупление”. Это опять же не теоретическое утверждение, а констатация факта. Христос вошел в Святая Святых не для того, чтобы попытаться получить искупление для Своего народа! Он вошел, уже выполнив это. Так что же Он делает? Является ли Его дело ходатайства еще одним делом бок о бок с Его жертвенной смертью? Является ли Его смерть неэффективной без этой “другой” работы? Ходатайство Христа — это не вторая работа за пределами Его смерти. Скорее, Христос представляет Отцу Свою совершенную жертву. Он наш Первосвященник, и жертва, которую Он приносит вместо нас, — это жертва Самого Себя. Он наш Защитник, как сказал Иоанн: «Мои дорогие дети, я пишу это вам, чтобы вы не согрешили. Но если кто-то грешит, у нас есть Тот, Кто говорит с Отцом в нашу защиту — Иисус Христос, Праведный. Он искупительная жертва за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2:1-2. [Этот отрывок часто используется для отрицания конкретные искупление Христа; но, если привести для сопоставления параллельное место в Иоан.11:51-52, станет понятно, что Иоанн означает “Мир” будут приниматься в том же смысле, что для нас в Откр. 5:9-11, где смерть Христа искупила для Бога людей “из всякого колена и языка, и народа и племени”, то есть от всего мира.]

Искупительная смерть Христа явно связана с Его защитой перед Отцом. Поэтому мы можем видеть следующие истины:

1) Невозможно, чтобы Сын не заступился за всех, за кого Он умер. Если Христос умирает как их Заместитель, как Он мог не принести Свою жертву вместо них перед Отцом? Можем ли мы действительно верить, что Христос умер бы за кого-то, кого Он не собирался спасать?
2) Невозможно, чтобы тот, за кого не умер Сын, мог получить заступничество Христа. Если бы Христос не умер за определенного человека, как бы Христос мог ходатайствовать за этого человека, если бы у Него не было оснований искать милости Отца?
3) Невозможно, чтобы кто-либо, за кого ходатайствует Сын, мог погибнуть. Можем ли мы представить себе Сына, умоляющего Отца, представляющего Свое совершенное искупление от имени человека, которого Он хочет спасти, и Отца, отвергающего ходатайство Сына? Отец всегда слышит Сына (Иоан. 11:42). Разве Он не услышал бы мольбы Сына во имя всего, что Сын желает спасти? Кроме того, если мы веруем, что Христос может заступиться за кого-то, кого Отцу не спасти, то мы должны верить, либо 1) что есть разногласия в Боге, и Отец желает одного, сын другого, или 2) что Отец не способен делать то, что Сын желает сделать. Обе позиции совершенно невозможны.
То, что Христос не действует как Первосвященник для всех людей, ясно видно в Его “Молитве первосвященника” в Иоан.17. Господь четко проводит различие между “миром” и теми, кто принадлежит Ему на протяжении всей молитвы, и ст. 9 делает нашу точку зрения очень сильной: Я молюсь за них. Я молюсь не за мир, а за тех, кого ты дал мне, ибо они Твои. Когда Христос молится Отцу, Он молится не за “мир”, а за тех, кто был дан Ему Отцом (Иоан. 6:37).

За кого умер Христос?

Существует ряд Священных Писаний, которые учат нас, что масштабы смерти Христа были ограничены избранными. Вот некоторые из них.
Точно так же, как Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать Свою жизнь в качестве выкупа за многих (Мтф. 20:28). “Многие”, за которых умер Христос, являются избранниками Божьими, как и говорил Исайя задолго до этого: «Своим знанием Мой праведный Слуга оправдает многих, и Он понесет их беззакония» (Ис. 53:11)

Господь Иисус ясно дал понять, что Его смерть была за Его народ, когда Он говорил о Пастыре и овцах: «Я добрый пастырь. Добрый пастырь отдает свою жизнь за овец … Точно так же, как Отец знает меня, и я знаю Отца — и Я отдаю Свою жизнь за овец» (Иоан. 10:11, 15). «Добрый Пастырь отдает Свою жизнь за овец. Все ли люди-овцы Христовы? Конечно, нет, ибо большинство людей не знают Христа, а Христос говорит, что Его овцы знают Его» (Иоан. 10:14). Далее, Иисус специально сказал иудеям, которые не верили в Него: “Но вы не верите, потому что вы не Мои овцы” (Иоан. 10: 26). Обратите внимание, что в отличие от идеи, что мы верим и поэтому делаем себя овцами Христа, Иисус говорит, что они не верят, потому что они не Его овцы! Быть ли одним из овец Христа-это решение Отца (Иоан. 6:37, 8:47), а не овец!

«Так же, как Христос возлюбил нас и отдал себя за нас как благоухающее приношение и жертву Богу….мужья, любите своих жен, так же, как Христос возлюбил Церковь и отдал себя за нее, чтобы сделать ее святой, очистив ее омовением водой через слово, и представить ее Себе как сияющую Церковь, без пятна, морщины или любого другого порока, но святую и непорочную» (Еф. 5:2, 25-27).

Христос отдал Себя за Свою Церковь, Свое Тело и все это для того, чтобы очистить ее и сделать ее святой. Если бы это было Его намерением для Церкви, почему Он отдал бы Себя за тех, кто не принадлежит к Церкви? Разве Он не хотел бы, чтобы эти “другие” тоже стали святыми? И все же, если Христос умер за всех людей, есть много, много тех, кто останется нечистым на всю вечность. Была ли смерть Христа недостаточной, чтобы очистить их? Конечно, нет. Имел ли Он в виду другую цель, умирая за них? [Я здесь не отрицаю, что смерть Христа имела последствия для всех людей, в действительности, для всего творения. Я верю, что Его смерть действительно является частью “подведения итогов всего сущего” во Христе. Но мы говорим здесь исключительно о спасительном эффекте заместительного искупления Христа. Можно сказать, что смерть Христа оказывает влияние на тех, для кого она не предназначалась в качестве искупительной жертвы.] Нет, Его жертвенная смерть во имя Своей Церкви приводит к ее очищению, и это то, что Он предназначил для всех, за кого Он умер.
Тот, Кто не пощадил Своего собственного Сына, но предал Его за всех нас, — как же Он не даст нам вместе с ним милостиво все? Кто выдвинет обвинение против тех, кого избрал Бог? Есть Бог, Который оправдывает. Кто осуждает? Есть Христос Иисус, Который умер — более того, Который был воскрешен к жизни — находится одесную Бога и также ходатайствует за нас (Рим. 8:32-34).

Отец отдал Сына вместо нас. Кто является “нашим” в этом отрывке? В тексте говорится, что это “те, кого избрал Бог”, то есть избранные Богом. Опять же, ходатайственная работа Христа одесную Отца представлена в совершенной гармонии со смертью Христа: те, за кого умер Христос, — это те, за кого Он ходатайствует. И, как показывает этот отрывок, если Христос ходатайствует за кого-то, кто может выдвинуть обвинение против этого человека и надеяться увидеть его осужденным? Итак, мы видим то, что видели раньше: Христос умирает вместо кого-то, Он ходатайствует за них, и они безошибочно спасаются. Дело Христа завершено и совершенно. Он — могущественный Спаситель, и Он никогда не терпит неудачи в достижении Своей цели.

Большей любви нет, чем если кто положил свою жизнь за своих друзей (Иоан. 15:13). Все ли друзья Христа? Все ли владеют Его именем? Все ли склоняются перед Ним и принимают Его как Господа? Все ли исполняют Его заповеди (Иоан.15:14)? Значит, не все Его друзья.
Пока мы ждем благословенной надежды — славного явления нашего великого Бога и Спасителя Иисуса Христа, Который отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого зла и очистить для себя народ, который является Его собственным, стремящимся творить добро (Тит 2:13-14). Как замещающий элемент креста (отдал себя за нас), так и его цель (искупить нас…для очищения) с властью представлены Титу. Если бы целью Христа было искупление и очищение тех, за кого Он умер, разве это не могло бы произойти?

Она родит сына, и ты должен дать Ему имя Иисус, потому что Он спасет Свой народ от их грехов (Мтф. 1:21). Христос спасет Свой народ от их грехов. Я спрашиваю то, что Эдвин Палмер спрашивал меня раньше: спас ли Он Свой народ или нет?

Я был распят со Христом, и я больше не живу, но Христос живет во мне. Жизнью, которой я живу в теле, я живу верой в Сына Божьего, Который любил меня и отдал себя за меня (Гал. 2:20). Это общее исповедание каждого истинно верующего во Христа. Мы умерли вместе с Ним, нашим Заместителем, тем, кто любил нас и отдал Себя ради нас.

Итак, мы видели, что Слово учит, что Христос умер за многих, за Своих овец, за Церковь, за избранных Божьих, за Своих друзей, за народ, ревностный к добрым делам, за Свой народ, за каждого христианина.

Усовершенствованные и освященные

Совершенно очевидно, что можно было бы заполнить целые тома исследованием искупления Христа. [Читателю настоятельно рекомендуется приложить усилия, чтобы полностью прочитать классическую работу в этой области: «Смерть от смерти в смерти Христа» Джона Оуэна из «Знамени истины», для полного обсуждения вопросов, связанных с искуплением Христа.] В наши цели не входит делать это здесь. Вместо этого мы завершим наш краткий обзор Священного Писания этими словами из Евр. 10:10-14: И по этой воле мы стали святыми через жертву тела Иисуса Христа раз и навсегда. День за днем каждый священник стоит и исполняет свои религиозные обязанности; снова и снова он приносит одну и ту же жертву, которая никогда не сможет отнять грехи. Но когда этот Священник принес на все времена одну жертву за грехи, Он сел одесную Бога. С тех пор Рн ждет, чтобы его враги стали его подножием, потому что одной жертвой Он навсегда сделал совершенными тех, кого делают святыми.

В то время как мы видели много логических причин для веры в ограниченное искупление и мы видели много ссылок на смерть Христа от имени Его народа, этот отрывок, прежде всего, обращенный ко мне, делает учение обязательным. Внимательно слушайте то, что нам говорят. Во-первых, каков эффект от уникальнй жертвы тела Иисуса Христа? Что говорит нам ст. 10? ” Мы стали святыми», или, как можно было бы перевести по-другому, “Мы были освящены”. Греческий язык использует здесь совершенное время, указывающее на прошедшее и завершенное действие. Смерть Христа на самом деле делает нас святыми. Верим ли мы в это? Действительно ли смерть Христа освятила тех, для кого она была совершена? Или это просто дало им возможность стать святыми? Опять же, это вопросы, от которых нелегко отказаться. Автор продолжает описывать, как этот Священник, Иисус, сел по правую руку от Бога, в отличие от старых священников, которым приходилось снова и снова совершать жертвоприношения. Его работа, напротив, совершенна и полна. Он может отдохнуть, ибо одной Своей жертвой Он сделал совершенными тех, кто переживает освящающую работу Духа в своей жизни. Он сделал их совершенными, завершенными. Этот термин относится к завершению, отделке. Опять же, верим ли мы, что смерть Христа делает это? И если мы видим ясное учение Писания, готовы ли мы изменить наши убеждения и наши методы провозглашения Евангелия, чтобы они соответствовали истине?

А как же вера?

Мимоходом необходимо затронуть одно общее убеждение. Многие, кто верит в “универсальное” или неконкретное искупление, утверждают, что, хотя Христос умер за всех, Его искупление эффективно только для тех, кто верит. Мы еще обсудим тот факт, что вера сама по себе является даром Божьим, данным только избранным Божьим. Но пока мы полагаемся на великого пуританского писателя Джона Оуэна в ответе на этот вопрос:

«К этому я могу добавить эту дилемму для наших универсалистов: Бог отвратил Свой гнев из-за того, что Христос претерпел муки ада либо за все грехи всех людей, либо за все грехи некоторых людей, либо за некоторые грехи всех людей. Если последнее, некоторые грехи всех людей, то пусть все люди ответят за некоторые грехи, и поэтому никто не спасется; ибо, если Бог вступит с нами в суд, хотя бы со всем человечеством за один грех, никакая плоть не должна быть оправдана в его глазах: “Если Господь отметит беззакония, кто устоит?” (Пс. 130. 3)…Если второе, то это то, что мы утверждаем, что Христос вместо них и в их комнате пострадал за все грехи всех избранных в мире. Если первые, то почему тогда не все освобождены от наказания за все свои грехи? Вы скажете: “Из-за их неверия они не поверят”. Но это неверие, это грех или нет? Если нет, то почему они должны быть наказаны за это? Если это так, то Христос понес наказание из-за этого или нет. Если это так, то почему это должно мешать им больше, чем другие их грехи, за которые он умер, приняв плод своей смерти? Если он этого не сделал, значит, Он не умер за все их грехи. Позвольте им самим выбрать, какую роль они будут исполнять». (Джон Оуэн, Смерть смерти в смерти Христа, Лондон: Знамя истины, 1985, с. 61-62.)

Вывод

Некоторые возражают против доктрины ограниченного искупления на очень прагматичных основаниях. “Эта доктрина разрушает евангелизацию, потому что вы не можете сказать людям, что Христос умер за них, потому что вы этого не знаете!” И все же мы спрашиваем, есть ли преимущество в том, чтобы представить людям искупление, которое является теоретическим, Спасителя, чья работа не завершена, и Евангелие, которое является лишь возможностью? Какого рода воззвание Бог будет чтить Своим Духом: то, которое предназначено для поиска “успеха”, или то, которое связано с истиной Слова Божьего? Когда Апостолы проповедовали Евангелие, они не говорили: “Христос умер за всех людей повсюду, и вам предстоит сделать Его работу действенной”. Они учили, что Христос умер за грешников и что долг каждого человека — покаяться и поверить. Они знали, что только Божья благодать может привести к покаянию и вере в человеческом сердце. И отнюдь не это было «помехой» для их благовестнического труда, за этим стояла сила! Они провозгласили «могущественного» Спасителя, Чьего дела вполне достаточно, и Который целиком и полностью спасает людей! Они знали, что Бог хочет привести людей к Себе, и, поскольку Он является властелином вселенной, на земле нет силы, которая удержала бы Его руку! Теперь есть прочная основа для евангелизации! И что может быть большим утешением для сердца, терзаемого чувством вины, чем знать, что Христос умер за грешников и что Его работа не просто теоретична, но реальна?

Церкви необходимо снова бросить вызов миру смелым провозглашением Евангелия, которое является оскорбительным — оскорбительным, потому что в нем говорится о Боге, спасающем тех, кого Он пожелает, оскорбительным, потому что оно провозглашает суверенного Спасителя, который искупает Свой народ.

______________________________

Перевод Inquisitor Eisenhorn

Джеймс Уайт
Трудится в реформатской баптистской церкви г. Финикс (штат Аризона, США), а также является директором служения “Альфа и Омега” (https://www.aomin.org).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *