Я помню, как один теолог, в попытке ответить на этот вопрос придумал каламбур, основывающийся на двусмысленности английских фраз: «Что такое разум? Это нечто нематериальное. (или «Это не важно») А что такое материя? (или «Что случилось?») Это не разум. (или «Не бери в голову»)».

Он пытался сказать нам, что наш разум, неразделимо связанный с органом нашего тела — мозгом, тем не менее, не равен ему по сути. Мозг может быть вместилищем разума, может быть органом, который тело использует, чтобы думать. Но есть разница между мозгом, который думает и самим процессом мышления. Так что мы задаёмся вопросом: «Что такое мысль?» Является ли она всего лишь биохимическим электроимпульсом, который полностью может быть измерен с помощью физических приборов? Или есть нечто не физическое, духовное в мыслительном процессе, и это присуще именно людям?

Мы знаем, что в процессе мышления появляются идеи и концепции, и мы считаем, что источник мышления расположен у нас в голове, а не, скажем, в кончиках пальцев рук или ног. Мы также знаем, что физические повреждения или химическое воздействие могут изменить наше мышление. Мы знаем, что существуют психические заболевания, которые не дают людям мыслить рационально, но, также, есть люди, которые, будучи совершенно здоровыми психически, тем не менее, иногда мыслят не рационально. Поэтому мы часто задаёмся вопросом о том, где проходит граница между психическим здоровьем и болезнью, между здравым смыслом и безумием. Иногда говорят, что существует тонкая грань между гением и безумцем, между тем, кто мыслит очень глубоко и тем, кто переходит эту границу и доходит до сумасшествия. И есть такие люди, которые регулярно пересекают эту грань в обоих направлениях.

Есть ли такое время, когда мы не думаем? Бывает так, что мы не размышляем о чём-то серьёзно, не анализируем и не строим логических умозаключений, а просто мечтаем. Но, даже в этот момент, мы думаем. У нас появляются идеи, и мы их осознаём. Существует, тем не менее, феномен, при котором наши мысли во сне принимают очень странные формы. Мы все когда-то просыпались от кошмарных снов, это происходило тогда, когда наши мысли начинали нас очень пугать.

Всё это ещё больше усложняет задачу определения того, что на самом деле представляют собой разум и процесс мышления. Будучи христианами, мы знаем, что Писание чётко говорит о том, что человек — это существо наделённое моралью. То есть существо, которое способно мыслить и вести себя в соответствии с некими моральными стандартами или вопреки им. Стандартом, естественно, является Божий Закон, и Бог возложил на нас обязанность повиноваться ему.

Мышление является неотъемлемой способностью морального существа, но не единственной. Историческое христианство признаёт, что здесь, также, необходимо присутствие воли. То есть, моральные существа должны обладать волей. Они должны быть способны выбирать, способны принимать решения. Будучи моральными существами, мы обладаем волей.

Но нам надо задать себе вопрос: «Что такое воля?». Джонатан Эдвардс, ключевой мыслитель в вопросах о природе и функции человеческой воли, сказал, что воля — это разум, делающий свой выбор. Он имел в виду, что человек, принимающий волевое решение и осуществляющий моральный выбор, должен быть в состоянии полного осознания происходящего. То, что мы делаем в бессознательном состоянии, обычно не расценивают как моральное или аморальное. Также мы различаем в наших телах те функции, которыми мы можем управлять и те, которые нам не подвластны. Мы не можем решить биться нашему сердцу или нет. Оно работает без участия нашей воли.

Чтобы принять моральное решение, нам нужно сначала понимать в чём оно заключается и какие есть варианты в принятии решения, так что ум обязательно принимает в этом участие. Так что, будучи людьми, мы не можем считать, что морально-этические решения принимаются без участия мыслительного процесса, скорее наоборот, наши действия совершаются исходя из того, что мы выбираем с помощью разума. Вот почему Писание призывает нас к обновлению ума, чтобы мы начали думать в категориях угодных Богу, чтобы наши мысли повлияли на наш выбор, в соответствии с Божьим Законом. Разум очень важен для жизни по христианским ценностям.

Этому библейскому взгляду противостоит психический детерминизм. Знаменитый психолог Б.Ф. Скиннер пришёл к заключению, что все наши реакции определяются нашим окружением и нашим психологическим устройством. И эта идея повлияла на многие другие сферы науки. Конечно же, оценка того, как психическое устройство влияет на наше мышление, может иметь для нас большое значение, но, согласитесь, что идея о том, что всё наше поведение определяется только нашим окружением и психологией, не лишена проблем.

Первое, человека нельзя будет ни в чём обвинить. Если психологическое устройство человека и его окружение абсолютным образом определяют его поведение, то ни вину, ни невиновность человека нельзя доказать или опровергнуть. У человека нет выбора, он только выполняет свою «программу».

Второе, главным аргументом против идеи о психическом и ситуационном детерминизме является то, что он не выдерживает собственной критики. Нам пришлось бы сказать, что все идеи Скиннера о разуме и воле сами определяются его биохимическими реакциями и его обстоятельствами, поэтому его идеи не более ценны, чем идеи любого другого человека. С таким же успехом, я могу относиться к чужому мнению, как к инстинктам гориллы или гиппопотама, поскольку психологический и обстоятельственный детерминизм отрицает смысл самого мышления.

 

_________________________

Оригинал статьи на сайте tabletalkmagazine.com

Поделиться
Написал Роберт Спрол
Роберт Чарльз Спрол (1939 -2017) - основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигоньер». Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св.Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.