Давайте остановимся на пяти принципах кальвинизма, отличающих реформатскую теологию от других богословских учений:
1) полная испорченность
2) безусловное избрание
3) ограниченное искупление
4) непреодолимая благодать
5) неотступность святых
Многие, кто причисляет себя к «четырех-принципным» кальвинистам, принимают все приведенные выше пункты, кроме третьего: ограниченное искупление.
Я лично предпочитаю термину «ограниченное искупление» термин «определенное», или «избирательное искупление», поскольку он сосредоточивает внимание на цели Христова искупления. Он связан с Божьим замыслом, в соответствии с которым Христос был послан, чтобы взойти на крест.
Все, кто не принадлежит к числу универсалистов, охотно соглашаются с тем, что подвиг Христов действен лишь в отношении людей верующих. Искупление ничем не может помочь тем, кто не верует. Смертью Христа спасены далеко не все. Равным образом никто не возражает против утверждения, что смерти Его было достаточно для искупления вины всех людей. Иные трактуют это следующим образом: искупления Христова достаточно для всех, но действенно оно лишь в отношении некоторых.
Эти объяснения, однако, не затрагивают глубинной сущности вопроса об избирательности искупления. Те, кто отрицает избирательное искупление, настаивают на том, что искупительный подвиг Христа был задуман Богом для покрытия грехов всякого живущего на этой земле. Согласно этой теории, спасение каждого возможно, но никто не может быть уверен в нем совершенно. Такой замысел искупления можно охарактеризовать как неограниченный и неопределенный в одно и то же время.
Реформаты утверждают, что искупительное служение Христа было предназначено только для избранных и только ради них состоялось. Христос положил жизнь за овец Своих и ни за кого другого. Искуплением бесспорно спасены все избранные. Искупительный подвиг Христа несет реальное спасение, а не просто предоставляет для него потенциальную возможность. Такая точка зрения исключает всякие трактовки, согласно которым Божий замысел искупления может быть каким-то образом нарушен или расстроен. Цель задуманного Богом спасения неизменна.
Реформатские богословы расходятся во взглядах относительно искупления, предлагаемого всему роду человеческому. Некоторые считают, что благая весть предлагается всем без исключения. Крест и блага, которые он несет, предложены любому, кто верует.
Другие настаивают на том, что идея универсального предложения способна лишь сбить с толку и вообще включает своего рода жонглирование словами. Коль скоро уверовать могут только избранные, то в действительности предложение распространяется только на них. Блага, предоставляемые искуплением Христовым, никогда не предлагаются Богом нераскаявшемуся или неверующему. Поскольку вера и раскаяние являются необходимым условием, которому удовлетворяют лишь избранные, следовательно, в конечном счете, искупление предложено только им. Иоанн пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:2). Эту библейскую цитату чаще всего используют противники идеи избирательного искупления. На первый взгляд может показаться, что это аргумент, подтверждающий, что смерть Христа была предназначена для всех и каждого (для всего мира).
Однако, если рассматривать этот текст с такой позиции, он доказывает гораздо больше, нежели того хотелось бы теологам-нереформатам. Он становится свидетельством в пользу теории универсализма. Если Христос и в самом деле удовлетворил все требования божественного возмездия за грехи каждого человека, тогда очевидно, что все как один должны быть спасены. Если бы Бог наказывал за грехи, которые уже были искуплены, Он поступал бы несправедливо. Если этот текст понимать так, что грехи каждого были условно искуплены (на случай возможного уверования и раскаяния), тогда мы опять-таки возвращаемся к изначальному вопросу об избранных, то есть тех, кто способен удовлетворить этим условиям.
Иное дело, когда мы подходим к данному тексту, осознавая разницу между нашими грехами и грехами всего мира. Кто те люди, которых подразумевает определение «наши»?
Если Иоанн имеет в виду только своих верующих собратьев, то приведенное выше толкование вполне уместно. Но единственный ли это смысл слова «наши»?
В Новом Завете спасение, обретаемое евреями, часто противопоставляется спасению, обретаемому не-евреями. Главное значение благой вести состоит в том, что она предназначена не только еврейскому народу, но всем людям по всей земле, каждому племени и каждому народу. Бог любит весь мир, но Он не спасает весь мир. Он спасает людей во всех уголках мира. В приведенном выше отрывке Иоанн, вероятно, говорит о том, что Христос искупает не только наши грехи (то есть верующих евреев), но и грехи избранных во всем мире.
Во всяком случае весь этот замысел был предрешен Богом задолго до появления на земле живых существ. Христово искупление грехов человеческих не было придумано задним числом. Цель Его смерти была предопределена Богом еще при сотворении мира. Служение Христа не совершалось наугад – чтó, мол, из этого выйдет? – оно вершилось в строгом соответствии с замыслом, имевшим вполне определенную цель, – замыслом, который осуществляется верховной властью Божией. Все люди, ради которых умер Христос, искуплены Его жертвенным деянием.
Библейские стихи для размышления:
Матфея 1:21
Иоанна 3:16
Иоанна 10:27-30
Иоанна 17:9-12
Деяния 20:28
Римлянам 8:30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. Термин «определенное искупление» заменяет принятый термин «ограниченное искупление».
2. Термин «определенное» указывает на пределы замысла Божия касательно искупления и предназначения Креста.
3. Все, кто не принадлежит к числу универсалистов, согласны с тем, что искупление Христово является достаточным для всех людей, но действенно оно только в отношении тех, кто верует.
4. Искупление Христа было вполне реальным, а не потенциальным или условным.
5. Искупление в широком смысле предлагается всем; в ограниченном смысле оно даруется только избранным.
6. Учение Иоанна о том, что Христос умер за грехи всего мира, означает, что к числу избранных могут принадлежать не только израильтяне, но и люди во всех уголках земли.
_________________________
Источник: Спрол Р.Ч. «Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.