В предыдущем постинге мы говорили об утверждении Иисуса «Я есмь Дверь» (Ин. 10:7, 9), которое подчеркивает безопасность и изобилие для тех, кто верит в Него. В этой записи мы поговорим об утверждении: «Я есмь Пастырь добрый» (Ин. 10:11, 14), которое сосредотачивает наше внимание на огромной любви и заботе к нам, даже до того, чтобы положить Свою жизнь за нас (Ин. 10:17, 18).
Концепция Бога как пастыря уходит корнями в ВЗ. Псалом 22 гласит: «Господь – Пастырь мой» (ст. 1). В Иеремии 23 пророк говорит о собрании Израильского народа как отары рассеянных овец (ст. 1-3). В Иезекииля 34 пророк заявляет: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их… Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог» (ст. 12, 15).
Слушатели, к которым обращался Иисус, хорошо знали эти отрывки, а также были не понаслышке знакомы с овцеводством, которое было широко распространено в Израиле. Это профессия подразумевала как опеку, так и жертвенность. С учетом всего этого мы должны толковать слова Христа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (10:11).
В более широком контексте нашего отрывка, ст. 7–10, Иисус уже назвал Себя дверью для овчарни. В продолжение этой тематики, ст. 11–18 изображают Христа пастырем, даже «добрым» (ὁ καλός) пастырем. В оригинале выделено прилагательное добрый. В греческом есть два слова, которые можно перевести как «добрый» – ἀγαθός (агатос) и καλός (калос). Агатос обозначает что-то благожелательное и ценное, но калос говорит о чем-то превосходном. Превосходный характер Христа проявлен особенно ярко в том, что Он полагает Свою жизнь за Своих овец, о чём свидетельствует неоднократное повторение (10:11, 15, 17, 18). Христос говорит, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Предлог «за» (ὑπέρ) означает «на благо» или «ради кого-либо» (6:51; 11:4; 17:19). Суть в том, что Иисус, как добрый пастырь отдаёт Свою жизнь на благо/ради Своих овец, то есть спасает их от вечной погибели и обеспечивает их вечной жизнью.
Подчёркивая важность этой концепции, Иисус повторяет: «Я есмь пастырь добрый» в ст. 14. Суть в том, что только Иисус является добрым пастырем по нескольким причинам. Иисус не «чужой» (ст. 5), но знает Своих овец (ст. 27). В контексте Иисус ясно заявляет, что он знает Своих по имени (v. 3), то есть имеет с ними близкие личные отношения. Также, мы видим, что овцы имеют близкие отношения с Ним, они «знают» (οίδα) своего Пастыря (ст. 3, 4). Иисус – не вор и разбойник (ст. 1, 8, 10), овцы принадлежат Ему, Он владеет ими (ст. 3, 4). Более того, Иисус не является «наемником» (ст. 12, 13). Иисус любит Своих овец настолько, что Он готов отдать Свою жизнь за них, (ст. 11, 15, 17, 18). Как же удивительна картина отношений между Христом и Его учениками в этом отрывке!
Спасибо.