Почему Бог приготовил так много мучений для Павла как первого миссионера, служившего на передовых позициях? Бог суверенен. Любому ребенку известно, что Бог мог бы запросто сбросить сатану в глубочайшую бездну прямо сегодня, пожелай Он этого, и враг оставил бы церковь в покое. Но Бог жаждет миссионерского успеха церкви, ее прорыва сквозь бури и страдания. Почему? Я назову шесть причин.

Страдания утверждают веру и способствуют святости

Павел следующим образом описывал свои личные переживания:

«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.» 2 Коринфянам 1:8-9

Павел не винит в своих страданиях сатану, но считает случившееся делом Божьих рук для укрепления его веры. Бог убрал все костыли, чтобы у Павла не осталось более иного выбора, как только положиться на Господа и уповать на обещанное воскресение из мертвых. В этом первая причина страданий миссионеров: отлучить нас от мира и научить надеяться полностью на одного только Бога (см. также Рим. 5:3-4). Поскольку свобода любить является результатом такого радикального упования (Кол. 1:4-5), боль становится основным инструментом воспитания сострадания у Божьих служителей.

Страдания наполняют ваш сосуд

Когда мы страдаем в терпении, увеличивается наша награда на небесах – награда, состоящая в приобщении к Божьей славе. Павел частично говорит об этом во 2 Коринфянам 4:17-18:

«Ибо кратковременное легкое страдание ваше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.»

Страдания Павла поистине «производят в безмерном преизбытке вечную славу». Стоит очень серьезно отнестись к его словам. Он не просто пишет о великой надежде, пребывающей на небе и помогающей преодолевать испытания. Это, конечно же, так. Но апостол, кроме того, говорит о прямой связи между страданиями и «переизбытком вечной славы». По всей видимости, степень славы зависит от перенесенных мучений. Несомненно, слава во много раз превосходит страдания, как учит Павел в Послании к римлянам 8:18: «Думаю, что нынешние временные страдания наши ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Однако размеры, ощущение этой славы представляются в той или иной мере зависимыми от бедствий, которые мы покорно и с верой претерпеваем здесь на земле.

Страдания вселяют дерзновение в других

Бог использует страдания миссионеров, чтобы пробудить остальных от безразличной дремоты и придать им смелости. Находясь в узах в Риме, Павел написал церкви в Филиппах: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать Слово Божие» (Фил. 1:14). Если нужно, Бог обратит страдания своих верных посланников в пробуждение для уснувшей церкви, побудив ее на смелые поступки ради Господа.

Страдания восполняют недостаток скорбей Христовых

Страдания Христовых посланников служат благу людей, которым они благовествуют, и открывают двери для Евангелия. Именно так Павел смог донести Благую весть до жителей Фессалоники.

«Вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого» (1 Фес. 1:5-6). Фессалоникийцы сделались подражателями Павлу, перенеся многие скорби с радостью. «Таков» Павел был между ними. Именно страдание повлияло на людей, зажгло в них неподдельную любовь и открыло им истину.

Сходную мысль Павел высказывает в Послании к колоссянам 1:24: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». В плане искупления, скорби Христовы не имеют никакого недостатка. Но людям, не знакомым с муками распятия, недостает знания всей полноты Его скорбей. Павел ставит перед собой задачу не только проповедовать народам о скорбях Иисуса, но также страдать со Христом и за Христа так, чтобы люди увидели в нем «скорби Христовы». Тем самым он следует примеру Христа, полагая свою жизнь за жизнь церкви. «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10).

Страдания приводят в силу миссионерское поручение идти и учить

Бог использует страдания в жизни церкви, чтобы послать миссионерские войска туда, куда при других обстоятельствах они бы не попали. Именно такое влияние, по свидетельству Луки, оказало убиение Стефана и последовавшие за этим гонения. Бог побуждает церковь к миссионерскому служению при помощи переживаемых ею скорбей. Поэтому не стоит поспешно осуждать кажущийся спад и тактические ошибки в жизни церкви. Если посмотреть на вещи глазами Бога, искусного Стратега, можно увидеть, как всякий спад становится передислокацией войск для великого наступления и великого свидетельства Его мудрости, силы и любви.

Страдания являют господство Христа

Через страдания миссионеров Бог показывает силу и достаточность Христа. Страдания являют главенство Бога, Его превосходство во всем. Отказав Павлу в его просьбе убрать «жало» из «плоти», Бог говорит апостолу: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». На что Павел ответил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-10).

Мы можем радоваться в скорбях, ибо ценность награды на небесах гораздо больше всех наших потерь от страданий на земле. Таким образом, радость в скорбях доказывает всему миру, что сокровище наше на небесах, а не на земле, и сокровище это во много раз ценнее всего самого дорогого в мире. Превосходство Божьей ценности сияет через боль, которую с радостью переносит Его народ ради Его имени.

 

Данный материал основан на книге Джона Пайпера «Да веселятся народы!» стр. 90-109.

Поделиться
Написал Джон Пайпер
Основатель интернет-портала DesiringGod.org и Вифлеемского Колледжа и Семинарии. Он 33 года совершал служение пастора Вифлеемской Баптистской Церкви в городе Миннеаполис.