Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»

(Исх.20:4)

Павел в Послании к Римлянам 1:18-32 говорит, что падший человек стремится скорее не к атеизму, а к идолопоклонству.

Отвергнув сущего истинного Бога, грешники скорее не отвергают поклонение как таковое, а создают себе всевозможных богов «на замену» Создателю небес и земли. Без благодати мы остаемся в Адаме и ненавидим Того, кто явил Себя через природу и Библию. Вместо этого мы творим себе божеств по образу своему и подобию. Некоторые изготавливают статуэтки, олицетворяющие этих богов – только представьте все множество индуистских божеств. Другие творят себе в уме бога, которому хочется поклоняться – «моего собственного Бога, который никого не осудит и не отправит в ад». Падшее сердце человека, по словам Жана Кальвина, это фабрика по производству идолов, каждый раз создающая новый образ лжебогов.

Именно в этом контексте стоит рассматривать вторую заповедь, запрещающую делать изображение любого идола (Исх. 20:4-6). Из-за склонности к идолопоклонству мы должны отбросить всякую попытку вообразить Бога помимо того, что открыто через Слово. Господь имеет абсолютное право являть и открывать Себя так, как Он Сам пожелает. Он решил не открывать Своего Духа видимым образом (Втор. 4:15-31). Попытка нарисовать любое божество помимо Иисуса Христа, какими бы благими не были намерения, будет означать изваяние идола и нарушение Божьего права являть Себя таким образом, как Он сам пожелает. К тому же это подрывает Его заповедь о том, как Ему поклоняться.

Многие представители традиционного реформатского движения толкуют вторую заповедь как запрет на любое искусство в поклонении. Однако не любое изображение имеется в виду в этой заповеди. Бог запрещает делать изображение Его самого, но через несколько глав дает указание изваять херувима (Исх. 26:1). Господь несомненно не противоречит Себе. Поэтому многие исследователи Библии утверждают, что во второй заповеди дается запрет на изображение того, что не было явлено Богом – Его божественной сущности. Изображение же всего явленного, в том числе всего творения, разрешено. Безусловно, в определенных обстоятельствах такие изображения делать не мудро, потому что тогда люди могут начать ложно поклоняться. Но несомненно, Бог не дает всеобъемлющего запрета на искусство в местах поклонения.

Coram Deo
Некоторые скажут, что в месте поклонения не должно быть никакого изображения вообще. Такое мнение достойно уважения, но мы верим, что запрет на искусство означает пренебрежение фактом, что Господь есть источник всякой красоты. Любые произведения искусства, находящиеся в месте поклонения, ни в коем случае не должны мешать нам созерцать красоту Господа (Пс. 26:4) и поклоняться по богатству Его красоты.

Отрывки для дальнейшего изучения
Втор. 5:8-10
Псалом 134: 15-18
Иез. 8
1 Ин. 5:21

_________________

Оригинал статьи на сайте ligonier.org

Перевод сделан — Hleb Yermakou

Роберт Спрол
Роберт Чарльз Спрол (1939 -2017) - основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигоньер». Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св.Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *