ТЕОДОР БЕЗА

Первый Кальвинист

Теодор Беза родился в низшем дворянском сословии Франции и получил там прекрасное образование, готовясь к карьере юриста. По Божьему благому провидению, в возрасте девяти лет его отправили учиться к Мельхиору Вольмару, немецкому лютеранину, который не только обучал его греческому и латыни, но и проповедовал Безе о Христе. Беза сказал о начале обучения у Вольмара, что это было «началом всего хорошего, что я получил с того времени и что, я надеюсь, получу в будущем в моей будущей жизни».

Второй пилот Кальвина

Однако после завершения образования Беза вел беспутную жизнь в Париже в течение десяти лет, пока не оказался прикованным к постели и некоторое время был близок к смерти. Затем, в 1548 году, Бог привел его в чувство. Беза вернулся к своей посвященности Иисусу и бежал из Франции в Швейцарию к реформаторам. Он начал обучать пасторов в Лозанне, и через 10 лет году был приглашен в Женеву, чтобы служить под руководством Джона Кальвина. Беза и Кальвин установили тесную связь в последние годы жизни последнего. Кальвин писал, что он «глубоко заботится о Безе, который любит меня больше, чем брат, и почитает больше, чем отец».

За исключением нескольких поездок за пределы швейцарского города-государства, Беза провел остаток своей жизни в Женеве — часто в тяжелых условиях. Он никогда не знал, вторгнутся ли католики в город и перебьют ли его жителей, и ему приходилось бороться с нарастающей волной лютеранской полемики против протестантов-реформаторов.

Защитник Женевы

Беза оставил свой след в Реформации несколькими способами. Во-первых, на него выпало бремя руководства Реформацией в Женеве после смерти Кальвина в 1564 году. В течение следующих сорока лет Беза служил пастором и профессором, ездил во Францию, чтобы помочь осажденным там протестантам, и вел дебаты между католиками и лютеранами.

Джон Кальвин, несомненно, был отцом кальвинизма, но Беза, вполне возможно, был первым кальвинистом. Он также придал форму тому, что мы сейчас называем кальвинизмом, объясняя и защищая библейские доктрины, заново открытые Кальвином. Через свое преподавательское и писательское служение Беза отстаивал вменение праведности Христа как необходимое условие оправдания грешника, объяснял справедливость двойного предопределения и объяснял утешение, которое верующий получает от целенаправленного искупления, которое совершается посредством жертвы Христа.

В дополнение к своему пасторскому руководству, Беза дал молодой франкоязычной реформатской церкви необходимую литературу, чтобы помочь ее росту. При жизни Беза был наиболее известен своей работой над Новым Заветом, кульминацией которой стали его «Аннотации к Новому Завету». Этот лингвистический шедевр включал греческий текст Нового Завета, перевод латинской Вульгаты и оригинальный латинский перевод Безы. Беза добавил свои текстуальные сноски и пояснительные примечания, продемонстрировав, что реформатская вера была четко библейской. Его примечания в «Аннотациях» повлияли на английский перевод Библии 1560 года, Женевскую Библию, которая стала самым популярным переводом Библии среди пуритан. Греческий текст, опубликованный Безой, был использован переводчиками Библии короля Якова 1611 года.

Под могущественной рукой Бога

Беза унаследовал библейское видение Кальвина о великом суверенитете Бога над всеми делами человеческой жизни. После смерти Кальвина Беза жил в бурные времена, переживая испытания, которые заставили его довериться Господу. Например, в 1587 году, когда казалось, что Женева вот-вот будет захвачена католиками, Беза призвал своих прихожан уповать на доброе провидение Небесного Отца:

«Эта доктрина полна прекрасного утешения. Ибо таким образом мы понимаем, что силой нашего Бога ярость этого голодного льва ослаблена и обуздана, и что Бог никогда не позволит ему сделать что-либо против своих детей, что не будет им во благо и на пользу, как говорит нам апостол (Римлянам 8:28), а также учит нас на своем примере (2 Коринфянам 12:17)».

Действительно, говорил он своим слушателям, наша единственная надежда заключается в том, что наш Бог суверенен — настолько суверенен, что может спасти нас от наших грехов, когда мы совершенно мертвы духовно:

«В нашей природе нет ничего, кроме самого отчаянного и упрямого бунтарства, пока Дух Божий не прогонит, во-первых, темноту нашего разума, который не может и не хочет сам по себе даже помыслить о Божьем (2 Коринфянам 3:5), а во-вторых, исправит бесцеремонность нашей воли, которая является врагом Бога и всего, что подлинно является хорошим (Римлянам 5:10 и 8:7)».

Беза считал, что поскольку Бог царствует и обладает всей властью, христиане могут надеяться на Его благость, которая спасет их и защитит от опасностей их земного паломничества.

______________________________________

Переведено для сайта semperreformanda.ru
Оригинал статьи на www.desiringgod.org

Шон Райт
Доцент кафедры церковной истории Южной баптистской теологической семинарии в Луисвилле, штат Кентукки. Трудится пастором баптистской церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *